История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:41, научная работа

Описание

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 995.00 Кб (Скачать документ)

Социально-психологические  проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько  личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три  круга проблем социальной психологии, разумеется, не могут быть противопоставлены  или рядоположены друг другу. Они  предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Из всего  изложенного видно, что для современной  психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность  отраслей психологии, которые нередко  весьма далеко расходятся и существенно  отличаются одна от другой вследствие того, что тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию с техников через педагогическую психологию - с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, точка зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечает сближение социальной психологии и психологии труда.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

 

Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического исследования не мог не привести к мысли о необходимости его особых методов.

Изучая деятельность человека, протекающую в точно  учитываемых условиях, мы получаем возможность судить о психических  процессах. При этом объективное  изучение собственных психических процессов осуществляется принципиально теми же опосредствованными путями, как и оценка психических процессов другого человека (о том, как протекал процесс запоминания, мы судим по результатам воспроизведения, безразлично, идет ли речь здесь о чужой или собственной памяти).

Как показывают многочисленные исследования, правильную характеристику своей личности человек  дает не сам, а окружающие и давно  знающие его люди. Об этом, в частности, свидетельствуют данные изучения юношеского возраста, из которых следует, что юноша сначала научается объективно оценивать индивидуально-психологические особенности своих товарищей и близких, а затем как бы переносит опыт эмпирически добытых психологических знаний на себя и начинает довольно правильно оценивать свои черты и свойства.

Таким образом, ряд фактов подтверждает, что психология обогащает фонд своих знаний с  помощью объективных методов. Это  не отрицает пути самонаблюдения. Вполне допустимо самонаблюдение, принимающее  форму словесного отчета о том, что  человек видит, слышит, чувствует, переживает, желает и т.п. Подобный словесный отчет фиксируется, как и всякое внешнее объективное выражение и проявление психических состояний человека. Но необходимо подчеркнуть, что в этом случае перед нами не особый метод, а объект исследования. Имеется также возможность наблюдать свои поступки и действия, т.е. подвергать их рассмотрению и анализу принципиально теми же средствами, которыми располагают другие люди, изучающие эти поступки. Но подобное самонаблюдение не может быть отождествлено с интроспекцией, так как является опосредствованным, а не непосредственным методом исследования. От обычного наблюдения оно отличается лишь меньшей степенью достоверности в связи с возможными субъективными истолкованиями. Наконец, не следует смешивать с интроспекцией рефлексию (размышления и переживания по поводу собственных психических состояний и качеств), которая, в свою очередь, имеет опосредствованный характер и представляет собой переработку данных словесного отчёта, анализа собственных поступков, умозаключений по этому поводу, сопоставление собственного мнения о себе с мнениями других людей и т.д.

Генетический  принцип Важное требование, которое  предъявляет современная психология к научному исследованию, заключается  в обращении к принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его развития, увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории. В российской психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Как подчеркивал Л.С. Выготский, внутреннюю сущность этого принципа составляет историческое понимание явлений человеческой психики как применение категории развития к исследованию явлений”.

Образцы применения генетического принципа в психологическом исследовании содержатся в его трудах. Именно таков характер осуществленного им изучения так называемой эгоцентрической речи ребенка особого вида речи маленьких детей, которая не служит целям общения, ничего не меняет в поведении ребенка, а лишь, как аккомпанемент, сопровождает его деятельность и переживания. Эгоцентрическая речь - это речь, обращенная к самому себе. С каждым годом развития эта речь становится все более непонятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях детей (коэффициент эгоцентрической речи) падает к началу школьного возраста до нуля. Но это не значит, что эгоцентрическая речь попросту отмирает, исчезает на пороге школьного возраста. Применяя генетический принцип, Л.С.Выготский выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в управлении поведением человека. Таким образом, важнейшие особенности внутренней речи (которую очень трудно изучать экспериментально) могли быть поняты генетически, посредством анализа развития и изменения эгоцентрической речи.

Генетический  принцип исследования в последние  годы получил значительное распространение  в детской психологии в качестве так называемого метода продольного  изучения личности ребенка (лонгитюдный метод). С помощью этого метода психическое развитие выявляется не путем срезов (т.е. характеристики отдельных возрастных этапов развития и сопоставления их между собой), а в результате длительного, на протяжении ряда лет, изучения личности ребенка в специально организованных условиях его обучения.

Основные методы психологического Как все естественные и общественные науки, психология располагает  двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, методами наблюдения исследования и эксперимента, которые, в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение  становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием  внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.

Регистрацией  фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых  человек на ощупь отыскивает причины  тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью. В них редко производится учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Однако житейские наблюдения, ввиду того что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Бесчисленные житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют определенный интерес для изучения.

Научное психологическое  наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход  от описания наблюдаемого факта поведения  к объяснению его внутренней психологической  сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение - дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидность наблюдения - психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт, но по существу объектом изучения оказываются психические  процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.

Основной инструмент получения новых психологических  фактов и объективного научного познания - это экспериментальный метод. Завоевавший  права в психологии лишь на протяжении последних ста лет, он в настоящее время служит основным поставщиком психологических знаний и основанием для многих теорий.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент  предполагает возможность активного  вмешательства исследователя в  деятельность испытуемого. Так, исследователь создает условия, в которых психический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент.

Характерный признак  лабораторного эксперимента - не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной  психологической аппаратуры и что  действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним идет эксперимент (хотя, как правило, не знает, в чем его сущность, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть смоделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых испытуемый, летчик по профессии, должен принимать осмысленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степени координированности движения, реагировать на показания приборов и т.д.).

Естественный  эксперимент (впервые предложен  А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу  должен исключать то напряжение, которое  возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т.д.).

Естественный  эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.

Различия между  лабораторным и естественным экспериментом  в настоящее время весьма условны и не должны быть абсолютизированы.

Конкретные  методики психологического исследования Понятие “метод психологического исследования”  может быть употреблено и в  значении специальной методики решения  конкретной научной проблемы. В конкретных методиках, разумеется, реализуются методологические принципы и проявляются общие не только для данной проблемы, но и для многих других способы познания. Однако специфика конкретных методик определяется прежде всего характером той научной задачи, которая решается с их помощью. Арсенал конкретных психологических методик, используемых современной психологией, чрезвычайно велик. Формы, которые они принимают, также весьма различны и определяются своеобразием области психологии и проблемы, которая потребовала данного приема изучения.

К примеру, в  исследовании наблюдали устойчивость понимания (т.е. выполнение заданного  действия без явных ошибок и отвлечений) у нормальных детей и детей  с врожденными недостатками в  работе мозга, обучающихся во вспомогательных  школах.

В данном исследовании была выдвинута гипотеза, согласно которой устойчивость внимания у нормальных детей и детей умственно отсталых различается не столько количественно, сколько качественно.

В эксперименте использовалась так называемая корректурная проба - испытуемые должны были на типографски отпечатанной странице, состоящей из хаотического набора букв, просматривать строчку за строчкой, вычеркивая буквы “с” и “в”. При этом применялся поминутный контроль - каждую минуту подавался сигнал и испытуемый должен был ставить галочку над той буквой, которую он в эту секунду просматривал. Таким образом, можно было точно регистрировать количество строк и букв, просматриваемых за минуту, а также количество сделанных ошибок. Выяснилось, что хотя олигофрены и отстают от нормальных детей в количестве просмотренных строк и делают больше ошибок, однако ненамного, т.е. различия не являются столь уж существенными.

Информация о работе История психологии