Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:02, реферат

Описание

Понятие нейрокогнитивного дефицита вошло в тезаурус психиатрии и медицинской психологии в начале 90-х гг. К настоящему времени количество публикаций, касающихся структурных изменений в различных отделах головного мозга при шизофрении, только в англоязычной литературе превы- шает три тысячи. Нейрокогнитивный дефицит определяется как недостаточность высших психических функций (памяти, внимания, мышле- ния, речи), исполнительских функций (executive functions), их произвольной регуляции и контроля, развившихся вследствие структурно-функциональ- ных нарушений головного мозга. Термин «дефицит», или «недостаточность», определяется как «наличие относительно тяжелого, продолжительного, но принципиально поддающегося реабилитации нарушения – соматического, умственного, психического либо затрагивающего органы чувств, которое субъективно или объективно затрудняет жизнь и может иметь следствием отклоняющееся поведение»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие нейрокогнитивного дефицита при шизофрении………….4
2. Особенности нейропсихологической диагностики нейкогнитивного дефицита при шизофрении……………………………………………………....7
Список литературы………………………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

нейрокогн.docx

— 32.93 Кб (Скачать документ)

Как точно подметил М. В. Зотов, «все многообразие регуляторных аспектов познавательной деятельности чело- века пытаются свести к одной или нескольким “базовым” когнитивным “способностям”… Некоторые ведущие зарубежные исследователи занимают позицию нейрофизиологического редукционизма, рассматривая сложнейшие формы когнитивной деятельности как результат механической комбинации “базовых” компонентов». Таким образом, западные исследователи изучают отдельные функции без принципа системности организации психической деятельности, тогда как в отечественной психологии принята концепция симптомокомплексов. В этом видится одна из проблем взаимопонимания между отечественными учеными и западными исследователями. Кроме того, в настоящее время существует проблема взаимопонимания не только отечественных и западных ученых, но и между отечественными психиатрами и медицинскими психологами. Опираясь на современные критерии и алгоритмы диагностики болезней (МКБ-10), а также будучи включенными в клинические исследования, врачи-психиатры уже давно ориентированы на тезаурус западной науки и, более того, самостоятельно используют западные батареи психометрических тестов, функциональных проб и клинических шкал для исследования нейрокогнитивного дефицита, что продиктовано задачами их непосредственной практической деятельности. Тогда как в психодиагностической работе медицинских психологов по- лученные результаты не используются. До настоящего времени особенности нейрокогнитивного дефицита при шизофрении остаются не- ясными, полученные данные требуют систематизации. В связи с этим изучение нейрокогнитивного дефицита по-прежнему остается весьма актуальным.      Целью данного исследования было изучение нейропсихологических и патопсихологических характеристик когнитивного дефицита при разных формах шизофрении. В исследовании принял участие 131 пациент с параноидной шизофренией (F 20.0 по МКБ-10) и 53 пациента с шизотипическим расстройством (вялотекущая шизофрения) (F 21) в возрасте от 18 до 50 лет. Группы больных являлись сопоставимыми по основным социально-демографическим характеристикам. Также в исследовании приняли участие 50 человек группы условной нормы. Критерии отбора: наличие клинически установленного диагноза в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10; отсутствие на момент обследования острой психотической симптоматики, выраженного интеллектуально-мнестического снижения и признаков нейролептического синдрома; отсутствие полиморфной симптоматики и коморбидных расстройств; информированное добро- вольное согласие на участие в исследовании и отсутствие возражений со стороны лечащего врача; правшество пациентов.       Для оценки степени выраженности когнитивного дефицита использовались: методика последовательности соединений (Trailmakingtest, TMT, Reit- an R. M., Wolfson D., 1993); тест беглости речевых ответов (Verbalfluencytest, VFT, Lezak M. D., 1995); тест «Сложная фигура Рея–Остерица» (Rey- Osterrieth Complex Figure Test); таблицы Шульте- Горбова (Горбов Ф. Д., 1971); таблицы Шульте (Рубинштейн С. Я., 1998); субтесты «Кубики», «Шиф- ровка», «Повторение цифр» методики Векслера (Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И., 2006); тест на за- поминание 10 слов (Лурия А. Р., 1969); стандартные прогрессивные матрицы Равена (Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж., 2002); пиктограммы (Хер- сонский Б. Г., 2000). Для быстрой оценки психопатологических симптомов использовалась краткая психиатрическая оценочная шкала (BPRS, Brief Psychiatric Rating Scale) (Мосолов С. Н., 2001), заполнявшаяся врачом-психиатром.

      В ходе исследования анализировались различия в выполнении когнитивных тестов между группами пациентов с разной формой шизофрении. Сравнение между группами проводилось с помощью U-теста Манна–Уитни. Корреляции между переменными устанавливались с использованием непараметрического теста Спирмена. В итоге были выявлены значимые различия в некоторых характеристиках когнитивных процессов у больных параноидной шизофренией и шизотипическим расстройством, которые приведены в табл. 1–2. Как видно из табл. 1, зрительно-моторные функции (субтест «Шифровка») и зрительная память (тест «Сложная фигура Рея–Остерица») достоверно более сохранны у пациентов с шизотипическим расстройством. Результаты исследования показали, что вербальная ассоциативная продуктивность и запас семантической памяти (методика «Беглость речевых ответов») значимы выше при шизотипическом расстройстве. Характер и скорость выполнения, количество баллов в методиках ТМТ и «Сложная фигура Рея» свидетельствуют о том, что исполнительные функции и контроль за действиями также более сохранны при шизотипическом расстройстве.    Особенности темпа и уровня психической деятельности при выполнении простой умственной работы, показатели концентрации, переключения, устойчивости внимания и объема выше у пациентов с шизотипическим расстройством (методика ТМТ, та- блицы Шульте, Шульте–Горбова). В целом пациенты с шизотипическим расстройством показали более высокие показатели обучаемости. Пациентам с параноидной шизофренией требуется большая, чем пациентам с шизотипическим расстройством, подготовка к основной работе (таблицы Шульте). Оперативные функции памяти, переход следов в долговременную память более сохранны у пациентов с шизотипическим расстройством (субтест «Повторение цифр», тест запоминания 10 слов). Конструктивное мышление, пространственный анализ и синтез, вербальное абстрактное мышление также более сохранны у пациентов с шизотипическим расстройством (пиктограммы, прогрессивные матрицы Равена, кубики Коса). Из табл. 2 видно, что существуют достоверные различия в показателях эмоциональной отгороженности, концептуальной дезорганизации, подозрительности между сравниваемыми группами. По оценкам врачей пациенты с параноидной шизофренией имеют более выраженный недостаток контактности (взаимодействия) с врачом, недооценивают (или не понимают) ситуации интервью, у них снижен интерес к беседе в большей степени, чем у пациентов с шизотипическим расстройством. Степень спутанности, разорванности и дезорганизации мышления врачи оценили выше у пациентов с параноидной шизофренией. Таким образом, характеризуя в общих чертах нейро- и патопсихологический профиль когнитивных нарушений у пациентов с разными формами шизофрении, даже при первом рассмотрении можно определить не только общие, но и специфические его черты. Пациенты с параноидной шизофренией уступают пациентам с шизотипическим расстройством в визуальной перцепции, зрительно-моторной координации, скорости образования Таблица 2 Клинические показатели шкалы BPRS у пациентов с шизофренией и шизотипическим расстройством Пациенты F 20 (n=131) Пациенты F 21 (n=53) Уровень достоверности, р UZ Эмоциональная отгороженность 38,43 24,61 0,002 220,0 –3,095 Концептуальная дезорганизация (нарушения мышления) 36,41 25,90 0,02 266,5 –2,363 Подозрительность 40,13 23,53 0,000 181,0 –3,767 навыка, психической устойчивости и переключении внимания, конструктивном праксисе, снижении исполнительных функций, зрительной памяти и запасе семантической памяти. Вследствие более выраженных когнитивных на- рушений (выраженности нейрокогнитивного дефицита) пациенты с параноидной шизофренией в большей степени испытывают сложности в по- вседневной деятельности, они менее успешно пре- одолевают жизненные трудности, выдерживают внутренние и внешние нагрузки. Пациенты с шизотипическим расстройством больше схожи с группой нормы по показателям выполнения тестов, чем с пациентами параноидной шизофренией. Данные соотносятся с клиническими представлениями о шизотипическом расстройстве как более «мягком», «пограничном» варианте болезни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Список литературы

1. Вербенко В. А. Нейрокогнитивные  расстройства при шизофрении. Симферополь: ООО ДИАЙПИ, 2007. 308 с.

2. Шмуклер А. Б. Структурно-функциональная  рассогласованность различных отделов  головного мозга при шизофрении: роль интегра- тивной перцепции // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20, № 3. С. 86–95.

3. Цубер Й., Вейс Й., Кох  У. Психологические аспекты реабилитации // Перре М., Бауманн У. Клиническая  психология. СПб., 2006.

4. Магомедова М. В. О нейрокогнитивном  дефиците и его связи с уровнем  социальной компетентности у  больных шизофренией // Соци- альная  и клиническая психиатрия. 2000. № 1. С. 92–98.

5. Иванов М. В., Незнанов  Н. Г. Негативные и когнитивные  расстройства при эндогенных  психозах: диагностика, клиника, терапия. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2008. 288 с.

 

 


Информация о работе Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении