Антропологические идеи в педагогической системе В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы и темы исследования состоит в необходимости обращения современного общества к проблемам гуманизации, когда социальные процессы должны иметь в своей основе целостное представление о человеке, внутренний мир которого символизируется в различных формах его деятельности, являя его, человека, существом социальным, общественным. В центре исторической перспективы вновь находится человек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А.СУХОМЛИНСКОГО………………………………………………………..
1.1 Педагогическая система В.А. Сухомлинского: психолого-педагогический аспект ………………………………………………………..
1.2 Формирование мировоззрения учащихся - основное направление педагогической гуманистической системы В.А. Сухомлинского......................
ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………………………………….
2.1 Комплексная эстетическая программа В.А. Сухомлинского «воспитания красотой»…..............................................................................................
2.2 Антропологические идеи В.А. Сухомлинского в практике современной школы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Белова диплом.docx

— 195.92 Кб (Скачать документ)

     Столь же большое значение в эстетическом воспитании В.А. Сухомлинский придавал живописи и музыке. “Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы. Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах” [7, т.3, с.595-600]. На лучших образцах живописи и музыки, считал В.А. Сухомлинский, воспитывается любовь к подлинно человеческой красоте. Благодаря музыке и живописи в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Создавая произведения искусства, человек видит в природе источник красоты, источник радости и вдохновения. Знакомя детей с миром прекрасного, В.А. Сухомлинский использовал психологическое воздействие и разработанные им педагогические правила. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях и доброй воле. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому [4, с.64–65].

     В.А. Сухомлинский рассмотрел главные вопросы  этики и предложил пути формирования у подрастающего поколения правильного  понимания жизненных, личностно  и общественно значимых целей, потребностей, интересов, стремлений. В свою структуру воспитания В.А. Сухомлинский органически включил категории этики и эстетики, понятия о добре и зле, долге, достоинстве, чести, совести, свободе, ответственности, гражданственности, любви, жизни и смерти. Проанализировав эти понятия, он объяснил их значение для решения проблем идейного, трудового, нравственного, умственного, эстетического, физического воспитания. Своим педагогическим трудом, результаты которого отражены в многочисленных произведениях, В.А. Сухомлинский доказал, что смысл жизни – в самой жизни, в ее правильном понимании и правильной организации, в диалектической взаимосвязи, совпадении индивидуальных целей с общественными. Произведения В.А. Сухомлинского написаны не в строгой академической форме, а в своеобразной художественно-публицистической, но это не мешало автору рассуждать, проводить анализ, обращаться к сложным мировоззренческим проблемам.

     В повседневной практике В.А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную  философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди; таких людей может  воспитать только гуманизм. Гуманистические идеалы определили особенности гуманистических позиций В.А. Сухомлинского, широту проблематики его теоретических поисков и нравственную атмосферу его жизни. В своей философии образования педагог не только предложил решения отдельных философско-педагогических вопросов, но и трансформировал величайшие достижения философской мысли предшествующих веков. Создание гуманистической воспитательной системы В.А. Сухомлинского явилось следствием и воплощением его философских мировоззренческих убеждений.

     Сухомлинский  создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

     Сухомлинский  строил процесс обучения как радостный  труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

     Сухомлинский  разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному  воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм»

 
 
 

     ВЫВОД ПО ГЛАВЕI

     1.Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373). Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

     Исходной  точкой педагогического мировоззрения  Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения  к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Там же).

     Сферой  развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

     Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» (Там же. С. 374) должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.

     Особая  проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» (Там же. С. 374-375). Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей, которые унижают человека.

     2.Среди важнейших вопросов культуры самосознания личности одним из наиболее актуальных является вопрос об условиях, путях и методах его формирования у взрослеющей личности, то есть вопрос: при каких условиях и с помощью каких средств она, используя свои познавательные и другие возможности, постепенно приходит к осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных сил, своего отношения к внешнему миру, к окружающим и самой себе. Памятуя об этом, мы поставили цель выяснить, как он решался в педагогической практике В.А. Сухомлинского. Научить взрослеющую личность относится к себе как к человеку значит раскрыть одно из таинств мастерства воспитания. Постигая это таинство, павлышский педагог опирался на весьма удачное положение К. Маркса, суть которого заключена в следующих словах: «Я есмь Я, то есть человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Силой же, способной побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и управлять самим собой с чего собственно и начинается настоящее воспитание является учитель (в самом широком смысле). Ибо не секрет, что ребенок еще до того, как сделает первый шаг по земле, начинает сравнивать себя с теми, кто его окружает, предъявляя к нему свои требования. Исходя из этого, подчеркивал Сухомлинский, учитель должен быть для своих воспитанников, по выражению Тараса Шевченко, «апостолом правды и науки», в нем должно быть «гармоническое единство идеалов, ...убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках»(Сухомлинский В.А. Избр. произведения в 5 т. Т.1. С.620). Самосознание является продуктом а) развития, б) воспитания и в) обучения в определенных условиях и временных рамках. Сухомлинский подчеркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало поставленной цели), надо учитывать ряд обстоятельств его обуславливающих. И среди них одним из главных он назвал реализацию принципа, провозглашающего Человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда». Это в свою очередь достижимо при условии исключительного внимания и заботливого отношения к человеческой индивидуальности.

 
 

     ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО  В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.

 

     2.1 Комплексная эстетическая  программа В.А.Сухомлинского «воспитания красотой».

 

     В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд, большое внимание уделяя формированию мировоззрения учащихся.

     Каким же был учитель в Павлышевской школе? Сухомлинский  считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Кроме того, важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. В Павлышевской средней школе не существовало каких бы то ни было наказаний: воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Даже оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень.

     Сухомлинский  разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному  воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым - значит прежде всего помочь ему учиться. Большое внимание в Павлышевской школе уделялась детскому труду. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

     Идеи  Сухомлинского вполне реализуемы с  точки зрения культурно-исторической психологии. Более того, некоторые  его идеи схожи с идеями Выготского. В основе культурно-исторической психологии лежит положение о социальном опосредованные психической деятельности человека. У человека есть 2 линии развития: натуральная и культурная (историческая). Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития. Таким образом, можно сказать, что то, что окружает ребенка, та социальная ситуация развития в которой он вращается напрямую влияют на его развитие. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения - и они же развиваются из примитивных корней на основе низших. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

     Согласно  же  Сухомлинскому учитель должен быть неким «добрым наставником» для ученика, действовать не по принципу тирании, а сотрудничать с ребенком. Кроме того, такая организация детского труда как в Павлышевской школе, когда младшие дети сотрудничают со старшими, учится напрямую у них, является именно той ситуацией развития, которая благоприятно влияет на развитие ребенка. Ведь высшие психические функции возникают именно  в процессе сотрудничества и социального общения. В Павлышевской школе учитель постоянно взаимодействует с учеником, не только обучает и трудится вместе с ними, но и учит чувствовать красоту, тем самым создавая духовную общность с учеником. Таким образом, ребенок овладевает способами интеллектуальной деятельности под руководством чуткого учителя, который и задает ближайшую перспективу развития ребенка.

     Хотелось  бы еще попробовать проанализировать идеи Сухомлинского с точки зрения бихевиоризма. Бихевиористы считали, что  существуют только стандартные, обыденные  ситуации. Можно сказать, что идеи Сухомлинского вполне реализуемы и  с точки зрения бихевиоризма. То, что создал Сухомлинский в Павлышевской школе можно назвать моделью жизни страны в тот период. Сухомлинский прививал детям любовь к труду, к природе, к своей стране. А ведь именно это и требовалось в то время. Взрослые также трудились и любили свою страну. Сухомлинский требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности. Таким образом, Сухомлинский готовил своих учеников к обыденной жизни, то есть и к тем же самым стандартным ситуациям.

Информация о работе Антропологические идеи в педагогической системе В.А. Сухомлинского