Адаптация младших школьников к обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание

задачи исследования:
-Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
-Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике социальной дезадаптации детей младшего подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ……..….……………….5
1.1 Социально-психологическая адаптация к обучению как проблема педагогической психологии……………………..………………………………….5
1.2 Специфика социально-психологической адаптации к обучению
подростков при переходе в среднее звено школы…………………….………….12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧНИЮ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ………..………...20
2.1. Организация и этапы проведения исследования……..……………………...20
2.2. Обработка и анализ результатов исследования……….……………………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………........43

Работа состоит из  1 файл

Главgа оI.doc

— 815.00 Кб (Скачать документ)

     Давайте решим такой пример: трудности в общении + … = снижение искренности. Родителей нужно подвести к выводу, что вторым слагаемым является любовь детей к родителям. Суть в том, что ребенок меняется, но видит, что окружающих тревожат эти изменения. Он замечает, что с ним становится трудно. При этом он не хочет огорчать горячо любимых родителей, боится потерять их любовь.

     IV. Упражнение «Экзамен для родителей». Работа в подгруппах.

     Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Они могут быть оформлены на своеобразных «билетиках». Вопросы:

  1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4-м классе? Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5-м классе?
  2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4-м классе? Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребенка в 5-м классе?
  3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4-м классе? Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5-м классе?
  4. Кто «новенький» в классе?
  5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?
  6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м классе? Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5-м классе?
  7. Какие факультативные курсы были у детей в 4-м классе? Какие факультативные курсы есть у детей в 5-м классе?

     Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

     V. Выступление ведущего.

     Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

     - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

     - возросший объем работы как на уроке, так и дома;

     - новые требования к оформлению работ;

     - необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

     В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

     1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

     2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

     3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

     4. Нежелание выполнять домашние задания.

     5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

     6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

     7. Беспокойный сон.

     8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

     9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

     В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.
  5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

     Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

     Для того, чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

     VI. Анкета школьной мотивации

     Для эффективного учения важны обретение ребенком личностного смысла учения и сформированность основных мотивов учебной деятельности. Поэтому вполне целесообразным является изучение уровня школьной мотивации пятиклассников.

     Ведущий знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации, дает их краткую характеристику (по Н.Г.Лускановой). Выделяются основные факторы, влияющие на уровень школьной мотивации: уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдельным педагогом, личность классного руководителя, позиция родителей. Особое внимание уделяется последнему фактору.

     Далее родителям предлагается познакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации по классу и индивидуальными результатами своего ребенка. Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой и их краткую интерпретацию.

     VII. Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе»

     Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

     Родителям предлагается ознакомиться с «рейтингом» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе (Полный текст рейтинга в ПРИЛОЖЕНИИ Б). Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45-50% детей класса) выделить в списке другим цветом. Осуществляется краткий анализ результатов.

     С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников рекомендуем использовать методику С.В.Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

     После обработки анкет получаем сумму баллов , на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы 45-50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

     По наблюдениям, в начале года мальчики испытывают беспокойство, а у девочек дезадаптация выражается в том, что они чувствуют тревогу за свое будущее. Если на фоне одного-двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если негативных чувств больше, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказать помощь ребятам в адаптации. Например, провести тренинг по проблемной теме.

     Наглядность такой диагностики очевидна. Во-первых, психолог получает возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация. Присущая этому периоду, и насколько она сильна (определяется по процентам выборов негативных чувств). Во-вторых, сразу определяется общий настрой класса. Его «эмоциональный портрет». Это облегчает работу и психолога, и педагогов.

     VIII. Тренинг для учащихся «Первый раз в пятый класс»

     Первая неделя. Ритуал приветствия:

     Здрав - ствуй - те (дети начинают приветствие держась за руки, на последнем слоге хлопают в ладоши).

     Вступительное слово психолога:

     На первом нашем занятии кратко расскажу вам о науке психологии и людях занимающихся этой наукой.

     Психология, говоря обыденным языком - это наука о душе. Психологи могут измерять некоторые душевные (психические) качества человека - характер, стиль общения, темперамент и некоторые другие, с помощью специальных измерительных приборов, которые называются тесты.

     Но психологи занимаются не только исследованиями и экспериментами. Психолог так же учится сам и учит других навыкам общения, понимания, владения собой, то есть всем тем полезным навыкам, которые необходимы, чтобы умело выполнять любую деятельность, лучше учиться, более успешно строить отношения с другими людьми.

     Несколько полезных навыков мы попытаемся приобрести в процессе двухдневной тренинговой работы.

     Мы с вами собрались сегодня большой группой. А для того, чтобы успешно начать общение нам необходимо познакомиться.

     Игра “Снежный ком”. Каждый следующий участник повторяет по порядку имена предыдущих участников, устанавливая контакт глазами, произносит в круг свое имя и передает послание с помощью прикосновения следующему участнику. Завершающим круг является классный руководитель, который называет имена всех участников по порядку и представляется сам.

     Для того, чтобы тренеру было удобнее обращаться к участникам, ребятам предлагается оформить карточки-визитки.

     Визитные карточки. (Каждому ребенку раздается листочек бумаги размером 7х7 см, для оформления визитной карточки). Ребятам перед вами листочки бумаги, вам необходимо написать на них свое имя и изобразить все, что вы пожелаете, стараясь максимально отразить свою индивидуальность

     На визитках кружками обозначьте ваше теперешнее настроение.

     О (кружок зеленого цвета) - веселое, хорошее;

     О (кружок синего цвета)- нормальное;

     О (кружок красного цвета) - тревожное.

     У собравшихся в группе разные имена, настроение, своя индивидуальность.   Что необходимо собравшимся вместе разным людям для успешности их совместной работы? Ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдения определенных правил. Тренер предлагает правила на выбор группы (правила предложенные тренером могут изменяться, дополняться)

     Примерные правила тренинговой группы.

  1. Можно говорить в круг свое мнение.
  2. Можно внимательно выслушивать мнение другого.
  3. Можно быть активным в играх.
  4. Можно быть уверенным, что тебя не оскорбят и т.п. (на усмотрение группы)

     Выполняется упражнение “Комплимент”: участники, сидя в кругу, по очереди берут в руки мяч, остальные должны назвать наиболее привлекательные черты того участника, у которого в руках в данный момент находится мяч, (ведущий подчеркивает наиболее удачные высказывания участников).

     Вывод: Каждый, обладая какими-либо преимуществами, может оказывать поддержку другим, и, в свою очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации.

     “Создай свою планету” (Участники делятся на микрогруппы, им дается лист ватмана и гуашь).

     Вам необходимо нарисовать “Планету” на которой вы хотели бы жить со своими одноклассниками, придумать название своего рисунка. Работы учащихся выкладываются на полу в центре круга. Далее необходимо презентовать свою работу другим группам участников.

     После обсуждения каждой “Планеты” участники отвечают на вопрос, что им нравится в каждой из работ (высказывания по кругу). Ведущий подводит учащихся к необходимости объединения наиболее понравившихся частей рисунков в одну общую планету их класса, на которой будет комфортно себя чувствовать каждый из участников. Полученной “Планете” дается название.

     Игра “Путешествие по газете”

     Каждая команда (5-6 человек) должна поместиться на газетном листе (“транспортное средство, везущее на отдых”). Затем задание повторяется на листе, сложенном в два раза, четыре и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание, поместившись всем своим составом на самом маленьком клочке газеты.

     Заключительная часть: Выполняется задание “Цвет моего настроения” (на визитках участники обозначают настроение в конце занятия)

     Занятие подходит к концу. Ведущий предлагает группе обменяться впечатлениями (высказываются те, у кого в руках мяч).

     Ритуал прощания:

     Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят “ДО-СВИ-ДА-НИ-Я”; на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга (повторить несколько раз).

     Вторая неделя. Ритуал приветствия.

     Здрав - ствуй - те (начинают приветствие держась за руки, на последнем слоге хлопают в ладоши).

Информация о работе Адаптация младших школьников к обучению