Человек, индивид, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:12, реферат

Описание

Понятие «человек». Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.
Кроме того, человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

psikhologia.docx

— 29.84 Кб (Скачать документ)


  1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»

 

Понятие «человек». Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Кроме того, человек — это родовое  понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой  природы — к человеческому  роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и  социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и  физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума  и продукт общественного развития.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям, качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи  подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом  одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

- особое строение организма;

- способность к трудовой деятельности (homo faber, «человек работающий»);

- наличие сознания (homo sapiens, человек как носитель разума.)

Человек как отдельный представитель  человечества определяется понятием «индивид».

Понятие «индивид». Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

- целостность психофизической организации организма;

- устойчивость по отношению к окружающей действительности;

- активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный  представитель других живых существ,  продукт фило- и онтогенетического  развития, носитель видовых черт;

2) это отдельный представитель  человеческой общности; выходящее  за рамки природной (биологической)  ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и  через них овладевающее собственным  поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны  и описывают человека как существо  своеобразное. В обыденной жизни  под индивидом понимают конкретного  человека со всеми присущими  ему особенностями.

Понятие «личность». Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Поэтому понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность — это самое главное  в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность —  это основное его свойство, в котором  проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Личность же рассматривается как  результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», которые, однако, не являются тождественными.

Личность рассматривается как  воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются  в процессе деятельности и общения  с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Общественная сущность и  социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.

Личность человека как  члена общества находится в сфере  влияния различных отношений, и  прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также  в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или  нет, может реально избирать и  быть избранной, обсуждать вопросы  общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит  психология личности.

Личность находится также  в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система  идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными  науками помогает личности правильно  ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и  роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.

Личность является деятелем общественного развития. Вступая  в отношения с людьми, личности творят историю, она несет ответственность  за свое поведение перед обществом.

2.Раскройте понятие структуры личности

 

Понятие «личность» гораздо  шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического  опыта человек становится личностью.

Основные компоненты личности:

1. Направленность личности, или избирательное (селективное)  отношение человека к действительности. Направленность скрывает различные  свойства, систему взаимных потребностей  и интересов, практических установок.  При этом одни из компонентов  направленности доминируют и  имеют ведущее значение, тогда  как другие выполняют опорную  роль.

Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Например, доминирование  познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настройки, что, в свою очередь, активизирует интеллектуальную деятельность. Вместе естественные потребности несколько  тормозятся, повседневные заботы отходят  на задний план (например, ремонт квартиры, закупка продуктов, приобретение мебели - если в это время человек пишет  диссертацию или монографию или сдает экзамены в учебном заведении). Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личностной значимости.

2. Возможности личности. Это компонент,  охватывающий ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом. Например, Чехов был гениальным  писателем, хотя проявил себя  как очень неплохой врач. Т.Г.  Шевченко был гениальным поэтом, но еще выдающимся художником, художественное наследие которого  еще не полностью исследованы  и оценены. У В. Маяковского  основной талант - поэтический, но  он был и неплохим актером.  То же можно сказать и о  М.Ю. Лермонтове, который был талантливым поэтом, и не менее талантливым художником..

3. Способности. Каждый из нас знает свою основную, ведущую способность и подчиненную ей ведомую. Подчиненная способность, а точнее - способность (в русскоязычной терминологии «способность» - это и способность, и способность) усиливает основную ведущую способность или талант.

4. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Очевидно, на характер соотношения способностей влияет структура направленности. Характер, или стиль поведения в социальной среде, является третьим компонентом в структуре личности.

Очевидно, на характер соотношения  способностей влияет структура направленности. Характер, или стиль поведения  в социальной среде, является третьим  компонентом в структуре личности.

Хотя характер и не отражает личности в целом, однако представляет сложную  систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных  качеств, типологических особенностей, которые проявляются в темпераменте.

В системе характера можно выделить основные свойства, прежде моральные  качества (чувствительность или черствость в отношениях с людьми, ответственное  отношение к общественным обязанностям, скромность и т.д.), затем - волевые (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения  практических задач. Поэтому можно  сказать, морально-волевые качества составляют подлинную основу характера.

5. Система управления, которую обычно обозначают понятием «Я».

«Я» - утверждение самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предсказания и планирования жизни и деятельности.

Самоуправление имеет большое  значение в нормальном целенаправленном разумном жизни и деятельности личности, поэтому рассмотрим его подробнее.

Академик И.П. Павлов отмечал, что  человек - это система, которая сама себя регулирует, подправляет и даже совершенствует.

Структура личности будет не полной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

3.Определите понятия по следующим определениям:

 

а) человек как представитель  рода, телесное бытие человека – индивид.

Индивид - человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать - люди. (Отдельное животное существо - особь).

Сущность индивида - совокупность всех общественных отношений. Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

б) человек как носитель предметно-практической деятельности – субъект.

Субъект - человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Субъект в психологии – это человек  в совокупности таких психических  характеристик, которые позволяют  ему осуществлять целеполагание  и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение  в целом. Также существует трактовка  субъекта как участника исторического  процесса.

Одним из самых распространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. В психологии понятие  субъекта деятельности очень часто  непосредственно связано с тем  содержанием деятельности, которое  разрабатывается в той или  иной концепции. Но в любом случае, независимо от содержательной позиции  исследователей, деятельность в психологии понимается иначе, нежели предметная деятельность в философии. В основном психологическое  содержание деятельности сводится к  субъект-объектному отношению.

Для решения проблемы человека как  субъекта особое значение имеет принцип  деятельности, в том числе, и для  раскрытия человека как субъекта истории. Именно на его основе выясняется, каким образом человек в процессе материального, предметно-преобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида. Субъект, созидающий схемы, нормы и идеалы своей собственной деятельности в процессе культурного выбора – это человек, задающий перспективу своего развития, строящий свою историю.

в) человек как социальное существо, определяющий свободно и  ответственно свою позицию среди  других – личность.

Личность - человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это  субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий  свои социальные функции, свое место  в мире как субъекта исторического  процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными  особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря  самопознанию, которое позволяет  свободно подчинить свое «Я» нравственному  закону.

Информация о работе Человек, индивид, личность