Психологические особенности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:20, курсовая работа

Описание

цель курсовой работы: рассмотреть психологические особенности дошкольников. Конкретными задачами исследования являются:
1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы;
2) Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и психологическими особенностями дошкольника;
3) Рассмотреть понятия: личность дошкольника, эмоционально –мотивационная регуляция поведения, игровая деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретический обзор литературы по проблеме психологически особенностей дошкольников……………………………….…6
1.1 Личность дошкольника…………………………………………..6
1.1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………..6
1.1.2 Ценность дошкольного детства……………………………………..9
1.1.3 Усвоение нравственных норм……………………………………...11
1.2 Эмоционально –мотивационная регуляция поведения…………….14
1.3 Формирование личностных качеств у ребенка – дошкольника……20
1.4 Роль семьи в воспитании дошкольника……………………………..24
1.5. Психологические новообразования дошкольного возраста………26
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических особенностей дошкольников…………………………………………………………………....29
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования……………...29
2.2 Методики диагностики………………………………………………30
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………...32
2.4 Общие результаты исследования……………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение 1……………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Аносова. Психологические особенности дошкольников..doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

     Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

     Ребенок может жить, находясь хотя и при  родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Педагогам и общественности нельзя мириться с недостойным поведением некоторых отцов и матерей, но вместе с тем им следует и помогать в воспитании детей.

     Практика  убедительно доказала, что чем  больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и  труд, тем спокойнее атмосфера  в семье. Содержательное общение  взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

     Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного  очага развиваются и укрепляются  лишь при сознательных и волевых  усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

     Итак, важнейшим фактором и движущей силой  процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. 

     
    1.   Психологические новообразования дошкольного возраста
 

     Подведем  некоторые итоги: что же приобретает  ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства?

     В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

     Здесь же, в дошкольном возрасте, берет  свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.

     В познавательных процессах возникает  синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

     Эта тенденция особенно отчетливо выступает  в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

     В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может—как стратегическая цель и система специальных методических приемов — быть использован при обучении иностранным языкам.

     Одновременно  завершается процесс формирования речи как  средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации  воспитания и, следовательно, для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нравственном плане. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических особенностей дошкольников

     2.1 Цель, процедура и  методы проведения  исследования 

     Эмпирическая  часть нашей работы выстраивалась  из понимания того, что дошкольное детство — это возраст, в котором  появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка.

     Целью нашей работы явилось изучение психологических особенностей дошкольников.

     Объект  исследования: дети – дошкольники, в возрасте 5-6 лет.

     Предмет исследования: дети возраста 5-6 лет

     Объект  исследования: психологические особенности  дошкольника.

       Гипотеза исследования: мы предполагаем, что накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.

     Для достижения цели исследования  и  проверки выдвинутой гипотезы были поставлены и решены следующие задачи.

     -  выделить группу детей в возрасте 5-6 лет;

     - провести сравнительный анализ  результатов, полученных при диагностике  испытуемых;

     - провести корреляционный анализ  полученных результатов.

     Экспериментатор проводил работу с детьми старшей группы по психологическому развитию, используя метод тестирования.

     Психодиагностическое  исследование состояло из двух этапов: диагностика испытуемых,  сравнительный  анализ результатов.

                В эксперименте приняли участие  16 респондентов. Из них 8 человек - это девочки и 8 человек – мальчики. Все участники исследования являются воспитанниками МДОУ д/с № 40 г. Шахты. 

     
    1. Методики  диагностики
 

     При выборе методик  психологического исследования мы опирались на основной психодиагностический инструментарий, используемый для диагностики психологических особенностей дошкольников (5-6 лет)

     В результате анализа нами были выделены методики необходимые для исследования психологических особенностей дошкольников.       

     Пакет исследовательских методик состоял из:

     Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

     Методика 2. «Запомни и расставь точки»

     Методика 3. «Нарисуй что-нибудь»

     Методика 4. «Выучи слова»

     Методика 5. «Что здесь лишнее?»

     Методика 6. «Какой Я?»

     Методика 1. «Чего не хватает  на этих рисунках?»

     Цель  методики: определить уровень развития восприятия у дошкольника.

     Суть  этой методики состоит в том, что  ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как  можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

     Проводящий  психодиагностику с помощью секундомера  фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время  работы оценивается в баллах, которые  затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

     Методика 2. «Запомни и расставь точки»

     Цель: оценить объем внимания дошкольника.

       Для этого используется стимульный  материал, изображенный на рис. 10. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

     Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

     «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

     Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 11) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

     Методика 3. «Нарисуй что-нибудь»

     Цель: определить уровень развития воображения.

     Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров  и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

     Методика 4. «Выучи слова»

     Цель: определить динамику процесса заучивания.

     Ребенок получает задание за несколько попыток  выучить наизусть и безошибочно  воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, телефон, цветок, стакан, вилка, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.

     Запоминание ряда производится так. После каждого  очередного его прослушивания ребенок  пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор  отмечает количество слов, которое  ребенок во время попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так 6 раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за 6 попыток.

     Методика 5. «Что здесь лишнее?»

     Цель: определить уровень развития образно-логического мышления.

     В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

     «На каждой из этих картинок один из четырех  изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

     На  решение задачи отводится 3 минуты.

     Методика 6. «Какой Я?»

     Цель: определить самооценку ребенка –  дошкольника.

     Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. 

     
    1. Анализ  результатов исследования
 

     Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Информация о работе Психологические особенности дошкольников