Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.

А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….…...3

1 Бюджет………………………………………………………………………………....……5

1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5

1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7

1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10

2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14

3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16

3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16

3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17

3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18

4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23

4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23

4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27

4.3 Источники покрытия государственного долга в РФ………………………………..28

4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31

Заключение ……………………………………………………………………………….......33

Список использованных источников…………………....……………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая точно по ГРЭ (2).docx

— 81.30 Кб (Скачать документ)

Принцип полноты  учета бюджетных доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности  означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

1.3  Бюджетная классификация  доходов и расходов

Для составления  и исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация  подразделяет объекты классификации  на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов  бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. К неналоговым относятся доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом,  %:

1. Затраты  на социальные услуги: здравоохранение,  образование, социальные пособия,  субсидии бюджетам местных властей  на эти цели -  45-50

2. Затраты  на хозяйственные нужды: капиталовложения  в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому  хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10-20

3. Расходы  на вооружение и материальное  обеспечение внешней политики, включая  содержание дипломатических служб  и займы иностранным государствам - 10-20

4. Административно-управленческие  расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и т.д. - 5-10

5. Платежи  по государственному долгу - до 7-8

Первое место  в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и  др. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения  к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. В затратах на хозяйственные нужды  обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют  также социальную, политическую и  хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении  своего крестьянства, фермерства. И  хотя в своей внешнеэкономической  политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных  производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в  ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

 Расходы  на национальную оборону, правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности, а также административно- управленческие  расходы воздействуют на структуру  спроса.

 Конъюнктурным  целям бюджетного регулирования  могут служить расходы по государственному  долгу (например, досрочное погашение  части долга), размеры расходов  на кредиты и субсидии частным  и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание  и совершенствование объектов  инфраструктуры, на покупку вооружения  и военное строительство.

 В периоды  кризисов и депрессий расходы  государственного бюджета на  хозяйственные цели, как правило,  растут, а во время “перегрева”  конъюнктуры – сокращаются.

 Структура  расходов государственного бюджета  оказывает регулирующее воздействие  на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и  региональную структуры экономики,  национальную конкурентоспособность  на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют  экспорт и в долгосрочном плане  улучшают платежный баланс, открывают  для экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Функционирование единого казначейского счета

 

Принцип единого  счета казначейства заключается  в том, что исполнение ФБ осуществляется ОФК выполнением всех операций из средств ФБ в системе балансовых счетов, на основе централизации ФК всех поступлений в ФБ и платежей из него, совершение ФК кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом. Бюджетное законодательство предусматривает запрет на осуществление операций по исполнению ФБ, минуя систему счетов ОФК. В целях управления бюджетными средствами, государственным долгом и совершения платежей ОФК может открывать иные счета ФБ необходимые для выполнения функций ОФК.

Во-первых, чтобы  осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому, сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной  думой РФ и принимается в виде закона.

Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет  своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов  местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнение  доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам  предусматривает:

-перечисление  и зачисление доходов федерального  бюджета на единый счет федерального  бюджета; 

-распределение  в соответствии с утвержденным  федеральным бюджетом федеральных  регулирующих налогов;

-возврат излишне  уплаченных сумм доходов;

-учет доходов  федерального бюджета и отчетность  о доходах федерального бюджета  в соответствии с бюджетной  классификацией РФ.

Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей, а также  доходов в целом и по каждому  источнику, финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит  также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

Основной  принцип исполнения бюджета –  принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета. Бюджеты  всех уровней бюджетной системы  РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Ликвидация Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета привела к недопополнению доходов бюджета, к ослаблению контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств. ЦБР, сосредоточив свои усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга