Демографический портрет российской Интернет-аудитории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:23, реферат

Описание

Интерес к размерам и составу аудитории российского Интернета со стороны как российских, так и западных исследовательских фирм не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

Эл. коммерия.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Демографический портрет российской Интернет-аудитории.

     Интерес к размерам и составу аудитории  российского Интернета со стороны  как российских, так и западных исследовательских фирм не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций. Этому есть несколько подтверждений. Во-первых, Интернет — самая бы-строразвивающаяся отрасль в России: темп роста составляет около 150% в год'. Российский Интернет пока находится в состоянии "младенчества", отставая в своем развитии от интернет-сектора США и Западной Европы соответственно на 5—7 лет и на 3—4 года. Темпы развития Сети в России ближайшие 3—5 лет останутся прежними. Рунет пятикратно увеличился в объеме за 1999 г., при этом количество серверов удвоилось, а количество веб-страниц возросло в 4 раза. Основная масса денег в 1999 г., зарабатываемых посредством Интернета, приходилась на долю интернет-провайдеров, однако развитие рекламы в Сети и электронной коммерции (темпы роста превышали 100% в год) позволяют прогнозировать объем доходов от данных видов деятельности примерно $460 млн в 2001 г..                 Во-вторых, Россия обладает значительным интеллектуальным потенциалом, а также абсолютным преимуществом в области программирования. Этот потенциал не был полностью реализован внутри страны из-за массовой "утечки мозгов" в США и другие развитые страны. Быстрый рост интернет-технологий способен изменить ситуацию и сократить количество уезжающих за границу программистов, которые получат возможность плодотворно работать в родной стране. В-третьих, количество российских пользователей Интернета в период с 1996 по 1999 г. удваивалось каждый год. В 2001 г., по данным различных источников, российская аудитория Сети составила около 4,5—5 млн человек. Использующие Интернет россияне, а также русскоговорящие пользователи за границей (1—2 млн человек) с высоким уровнем дохода, хорошим образованием и активным покупательским поведением представляют собой очень привлекательную целевую группу для фирм, занимающихся электронной коммерцией и рекламой в Сети. Именно эти два направления бизнеса являются движущей силой развития Интернета и определяют размер инвестиций в отрасль. В-четвертых, существующее ценовое преимущество по начальным вложениям (относительно более низкие издержки на развитие и маркетинг интернет-проектов по сравнению с США и Западной Европой) и высокий уровень подготовки программистов позволяют российским провайдерам интернет-услуг предлагать услуги, конкурентоспособные на международном уровне. Перспективы развития российского Интернета и его внедрение в "реальную" экономику во многом определяются успехом различных коммерческих проектов в Рунете, ведь именно электронная коммерция и реклама в Сети служат катализаторами роста Всемирной паутины. Кроме технических и финансовых аспектов, для успешного ведения бизнеса в Сети предприниматель должен учитывать потребности пользователей. В такой среде, как Интернет, где сами пользователи управляют процессом навигации, знание своей аудитории, ее состава и характеристик становится серьезным оружием в конкурентной борьбе за посетителя сайта и потенциального клиента.

Анализ  состава и характеристик  российской аудитории  Интернета

     Учитывая  достаточно частые обращения СМИ  к теме развития сети Интернет в  России, я предполагала найти достаточно однородные статистические данные. Как выяснилось, оценка численности аудитории Рунета разными исследовательскими фирмами может различаться в два, а то и в три (!) раза за один и тот же оцениваемый период. Посчитав, что читатель должен узнать "всю правду" о российском Интернете и сам сделать выводы, я решила объединить в сводную таблицу данные российских и зарубежных источников.

     Разброс оценок достаточно велик (табл. 1) (пояснения  к табл. 1 приведены в приложении). Например, на сайте Rle.ru утверждается, что, согласно полученным сведениям по оценке траффика, число пользователей Рунета составило в августе 2001 г. около 8,4 млн человек. Это превышает показатель в 6,6 млн человек, рассчитанный на основе исследований Monitoring.ru. Отличия в оценках обусловлены тем, что сайт Rle.ru оценивает всех посетителей российской части Интернета, независимо от их местонахождения. Таким образом, в итоговую оценку российской интернет-аудитории оказываются включенными и россияне, постоянно или временно проживающие за границей. Данные Monitoring.ru основаны на исследовании пользователей, находящихся исключительно в пределах России. Если основываться на наиболее реалистичных (или пессимистичных?) данных фирмы КОМКОН, можно утверждать, что численность пользователей российского Интернета остается небольшой и составляет 3% населения страны . Средний показатель по европейским странам равен 15%, по Западной Европе -30%. Однако количество жителей России, имеющих дома персональные компьютеры, составляет 7% населения.

География распределения пользователей Интернета в России

     Пользователи  Интернета в России распределены по территории страны крайне неравномерно. Это объясняется различиями как  в доходах между жителями тех  или иных регионов, городским и  сельским населением, так и в уровнях развития инфраструктуры телекоммуникаций.

К концу 2001 г. 3,8 млн пользователей (85%) проживало в городах, причем доля пользователей-москвичей составляла около 15% всех пользователей Сети в  России, доля петербуржцев — 10%. Среди  московской аудитории преобладают домашние пользователи (48%), в остальных крупных регионах страны больше тех, кто пользуется услугами Интернета с рабочего места.

     Основная  часть пользователей приходится на европейскую часть России (около 25% -Москва и Санкт-Петербург), и ее доля в общей аудитории продолжает увеличиваться по сравнению с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Это объясняется более интенсивным развитием средств телекоммуникаций в данном регионе и высоким образовательным уровнем населения.

     Растущий  разрыв между количеством пользователей Интернета в крупных городах, таких, как Москва (обеспечивающая 15% аудитории Сети) и Санкт-Петербург (около 10%), и в регионах (3—4%) в сочетании с ожесточающейся ценовой конкуренцией между интернет-провайдерами двух столиц позволяет сделать.вывод о том, что регионы предоставляют более интересные возможности молодым компаниям, занимающимся обеспечением услуг доступа в Интернет.

Социально-демографические  характеристики российских пользователей

     Учитывая  достаточно большое количество публикаций по данному вопросу, я дам здесь лишь обобщенный социально-демографический портрет среднего российского пользователя Интернета, а также укажу на наиболее интересные тенденции в изменении состава аудитории. По данным агентства Еигор-тесИа и исследовательского интернет-центра МУА КевеагсЪ, мужчины составляют 60% всех пользователей Сети в России. Доля женщин неуклонно растет (в 1998 г. их было всего 30%). Ти-нэйджеры также представляют увеличивающуюся категорию: с 1999 г. их число в Интернете утроилось.

     Среди пользователей 68% имеют высшее или незаконченное высшее образование. Возраст россиян, подключенных к Интернету, чаще всего варьируется в диапазоне от 23 до 34 лет. Хорошо владеют английским языком 56% пользователей, что позволяет им читать иностранные сайты.

Структура интересов достаточно типична для  молодой аудитории: новости, компьютеры, развлечения, наука и финансы. Только треть российских пользователей  когда-либо покупала товары или услуги онлайн. Средняя сумма затрат на онлайновую покупку составила около $45. Средний уровень дохода не превышает $200 в месяц.

     Что касается профессий интернет-пользователей, то в основном они работают в рекламном  бизнесе, финансовых и промышленных компаниях, в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, в СМИ. В 2001 г. онлайн-общение пользователей уменьшилось с 6 часов 15 минут до 5 часов 30 минут в неделю (из-за увеличения количества новых пользователей, проводящих в Сети меньше времени).

Обобщенный  портрет российского пользователя, по данным Инфоарт (2001 г.), приведен в табл. 2.

     В целом, портрет пользователя достаточно типичен для стран, где распространение  Интернета еще проходит начальную  стадию. В этом отношении Россию можно сравнить с Китаем, с той  лишь разницей, что основные китайские  проекты опережают российские примерно на полгода-год. Попробуем теперь оценить перспективы развития Интернета в России, базируясь на данных о темпах роста Сети и возможных сценариях развития ситуации.

Перспективы развития сети Интернет в России

     Россия  с ее 145-миллионным населением и всего 3% населения, подключенными к Сети, обладает огромным потенциалом. Исследовательские компании, пристально следящие за ростом "интернет-проникновения" (долей пользователей Сети в общей численности населения) , строят прогнозы дальнейшего развития событий. На диаграмме 2 отражены оптимистический, усредненный и пессимистический сценарии развития российского Интернета на следующие два года (до 2004 г.). Оптимистический сценарий предполагает, что увеличение числа пользователей будет идти теми же темпами, что и в 2000 г. (50% в год).   Усредненный прогноз основан на данных Международной корпорации информации, одного из самых известных мировых исследовательских центров, специализирующихся на интернет-исследованиях. Пессимистический прогноз предложен Российским общественным центром информационных технологий (РОЦИТ). По мнению представителей российского Министерства связи, число российских пользователей Интернета к 2010 г. может достичь 26 млн человек (почти одна пятая населения страны). 

Развитие  электронной коммерции в России: возможности и ограничения:

Возможности Ограничения
Недостаточно  широкий ассортимент

и отсутствие полной информации о товарах  часто вызывают разочарование

у потребителей, которые вынуждены  тратить много времени на поиск  нужного товара, а иногда и ехать в другой город, чтобы купить его. Электронная коммерция в России, основанная на возможностях сети Интернет, может стать эффективным решением данной проблемы, предлагая потребителям товарные каталоги, развитые поисковые функции, а также доставку товаров на дом

Электронная коммерция зависит от количества пользователей Интернета (количества компьютеров, подключенных к Сети). Данный показатель колеблется от 1 до 5% взрослого населения, при этом существуют и большие региональные различия. Онлайновый покупатель вынужден оплачивать то время, которое он проводит в интернет-магазине, что является ограничивающим фактором, пока потребитель точно не знает, где именно в Сети он сможет найти нужный товар
Электронная коммерция

может связать удаленные регионы

и заполнить существующий разрыв между

спросом и предложением.

Одновременно  будет развиваться

и система физической доставки

как по России, так и в русскую

диаспору  за рубежом

Огромные  расстояния в России "бросают  вызов" компаниям, специализирующимся на электронной коммерции. Предоставление услуг по физической доставке товаров в отдаленные российские регионы сведет на нет ценовые преимущества относительно недорогих товаров, предлагаемых через Интернет, так как покупателю придется оплачивать достаточно дорогие услуги по доставке
 

Методики  анализа интернет-аудитории

     На  оценку численности интернет-аудитории  в России существенно влияет решение  вопроса о том, кого считать пользователем  Сети. При определении количественных и качественных параметров интернет-аудитории принципиальное значение имеет сам способ измерения: получены ли данные в результате онлайнового анкетирования или телефонного интервью, в результате уличного или поквартирного опроса. Тип выборки и методика опроса в этом случае играют главную роль.Что касается методов анализа, то здесь можно выделить два основных подхода:

  • оффлайновое исследование. Наиболее очевидным является традиционный подход выборочного исследования, например путем телефонного опроса. Такое социологическое исследование, по сути, ничем не отличается от любого другого. К сожалению, оффлайновые опросы не всегда дают возможность получить точные ответы на вопросы. Например, телефонные опросы не позволяют достичь "фанатов" Интернета, т. е. тех пользователей, которые подключены к Сети днем и ночью, - - просто их телефон постоянно занят. Кроме того, весьма сложно получить ответ на вопрос о посещении тех или иных сайтов люди просто могут не вспомнить;
  • онлайновое обследование. При интернет-опросах используются возможности самой Сети по организации различного рода анкет и опросов, аналогичных стандартным социологическим анкетам. Преимуществом данного подхода являются значительно меньшие затраты на его проведение. Основной проблемой онлайнового подхода является "перекос" выборки, т. е. в опросах принимают участие люди:
  • отвечающие на вопросы нечестно (в частности, неправильно указывают свой пол, возраст и доход) - - традиционными методами личных интервью проверить это невозможно;
  • наиболее активные пользователи, имеющие лучшие каналы связи, более быстрые компьютеры, больше свободного времени и т. д., т. е. заведомо обладающие некоторыми характеристиками, которые потенциально могут влиять на ответы на различные другие вопросы.

     К тому же, используя онлайн-опросы, мы ограничены совокупностью интернет-пользователей и не можем анализировать характеристики данной совокупности по отношению к населению в целом, например определить количество пользователей.

     В 1998 г. исследованием аудитории российской Сети занялись и профессиональные исследовательские агентства -КОМКОН-2 и Galllup Media. Первое использовало тогда для анализа интернет-аудитории

Информация о работе Демографический портрет российской Интернет-аудитории