Заочная экскурсия как форма урока литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:06, практическая работа

Описание

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Работа состоит из  1 файл

лщ олщ.docx

— 46.84 Кб (Скачать документ)

Продолжаем знакомство с  Царским Лицеем.

- Что же собой представлял  Лицей, чему там учили, кого  и как воспитали?

- Для чего же долгие  годы готовились эти юноши,  почти мальчики?

 

Шестой экскурсовод. (Слайды  "Педагоги Лицея",  "И. Пущин")

Ответ может быть только один - ни для чего. Или для всего. Они готовились универсально, энциклопедически, многопредметно - именно для всего. Тогда это понимали. Понимали при начале Лицея. Потому - то Сперанский писал, что Лицей соединяет в себе все виды несравненно большие, чем все наши университеты, а во главе Лицея были поставлены самые выдающиеся русские, не просто педагоги, но просветители: Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт. Понимали это и при конце Лицея. Иван Пущин рассказывает о лицеистах 1817 года: "Мы, шестеро, назначенные в гвардию, были в лицейских мундирах на параде гвардейского корпуса. Подъезжает к нам граф Милорадович, тогдашний корпусный командир, с вопросом: что мы за люди и какой это мундир? Услышав наш ответ, он несколько задумался и потом очень важно сказал окружающим его: "Да, это не то, что университет, не то, что кадетский корпус, не гимназия, не семинария - это… Лицей!" Поклонился, повернул лошадь и ускакал.

Седьмой экскурсовод. (Слайд  И. Анненского).

Тот же царскосельский педагог уже конца века, Иннокентий Анненский писал: "В Лицее были уставом запрещены телесные наказания - черта в высокой степени замечательная; в интернате не было обычного в наше время казарменного устройства; всем питомцам полагались отдельные комнаты - "кельи", как их называл Пушкин; пансионный день распределялся гигиенично: на ученье 7 часов, остальное время прогулки, игры, гимнастика. Курс был общеобразовательный и рассчитан только на шесть лет. Прекрасная библиотека выписывала всю периодическую печать, и лицеисты читали много и свободно. Профессора аттестовали питомцев не цифрами, а отзывами, и еще теперь, благодаря этому можно видеть индивидуальные черты Пушкина и его товарищей в школьном возрасте.

Восьмой экскурсовод.

Кроме того - иностранные  языки, кроме того - музыка, рисование, выводившие на почти профессиональный уровень. Все это очень насыщенно, в очень размеренном, строгом  режиме. Лет обучения оказалось шесть, но, говоря нынешним языком, интенсивность  обучения была чрезвычайной.

Учитель.

А. С. Пушкин, как и многие лицеисты, вышел с огромным багажом  знаний.

- Чем научился А. С.  Пушкин в Лицее?

Девятый экскурсовод.

 Из Лицея  А.С.Пушкин  вышел с порядочным запасом  сведений по мифологии и истории,  по русской литературе, и выучился  по латыни: по крайне мере на  юге он читает Овидия в подлиннике, а поступая в Лицей, читал  Вергилия во французском переводе".

Учитель.

Друзья мои, прекрасен  наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью  дружных муз.

-Кому из лицейских  друзей обращается поэт в этих  строчках?

Ближайшими на всю жизнь  стали И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер.

Чувство дружбы, вынесенное А. С. Пушкиным из Лицея одушевляло его всю жизнь. Дружба для поэта - счастливый союз вольности, радости, освобождения от всех уз.

 Инсценирование стихотворения А.С.Пушкина "19 октября".  (За столом  сидят друзья поэта. А. С. Пушкин читает свое стихотворение, один из друзей  тихо играет  на гитаре.)

- Какие черты своих  друзей подчеркивает А. С. Пушкин?

- Как в этом стихотворении  поэт отвечает на вопрос "что  такое дружба?"

- Почему дружба разрывает  сети судьбы суровой?

-Похожи ли друзья Пушкина  на него?

Вся лицейская атмосфера  способствовала воспитанию личности, который в будущем посвятит себя служению  Отечеству, нашей России.

- Какие знаменитые люди  вышли из Лицея?

Десятый экскурсовод. (Слайд "Николай I", "Князь Горчаков", "Декабристское восстание", "Мореплаватель Матюшкин", "Музыкант Яковлев").

Небольшой этот класс оказался способен выдвинуть группу потенциальных  государственных деятелей. И уже  заключал в себе человека, который  станет самым выдающимся дипломатом всего русского, а может быть, и европейского  девятнадцатого века, - князя Горчакова. И он же, класс  этот, создает нескольких "антигосударственных" деятелей: семь - почти треть класса - фамилий лицеистов попадут в  следственные дела по декабристскому движению, а некоторые станут выдающимися  его участниками, рыцарями даже этого  рыцарства (Иван Пущин) и, может быть, немного его донкихотами (Вильгельм Кюхельбекер).

Первый лицейский класс  выдвинет и замечательного боевого  генерала Вольховского. И смелого мореплавателя, адмирала Матюшкина. И талантливого  музыканта Яковлева. И группу выдающихся литераторов: Кюхельбекера, Дельвига…

Учащийся исполняет  на гитаре песню на слова А.С. Пушкина "Чем чаще празднует лицей".

Учитель.

 Таким образом, А.  Пушкин не был единственным, кого  уже  в Лицее называли гением. Слово гениальность именно в  Лицее можно было примерить  ко многим лицеистам.

Лицей - это, прежде всего  образ полнокровной и одухотворенной юности. Тут святая юношеская надежда, тут первичная прививка свободы  и чести, совести и мужества.

Тут первоначальный запас  идеалов и верность этим идеалам. А случайная дата 19 октября стала  днем рождения школы, такой, какой в  принципе надлежит ей быть по государственному заказу и нравственной идее.

Тема лицея - это, прежде всего  тема непредательства, одоления зависти и вражды между людьми, способность к великодушию, милосердию, добру.

- В качестве домашнего  задания вы должны были ответить  письменно на вопрос: "Как обстоит  дело со святым братством у  молодых людей нашего времени,  одетых не во фраки и жилеты, а в джинсы и свитера, обитающих  не средь модных и красивых  зал, а во дворах и на улицах?"

Реализация домашнего  задания.

(Учащиеся  зачитывают  свои сочинения).

 

"Узы дружбы неизмеримо  крепче уз родства и свойства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба", - сказал когда-то Джованни Боккаччо. Возможно, именно так считал и  Пушкин. Сейчас об этом трудно судить, но все-таки можно. Великий русский поэт, обращаясь к Пущину, писал: "Мой первый друг, мой друг бесценный!.." Эти слова А.С. Пушкина выразили священные узы дружбы между лицеистами. Лицей научил товариществу и остался для Пушкина символом братства.

Прошло почти двести лет, изменился мир, взгляды на жизнь. Современная молодежь больше не носит  фраки, не ходит на балы. Теперь нам  трудно вернуться в тот мир, где  правил император и кодекс чести. Нам предоставлена свобода выбора и действия. Как ни страшно это  осознавать, но кодекс чести теперь можно  встретить лишь  на страницах  старых романов. А как же дружба? Конечно же, изменилась и она. Когда  я начинаю об этом размышлять, у  меня появляется много разных  мыслей, и одна противоречит другой. С одной  стороны, я ещё не встречала людей, которые дружили бы по-настоящему.   С другой стороны, я уверена в  том, что существует бескорыстная дружба, основанная  не на поддакивании, не на взаимной лести, а на достойном  отстаивании своих взглядов.

К сожалению, среди современной  молодежи существует явление, которому я не могу подобрать название. Вместо  того чтобы радоваться победе,  удаче, рядом идущего человека, очень  часто видишь, как твои сверстники начинают злиться, завидовать, подшучивать  над твоими успехами. Наверное, причина  состоит в том, что отношение  к жизни у молодых людей  стремительно меняется. Суровые законы современности велят быть более  быстрыми,  проворными, а порой  и жестокими. Но, к сожалению, при  всей этой стремительности теряется  главное: верность слову, долг, готовность прийти на помощь, преданность, доверие  - самые важные моральные качества, не подвластные времени. Поэтому  дружба в моем понимании - это признание  другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким  отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

 

                                                                Рузанова Анастасия

 

 

 

Учитель.

Лицей учил всему, что должно было сделать воспитанников широко образованными людьми. Мы надеемся, что и наша школа когда-нибудь получит высокий статус - статус лицея. И мы тоже будем гордиться  выпускниками нашей школы. Хотя это  можно сделать и сегодня.

(Ученик, показывая слайды, рассказывает о знаменитых людях  нашего города, которые вышли  из стен нашей школы).

 

Закрепление изученного.

В конце урока проводится тест, с целью проверки знаний, полученных на уроке.

 

1. В каком году было торжественное открытие Лицея?

а) 1810 г.

б) 1811 г.

в) 1812 г.

2. Сколько лет провел А. С. Пушкин в Лицее?

а) 4 года

б) 5 лет

в) 6 лет.

3. Какое стихотворение читал А. С. Пушкин на публичном экзамене?

а) "Воспоминание в Царском  Селе"

б) "К другу стихотворцу"

в) "19 октября"

4. Кому посвящено стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный"?

а) И. Пущину

б) А. Дельвигу

в) В. Кюхельбекеру

5. Кто был первым директором Лицея?

а) А. П. Куницын

б) В. Ф. Малиновский

в) И. Анненский

6. Кто из известных деятелей русской словесности присутствовал на переводном экзамене в Лицее и был восхищен талантом молодого А. С. Пушкина?

а) Г. Р. Державин

б) Н. Карамзин

в) В. А. Жуковский.

7. Каким  стихотворным размером написано стихотворение "19 октября"?

а) дактилем

б) ямбом

в) хореем.

 

Итог урока.

Выставление оценок в группах. Само - и взаимооценка.

После изучения нового материала  было предложено несколько вопросов, направленных на рефлексию.

Учитель.

- Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?  Как вы оцениваете свою работу  на уроке? Что нового вы узнали?

 

Домашнее задание - учащиеся выбирают одно  задание из предлагаемых двух (ситуация выбора)

1.Сочинение-эссе "Я мысленно  вхожу в Лицей".

2.Ответить на вопросы  учебника.

 

 

 

 

 

УРОК-ЭКСКУРСИЯ.


Информация о работе Заочная экскурсия как форма урока литературы