Вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:53, реферат

Описание

Перед логопедами в их повседневной практике встают актуальные задачи: осуществлять коррекцию фонетической (звуковой) стороны речи, расстройство которой возникло на почве анатомо-физиологических отклонений; развивать речь как средство общения и основу мышления.
Если вопрос о методах перевоспитания нарушенного звукопроизношения и постановки правильных артикуляционных укладов звуков речи практически разрешается успешно, то устранение назализованного фона (гиперринофонии) экспрессивной речи удается далеко не всегда.

Работа состоит из  1 файл

реферат ринолал.docx

— 29.95 Кб (Скачать документ)

Введение:

В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии  ринолалию выделяют, как одну из сложных клинических форм.

В России разработкой методологических приемов по ринолалии занимались Е.Ф. Рау,1933г., Ф.А. Рау, 1933г., З.Г. Нелюбова ,1938г., В.В. Куколь, 1941г., А.Г. Ипполитова, 1955г., 1963, С.Г. Таптапова, 1963г., Т.Н. Воронцова, 1966г., Н.Н. Сереброва, 1969г., Л.И. Вансовская, 1977г., И.И. Ермакова, 1980г, 1984.

В связи с ухудшением экологической  обстановки, снижением уровня жизни  семей не уменьшается, а увеличивается  число детей с врожденными  расщелинами. Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление  таких детей и оказание им комплексной  медико-психолого-логопедической помощи.

Помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему для логопедии, психологии и целого ряда наук медицинского цикла.

Перед логопедами в их повседневной практике встают актуальные задачи: осуществлять коррекцию фонетической (звуковой) стороны речи, расстройство которой  возникло на почве анатомо-физиологических  отклонений; развивать речь как средство общения и основу мышления.

Если вопрос о методах  перевоспитания нарушенного звукопроизношения  и постановки правильных артикуляционных  укладов звуков речи практически  разрешается успешно, то устранение назализованного фона (гиперринофонии) экспрессивной речи удается далеко не всегда.

Известно, что результат  работы по устранению назализации зависит  от ряда объективных условий: от анатомо-физиологических  данных (чем длиннее и подвижнее  мягкое небо и уже мезофарингс, тем надежнее получение положительного эффекта; от состояния слуховой функции и слухового внимания пациентов; от времени, когда была произведена операция и начато логопедическое обучение (чем раньше, тем лучше результат); от путей и методов логопедического воздействия.

В данной работе  будут  рассмотрены вторичные нарушения  в структуре дефекта при ринолалии.

1. Основные понятия.

Ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок.

Тембр голоса при ринолалии  по своим проявлениям отличается от дислалии наличием назализации.

Назализация (лат. nasus, «нос») — изменение звука, состоящее в приобретении звуком носового тембра и вызванное поднятием нёбной занавески и выходом голоса одновременно через рот и нос. Назализации в языке могут подвергаться звуки (гласные и согласные) в положении перед носовыми; при дальнейшем развитии назализации такие звуки могут переходить в носовые; носовые согласные после носовых гласных такого происхождения нередко подвергаются утрате. То же было в общеславянском языке, предке русского и других славянских языков.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.

У человека при нормальной фонации, во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой  полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются  нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых  и задних стенок глотки.

Одновременно с движением  мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик  Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается  на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит  от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном «  в», самое сильное — при «с», обычно в 6—7 раз сильнее, чем при « а».

При нормальном произнесении назальных звуков « м, м', н, н'» воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

От характера нарушения  функции небо – глоточного смыкания выделяются разные формы ринолалии, такие как:

1. Открытая ринолалия. При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

2. Закрытая ринолалия .Закрытая ринолалияобразуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых «м, м', н, н'». При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

3. Смешанная ринолалия. В некоторых источниках  (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска), можно встретить смешаннуюринолалию   характеризующееся пониженным носовым резонансом припроизнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, до слизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Помимо избыточной открытой назализации, при врожденных незаращениях нёба голос,  бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным. Но так же можно заметить, что голос детей с незаращениями нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут и гулят нормальным детским голосом. Изменения тембра голоса у ребенка впервые проявляется при лепете, когда он начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

При таком заболевании, как  ринолалия,  речь ребенка развивается с опозданием. Первые слова появляются к двум годам или значительно позже и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые изменения.

В первую очередь следует  отметить крайнюю невнятность речи больных. При ринолалии,  у детей, появлении слов и фраз мало понятны для окружающих ,так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Из - за  дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом, за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) в при излишней активизации лицевых мышц.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке  с выдохом воздуха через нос  и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Больные ринолалией обычно не замечают дефектов своей речи. Прослушивание записи своей речи стимулирует их к серьезным логопедическим занятиям.

Таким образом,  в деятельности  речевой структуры при ринолалии, ведущим звеном нарушения, является дефект  фонетико – фонематического строя речи. При этом первичным является нарушение фонетического оформления речи, а вторичным - нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия.  Этот дефект накладывает отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, однако глубокие изменения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

2. Вторичные нарушения  в структуре дефекта.

Рассмотрим  более подробно вторичные нарушения в структуре  речевого дефекта при ринолалии.

Особенности фонематического  слуха.

 При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные артикуляции, что на высших уровнях управления речевым процессом (в коре головного мозга) фиксируется в виде дефектных кинестезий. Таким образом, центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Сами дети с ринолалией воспринимают свою речь как фонетически правильную, не слышат дефекты своей речи. Таким образом, отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха.

 Незаконченность процессов  формирования артикулирования звуков может привести к трудностям при овладении звуковым анализом. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Исследования З.А Репиной подтверждают, что нарушения письма, выявленные у 64,9% обследованных детей с ринолалией, являются вторичными.

 Лексико-грамматические  нарушения. 

 С самого рождения  отмечается запаздывание в развитии  речи ребенка с расщелиной  губы и неба. Первые слова появляются  к двум годам и значительно позже. Импрессивная речь развивается относительно нормально. Качественные особенности проявляются в развитии экспрессивной речи.

 Уровень освоения лексики  и сформированность грамматических форм и категорий языка зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

 Словарь детей недостаточно  точен по употреблению, с преобладанием  слов, обозначающих конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают  существительные и глаголы, дети  мало пользуются прилагательными,  наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен  подбор однокоренных слов.

 Наблюдаются ошибки  грамматического оформления речи: неправильное согласование слов  в роде, числе и падеже, ошибки  в использовании предлогов, в  употреблении падежных форм множественного  числа, неправильное построение  предложений. 

 

 Своеобразие  формирования всех психических  функций. 

Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания. Есть основания считать, что нередко задержка психического развития носит временный характер и успешно устраняется в адекватных дефекту условиях обучения и воспитания.

Отмечается  своеобразное становление личности. Причинами  этого могут являться: неблагоприятные  условия жизни в коллективе, нарушение  речи как средства коммуникации, одностороннее  общение с коллективом. И как  результат этого, происходит замкнутость, застенчивость и раздражительность. Постепенно снижается мотивация  общения и может повыситься агрессивность. В таких случаях может понадобиться помощь  психоневролога и невропатолога. Так же следует отметить негативные последствия длительной госпитализации детей с врожденной небной патологией, усугубление особенностей поведения детей с ринолалией при неправильном семейном воспитании. Отклонения психического развития у данной категории детей встречаются в 20 раз чаще, чем у детей с нормальным развитием челюстно-лицевого аппарата.

Отмечено, что у детей  с незначительным дефектом речи, вторичные  невротические психические процессы относительно сохранны и не нарушают адаптацию детей в семье, а  также в дошкольном и школьном коллективах. При выраженной степени  дефектов речи отмечается серьезное  нарушение психических процессов. В результате длительной и хронической астенизации у детей с открытой ринолалией наблюдается неустойчивое и рассеянное внимание. Из-за этого страдает познавательная деятельность. Также снижается объем вербальной памяти. Медленнее протекает процесс запоминания, долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушается. Из-за речевого недоразвития наблюдается недостаточность словесно-логического мышления. Затрудняется восприятие учебного материала. Выражено нарушение эмоционально - волевой сферы.

Чаще у детей с расщелинами  наблюдаются функциональные нарушения  нервной системы, выраженные психогенные  реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и т.д.

 Следует отметить негативные  последствия длительной госпитализации  детей с врожденной небной  патологией, усугубление особенностей  поведения детей с ринолалией при неправильном семейном воспитании. Необходимо проведение психотерапевтических мероприятий с членами семьи ребенка и с ним самим с целью предупреждения трудностей поведения и коррекции личности ребенка с небной патологией. Отклонения психического развития у данной категории детей встречаются в 20 раз чаще, чем у детей с нормальным развитием челюстно-лицевого аппарата.

Дисграфия, дислексия

Вторично обусловленные  особенности восприятия речевых  звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь отклонений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умеет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, ярко проявляются специфические нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные слова, отсутствие должной речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность.

Дисграфические ошибкив письменных работах детей с расщелинами нёба, весьма разнообразны.

Информация о работе Вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии