Выразительное чтение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 04:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание методики выразительного чтения на уроках литературы на примере басни И.А. Крылова «Квартет». Изучение особенностей методик выдающихся педагогов Рыбниковой М.А. и Острогорского В.П. и их влияние на современное преподавание литературы в школе.

Задачи:
Проследить историю методики выразительного чтения;
Обозначить принципы методики выразительного чтения;
Выявит особенности методик выразительного чтения В.П. Острогорского и М.А. Рыбниковой;
Показать особенности выразительного чтения басни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...5
История методики выразительного чтения……………………………...5
Принципы методики выразительного чтения………………………….10
МЕТОДИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………….16
Методическое наследие В.П.Острогорского……………………...........16
Методическое наследие М.А.Рыбниковой………………………..........19
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ…………...26

3.1 Урок по выразительному чтению басни «Квартет» Л.Ю. Корнелюка.28

3.2 Анализ урока……………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………....................40

Работа состоит из  1 файл

курсовик по литературе.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3

  1. РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ

    ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...5

    1. История методики выразительного чтения……………………………...5
    2. Принципы методики выразительного чтения………………………….10
  1. МЕТОДИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………….16
    1. Методическое наследие В.П.Острогорского……………………...........16
    2. Методическое наследие М.А.Рыбниковой………………………..........19
  2. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ…………...26

    3.1 Урок  по выразительному чтению басни  «Квартет» Л.Ю. Корнелюка.28                                                         

    3.2 Анализ  урока……………………………………………………………..35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………....................40 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. Благодаря выразительному чтению у читающего вырабатываются определенные навыки, такие как сила голоса, тон голос, темп речи, ритм речи, паузы, мелодика тона. Выразительное чтение в школе направлено на формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности у учащихся.

     Искусство выразительного чтения требует длительной и систематической работы. В настоящее время при изучении литературы в школе, в вузах значительно сократилось количество часов, посвященных выразительному чтению. Так же в последнее время не публикуется методических комплексов, книг, посвященных выразительному чтению.

     В данной работе мы обратимся к наследию таких выдающихся методистов как  Рыбникова М.А. и Острогорский В.П. Методики, идеи этих педагогов не устарели, они нашли свое отражение в  современной методической теории, практике преподавания литературы.   

     В курсовой работе излагаются принципиальные основы методики обучения школьников выразительному чтению, рассматривается  взаимосвязь искусства художественного  чтения и выразительного чтения в  школе. Данная работа знакомит с историей методики выразительного чтения, с такими именами, как Г.В. Артоболевский, В.Н. Аксенов, Ю.Э. Озаровский, П.Д. Боборыкин, Д.Д. Коровяков, Ф.И. Буслаев и др., с местом и формами использования выразительного чтения на уроках литературы.

     Целью данной работы является описание методики выразительного чтения  на уроках литературы на примере басни  И.А. Крылова «Квартет». Изучение особенностей методик выдающихся педагогов Рыбниковой М.А. и Острогорского В.П. и их влияние на современное преподавание литературы в школе.

     Задачи:

  1. Проследить историю методики выразительного чтения;
  2. Обозначить принципы методики выразительного чтения;
  3. Выявит особенности методик выразительного чтения В.П. Острогорского и М.А. Рыбниковой;
  4. Показать особенности выразительного чтения басни.

     Методы, используемые в работе: описательный, аналитический, структурный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Роль  выразительного чтения на уроках литературы
      1. История методики выразительного чтения

     Обучение  учащихся выразительному чтению, т.е. произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество.

     Нет такой школы, в которой не обучали  бы чтению литературных текстов. Уже  в древнегреческой мусической школе изучали Гомера и других поэтов. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, а потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм.

     В русской школе обучение устной речи и, в частности, произнесение литературных текстов входило в педагогический процесс с первых лет существования школы на Руси.

     Задолго до возникновения на Руси письменности и книжной литературы у восточных славян была богатая и разнообразная устная поэзия. Сказки, поговорки, пословицы, лирические  и обрядовые песни. С появлением письменной литературы фольклор продолжал развиваться, обогащаясь новыми жанрами, взаимодействуя с письменной литературой. Такие жанры, как проповедь, прежде всего, были рассчитаны на устное произнесение. Но и поучения, и жития святых читались вслух и те только в церкви, но и в семьях.

     Православное  богослужение – это композиция, в которой пение сочетается с  речью, причем последняя носит полунапевный характер и тонально согласуется с пением, поэтому и в школах обучали полунапевному чтению.

     XVII век в истории русской культуры характеризуется ослаблением церковного влияния. Отмечается значительный прогресс в педагогике, причем особое внимание обращается на культуру устной речи. Наиболее интересны в этом смысле высказывания двух выдающихся писателей и педагогов – Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого.

     Епифаний Славинецкий  в своем сочинении «Гражданство обычаев детских» указывает, что говорить следует приятным, некрикливым голосом, но и не тихо, чтобы не заставлять собеседника напряженно вслушиваться.

     Симеона Полоцкого мы вправе считать зачинателем светского художественного чтения на Руси. Полоцкий придает большое значение устной речи в образовании и воспитании детей. Он рекомендует воспитателям  уже в первые семь лет жизни ребенка обращать внимание на развитие у него правильной, чистой речи, а в дальнейшем совершенствовать речь подростка на более высоком уровне.

     Важную  роль в деле воспитания речевой культуры учащихся играл школьный театр. Репертуар школьного театра был разнообразен. Пьесы включали интермедии, использование которых требовало от играющих характерности и просторечия. Текст же самих пьес декламировался.   

        Выразительное чтение вошло в практику русской школы  и в систему воспитания во второй половине XVII в.

     Реформы Петра I привели к освобождению литературы и школы от церковного влияния и превращению в светские, подчиненные государственным интересам и интересам господствующего класса – дворянства.

       С 30-х гг. XVIII в. все сильнее сказывается французское влияние на русскую культуру и литературу, на русский театр. В школьную практику входит обучение декламации. Для образованного дворянина считается обязательным умение декламировать.

     С 70-х гг. XVIII в. начинается упадок классицизма в русской литературе. В то же время меняется и характер сценической речи. Вместо пафоса, который господствовал в классической декламации, актеры стремятся к передаче разнообразия человеческих чувств.

     В XIX век принес значительные изменения в области образования. В литературе в этот период наряду с уходящим классицизмом,  сентиментализмом все большее влияние приобретает романтизм , главным образом поэзия Жуковского. большим шагом вперед к простоте и естественности были авторские чтения И.А. Крылова.

     Параллельно с авторским все шире распространялось и актерское чтение. В этом чтении явно видна смена направлений, тесно  связанная с ростом театрального искусства, его эволюцией.

     Самое большое влияние на развитие в  России искусства звучащего слова  оказал в 20-30-е гг. А.С.Пушкин. Авторские чтения Пушкина указывали пути дальнейшего развития искусства звучащего слова. Он читал свои стихи как бы нараспев, как бы желая передать своему слушателю всю музыкальность их. Эта традиция полунапевного исполнения поэтами своих стихов была воспринята последующими поколениями поэтов.

     В 40-е гг. XIX столетия господствующим направлением в русской литературе становится критический реализм – натуральная школа. С этого времени следует начинать историю художественного чтения.

     1843 год, когда начались публичные  чтения литературных произведений, считается датой зарождения в  России художественного чтения.  

     Первым систематическим пособием по преподаванию русского языка и литературы была книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». В ней автор впервые говорит о качестве чтения вслух как обязательном при изучении отечественного языка. Ф.И. Буслаев не только обосновал необходимость выразительного чтения, но и дал много методических указаний к его постановке в школе.

     Вторая  половина 50-60-х гг. – время большого общественного движения в России, когда все социальные вопросы  были поставлены очень остро. Одним  из важнейших был вопрос о воспитании. Определяющее значение в педагогике и методике в эти годы принадлежало К.Д. Ушинскому. Ушинский разделял два вида выразительного чтения: «одно исключительно посвященное логическому развитию, другое – чтению плавному и изящному». Первым читаются деловые статьи, вторым – художественные произведения.

     В 70-80-е гг. появились пособия, говорившие не только о применении выразительного чтения, но и о законах самого искусства. Авторами книг, в которых освещались законы и приемы выразительного чтения, были Р.П. Острогорский, П.Д. Боборыкин, Д.Д. Семенов, Д.Д. Коровяков.

     В 90-е гг. XIX столетия в русской литературе появляется новое направление, которое постепенно усиливается, оформляется и в дальнейшем получает наименование символизма.

     Теория  выразительного чтения делает в эти  годы значительный шаг вперед ведущим  методистом для данного периода следует признать Ю.Э.Озаровского. Большое значение придает Ю.Э.Озаровский способности чтеца принимать живейшее участие во всем том, что происходит на страницах исполняемого произведения.

     В предреволюционные годы появилось  много работ, посвященных искусству звучащего слова. Многие из них имели в виду не только профессиональное искусство, но и школьное выразительное чтение. В эти годы теория художественного и выразительного чтения обогатилась рядом очень серьезных работ. Немало сделано и для внедрения выразительного чтения в практику школ.

     После революции встала задача решительно и быстро повысить культурный уровень  народа.

     В 20-30-х гг. художественное чтение развилось  как самостоятельный вид искусства. В его развитии большую роль сыграли  три мастера, из которых каждый представлял особое направление в искусстве звучащего слова. А.Я. Закушняк считал свое искусство продолжением традиций народных рассказчиков и сказителей. Совершенно иным было  искусство В.Н. Яхонтова. Он называл свое искусство «Театром одного актера». Яхонтов выступал обычно со специально составленными композициями, в которые включал, кроме стихов и художественной прозы, газетные статьи и документы. Третьим мастером, сыгравшим большую роль в развитии художественного чтения был В.К. Сережников – продолжатель искусства декламации, создавший в соответствии с веянием времени новую ее форму – декламацию коллективную, хоровую.

     Эта многообразная практика художественного  чтения непосредственно влияла на постановку выразительного чтения в школе. Важным шагом вперед в области методики выразительного чтения стали статьи В.Г. Артоболевского. Почти одновременно с Артоболевским постаралась ответить на методические вопросы выразительного чтения М.А. Рыбникова.  Выразительное чтение для Рыбниковой не прием и не метод преподавания, а искусство, при помощи которого достигается основная цель – подготовка молодого человека к жизни и творческому труду.

Информация о работе Выразительное чтение на уроках литературы