Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.

А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….…...3

1 Бюджет………………………………………………………………………………....……5

1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5

1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7

1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10

2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14

3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16

3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16

3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17

3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18

4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23

4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23

4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27

4.3 Источники покрытия государственного долга в РФ………………………………..28

4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31

Заключение ……………………………………………………………………………….......33

Список использованных источников…………………....……………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая точно по ГРЭ (2).docx

— 81.30 Кб (Скачать документ)

Таким образом, действующий механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Также он характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможности их нецелевого использования. В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненного Министерству финансов. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.

 

 

3  Уровни бюджетной  системы РФ

3.1 Федеральный бюджет РФ

 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта  бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов  бюджета и необходимых государственных  расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  экономической политики. Основные цели экономической политики:

  • рост валового внутреннего продукта и продукции  промышленного производства;
  • прекращение спада сельскохозяйственного производства;
  • создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
  • формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке;
  • снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
  • выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
  • рост реальных денежных доходов населения;
  • завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
  • поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных;
  • повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение объемов капитальных вложений.3

 

 

 

3.2  Региональный бюджет

 

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

•  налог на имущество предприятий;

•    налог на недвижимость;

•   дорожный налог;

•    транспортный налог;

•    налог с продаж;

•    налог на игорный бизнес;  
•    региональные лицензионные сборы.

К собственным  доходам относятся также доходы от использования имущества,  находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:

• обеспечение  функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•  обслуживание и погашение государственного долга  субъектов Российской Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов  Российской Федерации;

•    обеспечение реализации региональных целевых программ;

•  формирование государственной собственности  субъектов Российской Федерации;

• осуществление  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

•    оказание финансовой помощи местным  бюджетам;

• обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;

• компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

 

3.3 Местный бюджет

 

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в 
их назначении. Они выполняют следующие функции: 
            • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 
            • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

•  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

•    земельный налог;

•    налог на имущество  физических лиц;

•    налог на рекламу;

•    налог на наследство или  дарение;

•    местные лицензионные сборы.

В свою очередь, земельный налог включает:

1) земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

2) земельный налог и арендную  плату за земли несельскохозяйственного, назначения;

3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

4) возмещение потерь сельскохозяйственного  производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

•  доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

•    доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир гражданам.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

•  от налога на добавленную стоимость;

· от акцизов;   

· от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного налога с физических лиц.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система регулирования  местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

В то же время используемый метод  регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них  — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.

Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Рост местных бюджетов непосредственно  связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

•    содержание органов местного самоуправления;

•    формирование муниципальной собственности  и управление ею;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

•  содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

• муниципальное  дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство  и озеленение территорий муниципальных образований;

• организация  утилизации и переработки бытовых  отходов (за исключением радиоактивных);

•    содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

•    обеспечение противопожарной  безопасности;

•   охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных образований;

• реализация целевых программ, принимаемых  органами местного самоуправления;

•    обслуживание и погашение  муниципального долга;

•    целевое дотирование  населения;

•    содержание муниципальных  архивов;

•    проведение муниципальных  выборов и местных референдумов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга