Выдающиеся мастера педагогического труда А. Макаренко, В. Сухомлинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:24, реферат

Описание

1. Основные этапы жизни и деятельности А. Макаренко. 2. А. Макаренко о педагогическое мастерство. 3. Система работы новатора А. Макаренко как пример для становления педагога-мастера. 4. В. Сухомлинский - человек, учитель, ученый. 5. Новаторские идеи педагога В. Сухомлинского. 6.В. Сухомлинский об учителе и школу. 7. Педагогическая задача: структура, примеры.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Реферат на тему: Выдающиеся мастера педагогического труда А. Макаренко, В. Сухомлинский План. 1. Основные этапы жизни и деятельности А. Макаренко. 2. А. Макаренко о педагогическое мастерство. 3. Система работы новатора А. Макаренко как пример для становления педагога-мастера. 4. В. Сухомлинский - человек, учитель, ученый. 5. Новаторские идеи педагога В. Сухомлинского. 6.В. Сухомлинский об учителе и школу. 7. Педагогическая задача: структура, примеры. 1. А.С. Макаренко родился 13.03.1888 года в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего ж / д мастерских. В 1901 pоци семья переехала в п. Крюкова (под Кременчугом. 1904 - окончил 4-х классное училище, впоследствии - однолетние педагогические курсы. 1905 - 1911 - народный учитель в 2-х классном ж / д училище в Крюкове. 1914 - 1917 - учеба в Полтавском учительском институте. 1917 - 1920 - инспектор в Крюкове, учитель в Полтаве. 1920 - 1927 - работа в колонии им. Горького. 1927 - 1935 - работа в коммуне им. Ф. Дзержинского. 1935 - 1936 - помощник начальника по руководству трудовыми колониями МВД УССР. 1937 год - переезд в Москву, литературная деятельность, выступления перед учителями (09.03.39 выступает перед студентами и преподавателями Харьковского педагогического института с опытом работы в колонии и коммуне). Умер 1 Апрель 1939. Самое известное произведение А.С. Макаренко - "Педагогическая поэма" написано в 1928 pоци (напечатано Горьким в 1933 - 1936 гг.) В 1938 pоци - "Флаги на башнях", 1936 году - "Книга для родителей". В Германии работала "лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко "(1968 год) В Японии в 70-е годы издано" Наброски мировой истории педагогики "(40 томов), в 16 томе - подробно изложены достижения А. Макаренко. 2. "... Я работал 32 года педагогом ..., и старался размышлять над своей педагогической работой ..., и у меня была некоторая своя ... манера педагогического труда. Эта манера пришла ко мне не от моих талантов. Она пришла от необходимости, от характера того дела, которую мне поручили "[Т. 4. 281]." Многие считают меня специалистом по работе с бездомными. Это неправда. Я всего работал 32 года, из них 16 лет - в школе и 16 лет-с беспризорными. Правда, в школе все свою жизнь я работал в особых условиях - в заводской школе, находилась под постоянным воздействием рабочей общественности, общественности партийной "[Т.4. 110]. В статье А. Макаренко "Некоторые выводы из моего педагогического опыта": педагогическое мастерство определяется как "истинное знание воспитательного процесса ... "[Т.4.234]. В статье "О мой опыт" А. Макаренко пишет: "Педагогическая мастерство - совсем не простое дело ... Мастерство воспитателя не является неким особым искусством, которое требует таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерства, как надо учить музыканта ..., возможно и нужно развивать зрение ... Это необходимо для воспитателя. Надо уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть описано в спецкурсе .... Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении собственным лицом ... Педагог не может не играть ... Ученику иногда надо продемонстрировать муки души, а для этого надо уметь играть ... Я стал настоящим мастером только тогда, когда учился говорить "иди сюда с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто к меня не подойдет или не почувствует того, что нужно. А у воспитателя мастерство проявляется на каждом шагу ..., надо уметь управлять своим настроением. "[Т.4. 262]. "Надо уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться "[Т.4.242]. "Движения - это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым - это не пустое. Умение встать - тоже много значит " [Т.4. 318]. "Я на внешность обращал первую внимание. Внешность имеет большое значение в жизни человека ... Я требовал не только аккуратности, но изысканности, чтобы они могли ходить, стоять, говорить. Они были очень приветливый, вежливыми джентльменами. И это совершенно необходимо "[Т.4. 456]. А. Макаренко определил компоненты педагогической техники: "... это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота. И есть еще много таких признаков мастерства, прямых привычек, средств, каждый педагог, каждый воспитатель должен знать "[Т.4. 234]. "Я не говорил, что у меня нет мастерства ... Я говорил, что у меня нет таланта, а мастерства я добился. Мастерство это то, чего возможно добиться, и как может быть известный мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог ... И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не покинет нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, - зависит от собственного напора "[Т.4.244]. В работе "Методика организации воспитательного процесса" А. С. Макаренко подчеркивает роль стиля работы с коллективом. Им написаны статьи, полезны как научно-методические советы воспитателям о профессиональном самосовершенствования: "Некоторые выводы из педагогического опыта" "О мой опыт "," Мои педагогические взгляды "," Из опыта работы "," Доклад в педагогическом училище "... (1938 - 1939 pp) и т.д. "Педагогическое мастерство может быть доведена до большого степени совершенства почти до степени техники. В это я верю и всей своей жизнью искал доказательств этой веры ... Нужно, чтобы педагогика овладела средствами воздействия, которые были бы столь универсальные и мощные, что, когда наш воспитанник встретит плохие влияния, даже самые сильные, они бы нивелировались и ликвидировались вашим воспитательным влиянием "[Т.4.313]. А. С. Макаренко считал, что учебные заведения, где ведется подготовка педагогов, отвечающих за формирование у них педагогического мастерства: "... Наши вузы должны решительно перестроить свои программы, они должны давать хорошо подготовленных, грамотных педагогов-техников "[Т.4.383]. 3. Система работы новатора А. Макаренко является примером становления педагога-мастера. В ее основе лежит гуманизм. В письме к М. Горького (22.11.29) А.С. Макаренко писал: "Не может быть воспитание, если не сделано центральную установку на ценность человека ". Качества педагога-мастера по Макаренко: гуманизм, любовь и требовательность к детям; политическая зрелость, социальная активность; педагогический авторитет, основанный на широкой эрудиции и моральной чистоте личности; педагогический такт; деловитость, твердость воли; владение технологией воспитательного воздействия; коммуникативные, организаторские способности, способность к педагогическому творчеству, постоянный поиск оптимальных путей решения воспитательных проблем; педагогическая устойчивость, умение отстаивать свое право на творчество, ответственность за дело воспитания. "Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым, вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывал " [Т.4.172]. Творческая система работы А. С. Макаренко охватывала все стороны всестороннего развития личности. 4. Выдающийся украинский ученый и учитель В. А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в с. Васильевке Онуфриевского района Кировоградщини (Херсонская губерния) в крестьянской семье. 1934 -1935 - обучение в Кременчугском педагогическом институте. 1935 - 1938 - учитель украинского языка и литературы в 5-7 классах (с. Васильевка, с. Зибивка). 1936 - 1938 - заочное обучение в Полтавском педагогическом институте на филологическом факультете. 1938 -1941 - учитель украинского и русского языка в 8 -10 классах, завуч средней школы (с.Онуфриивка). 1941. 07 - 1942. 02 - участник Великой Отечественной войны, политрук роты, инвалид войны. 1942 - 1944 - директор Увинськои средней школы. 1944 -1948 - заведующий районо (с.Онуфриивка). 1948 - 02.09.1970 - директор средней школы с. Павлыш 1955 - защитил кандидатскую диссертацию на тему "Директор школы -Руководитель учебно-воспитательного процесса "(735 с.) 1957 - член - корреспондент АПН РСФСР. 1958 - заслуженный учитель УССР. 1968 - награжден званием Героя Социалистического Труда, член - корреспондент АПН СССР. 1970.02.09-умер В. А. Сухомлинский. Учитель - мастер широкого профиля В. А. Сухомлинский был высококультурным человеком, владел 8 на иностранных языках. Его научно - педагогическое наследие включает более 40 книг, примерно 500 статей, 120 сказок для детей. (См.: Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5 т. - К., 1976 -1977, "Сердце отдаю детям", "Сто советов учителю", "Как воспитать настоящем человеке "," Рождение гражданина "," Павлышская средняя школа ", "Разговор с молодым директором школы", "Родина в сердце", "Родительская педагогика" и другие). 5. Новаторские идеи педагога В. Сухомлинского: - Любовь к детям, вера в творческие силы ребенка. ("Каждый ребенок должна быть счастливой "); - Воспитание через разум, сердце, руки ребенка. "Школа радости" (1951 -1952 рp); - Мудрость педагогической и родительской любви, власти коллектива; - Всестороннее развитие личности каждого ребенка; - Теория воспитания настоящего человека; - Система обучения грамоте через образно-чувственное восприятие детьми 6 лет окружающей среды: эмоции - чувства - восприятия - воображение - образы окружающего мира - образно-эмоциональное мышление - логическое мышление - запоминание - применение разнообразной деятельности (рисование, чтения, размышления, наблюдения, творчество, труд); - Система подготовки к семейной жизни; - Традиции, праздники, культы в воспитании; - Система требований и советов педагогам ("Сто советов учителю", ...) [Т. 2. 418-654]. В работах "Духовный мир школьника", "Рождение гражданина", "Как воспитать настоящего человека "В. Сухомлинский создал идеал подлинной человека, которому присущи такие черты характера: преданность родной земле, родному народу, долг перед ним, любовь к родному языку, уважение к старшим, любовь к матери и отца, бережное отношение к природе, доброта, трудолюбие .. В этих произведениях раскрываются конкретные принципы, истины, поучения, наставления, рекомендации. Подаются они в виде правил, законов как 14 Законов дружбы, правил "Десять нельзя", "Девять недостойных вещей ", которые составляют азбуку нравственной культуры. В работах раскрывается содержание и методика работы по воспитанию у детей любви к Родины и гражданства, отношение к людям и долга перед ними, отношение к родителям, родным, близким, понимание жизни, добра и зла в нем, воспитание высоких моральных качеств и норм поведения. На основании многолетней практической работы в школе автор впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность. На конкретных примерах подается методика утверждения в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, щедрости, милосердия. Идеал настоящего человека определяется Сухомлинским на основе общечеловеческих ценностей и народной педагогики, объединяет лучшие черты украинского менталитета народа. После глубокого изучения наследия В. А. Сухомлинского его принцип гуманизма можно представить как стройную систему. Эта система включает систему блоков, каждый из которых - это требования к деятельности учителя: 1. Систематическое заботы о всестороннем развитии ребенка. 2. Любовь к детям и каждого отдельного ребенка. 3. Уважение к ребенку, умение видеть в каждом человеке личность. 4. Вера в ребенка как залог педагогического успеха. 5. Глубокое знание ребенка. 6. Понимание ребенка - педагогическая эмпатия. 7. Бережное отношение к духовному миру и природе ребенка. 8. Умение развивать у ребенка чувства собственного достоинства. 9. Умение включать ребенка в круг интересов, жизни и заботам других людей. 10. Быть другом, мудрым советником ребенка. Василий Александрович Сухомлинский учил педагогов создавать организованную систему воздействий на воспитанников, которая способствует всестороннему развития ребенка, построенная на принципах гуманизма. Он подчеркивал, что "Педагогический эффект каждого воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целеустремленные, эффективные другие средства воздействия " [58,243]. Методика гуманистического воспитания у Василия Сухомлинского представляет собой систему органически соединенных различных способов, методов, приемов воздействия на воспитанников, реализовались средствами искусного общения учителя с учениками. В Павлышской средней школе, которую еще при жизни педагога (1948-1970 гг) называли школой-лабораторией педагогической мысли и практики воспитания, постепенно создавалась и отшлифовывалась стройная методика гуманистического воспитания, которая содержит следующие основные методы: ? Воспитание словом: разъяснение учителем нравственных понятий, ценностей, норм, правил гуманного поведения, этические беседы; словесное выявление доверия и недоверия; внушения; убеждения, размышления, создание сказочных образов гуманной поведения и взаимоотношений т.д. ? Воспитание примером: отношение к людям, окружающему миру, природы, Украина, человечества. ? Система методов организации деятельности и формирования опыта гуманной поведения детей: вправление (добрые дела); организация специальных педагогических ситуаций; поручения; побуждение к творчески полезной деятельности, создание ситуации успеха т.д. ? Стимулирование и оценки поступков, поведения, деятельности: похвала, поощрение, принуждение, осуждение, недоверие, надзор, запрет, ограничения, моральная поддержка и другие. ? Самовоспитание, саморазвитие учащихся как вершина, цель воспитания. Одну из мудрых педагогических статей Сухомлинский назвал "Не бойтесь быть ласковыми ". В ней он с болью отмечал, что очень часто в семье и школе звучит неласково, равнодушно, порой - грубое слово, что ранит душу ребенка, делает его равнодушным к любому проявлению человечности. Повышенный тон голоса в общении с детьми создает нервное напряжение, истощает нервы. Дети могут привыкнуть к этому. Тогда у ребенка притупляются чувства, исчезает сердечная чувствительность, а сам педагог навсегда теряет те важнейшие нюансы, тона, полутона эмоциональной чувственности, которые и делают человека Человеком. В. Сухомлинским был разработан гуманистические принципы педагогики: 1.Пизнання многогранности ребенка. 2.Виры в ее неповторимость и талантливость. 3.Визнання природного оптимизма ребенка. 4.Обережного обращение к ее души и разума. 5.Захисту богатства человеческой природы в детской душе. 6.Виховання у учащихся самоуважения. 7.Утвердження красоты в природе и в человеке. Для современного педагога имеют большую ценность методические советы большого педагога относительно путей воспитания гуманистической культуры детей, подростков, направлений практической эстетической работы с учащимися, формирование духовного мира человека. Идеалом учителя современной школы должен быть тот образец воспитателя, каким был сам В. Сухомлинский и которого он видел в своих мечтах. Главными чертами такого воспитателя - гуманиста являются: 1.Мудри любовь и власть педагога над разумом и душой ребенка. 2.Багатство мысли, высокая общая культура. 3.Спильни с ребенком взгляды на жизнь, человека как высшую ценность. 4.Здатнисть исцеление душевных ран ребенка. 5.Нижне, ласковое отношение к ребенку. "Учительская профессия, - писал В. Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, то, что никогда не прекращается, проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, удивляться новому, видеть человека в процессе ее становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду "[10,243]. 6. Первый совет из "Сто советов учителю" В. Сухомлинского касается понимания проблемы "Что такое призвание к труду учителя? Как оно формируется? "[Т.2. 420 -425]. Свойства педагогической профессии: а) «Мы имеем дело с самым сложным, неоценим, дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит ее жизнь, здоровье, ум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, ее место и роль в жизни, его счастье », б) конечный результат труда отдаленный во времени, в) многофакторность воздействий на ребенка, «... задачи - Бороться за человека, преодолевать негативные влияния и давать пространство положительным ». Умный, умелый, мудрый воспитатель, г) «Объект нашей труда - тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности, - ум, чувства, воля, убежденность, самосознание ». Влиять тем же. Важнейшие инструменты влияния - слово, красота окружающей среды и искусства, весь эмоциональный диапазон человеческих отношений и обстоятельств; д) объект труда педагога - ребенок - всегда меняется. «Наша работа - формирование человека, и это возлагает на нас особую ответственность, которую ни с чем не сопоставить ». Качества педагога - мастера: 1) "Учительская профессия - это человековедение, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека, который никогда не прекращается ... Это удивление перед многогранностью и неисчерпаемостью человеческой ", 2)" ... практическая педагогика - это знания и умения, не только доведены до степени мастерства, но и подняты до уровня искусства. воспитывать и чувствовать ее индивидуальный мир "; 3) "Краеугольный камень педагогического призвания - это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка ». Терпеливость в детские слабостей, мудрость в понимании ребенка, конфликтов: 4) «Гармония сердца и разума» педагога. «Отзывчивость, сердечная забота о человека - это плоть и кровь педагогического призвания », 5)« ... Умение настраивать себя на задушевную беседу с учеником, особенно с подростком, чрезвычайно важно в той мастерской педагогических средств, которую должен создать для себя каждый учитель. Это умение надо воспитывать в себе, создавать, совершенствовать, «отшлифовывать», делать тоньше и более действенным ... необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем она живет, как она смотрит на мир, чем является для нее окружающие ее. Дорогой мой коллега, чтобы стать настоящим воспитателем, нужно пройти эту школу сердечности - в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем печалится ваш питомец. Это одна из тончайших вещей в нашей педагогической деле »(Т2.424 -425). 7. Педагогическая задача (проблема) требует целой системы обработки Целесообразно: 1) изучить ее условия (действующие лица, связи обстоятельства) 2) задать вопрос (как действовать воспитателю?), 3) обратиться к решению автора (педагога) 4) проанализировать предложения коллеги («Мой развязок» с объяснением "). Примеры педагогических задач из опыта работы А. Макаренко, В. Сухомлинского. Литература 1. Государственная национальная программа "Образование" / Образование. Украина XXI век . - М., 1994. 2. Национальная доктрина развития образования Украины в ХХ1 века / / Образование Украина. - № 29, 18.07.01 3. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / / Пед. соч. : В 8 т. - Т. 4. - Москва, 1984. - С. 235 - 236, 243 - 247. 4. Макаренко А.С. В моем опыте / / Пед. соч. в 8 т. - Т. 4. - Москва, 1984. - С. 260-266. 5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. / / Пед. соч. в 8 т. - Т.С, 6. - С. 8-445; С.8-309. 6. Макаренко А.С. Предисловие к альбому "Наши жизни - Горькому -Горьковцы "/ / Пед. Соч. В 8 т. - Т. 1 .- Москва, 1983 .- С. 91 - 92. 7. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. - Москва, 1987. -159 С. 8. Творческое наследие А.С. Макаренко и совершенствование подготовки педагогических кадров: Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практ. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Макаренко. - Полтава, 1988. -367 С. 9. Сухомлинский В. А. Выбрать произведения: В 5 т. - М., 1977. 10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю / / Выбрать произведения: В 5 т. - Т. 2. - К., 1976. 11.Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. - Москва, 1990. - 304 с. 12 .. Зязюн И. А., Родчанин Е. Г. гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеала В.А. Сухомлинского. - Москва, 1991. 13 .. Цюпа I. В. Сухомлинский (Добротворець). - М., 1985. -216 С.



Информация о работе Выдающиеся мастера педагогического труда А. Макаренко, В. Сухомлинский