Дистанционное образование - реальность нашего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:07, реферат

Описание

Процесс вхождения высшей школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно–информационной составляющей. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку “ручные методы” без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ.

Содержание

Введение 3
1. История дистанционного образования 4
2. Понятие дистанционного образования 6
3. Модели обучения в дистанционном образовании 7
3.1 . Модель распределенного класса 8
3.2. Модель самостоятельного обучения 8
3.3. Модель открытое обучение + класс 8
4. Классификация систем дистанционного обучения 9
4.1. С обратной связью 9
4.2. Без обратной связи 9
5. Классификация СДО по различным основаниям 9
5.1. Организационно-правовые признаки 9
5.2. Уровни реализации образовательных программ 9
6. Особенности дистанционного обучения 10
7. Компьютерные телекоммуникации 10
8. Система “электронного учебника” 11
9. Дистанционное обучение в России. 12
9.1 Актуализированность образовательных потребностей 13
9.2 Требования к качеству образовательных услуг 14
10.Дистанционное обучение за рубежом 14
10.1.Дистанционное обучение в США 15
10.2. Дистанционное обучение в Европе 15
11. Современные подходы к оценке развития ДО 16
Заключение 18
Список литературы: 19
Приложение 20
Приложение А. Количество учреждения, использующих ДО 20
Приложение Б. Количество ОУ, использующие ДО 20
Приложение В. Термины и их определения 20
Приложение Г. Интернет в дополнительном образовании и тренингах 22
Приложение Д. Система дистанционного образования 22
Приложение Е. Общая заинтересованность населения в ДО 23
Приложение Ж. Опрос студентов 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат Дистанционное образование.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Факультет информационных технологий

 

Кафедра информатики

 

 

 

Отчет

по РГЗ

 

Дистанционное образование - реальность нашего времени

 

ГОУ ОГУ 080502.62.8. 0 11. Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Руководитель работы

                                                                     преподаватель кафедры информатики

                                                                     _______________ В.А. Садова

                                                                     "___" ___________2011 г.

                                                                     Исполнитель

                                                                     студентка группы 11ЭК(б) ЭПОэ-2

                                                                     _______________ У. С. Шалаева

                                                                                       Орп р"___"___________2011 г.

                                            

 

 

 

 

Оренбург 2011

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Процесс вхождения высшей школы в мировое образовательное  пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно–информационной составляющей. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку “ручные методы” без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют научные сотрудники и преподаватели при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода “электронных учебников”, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных.

В последние 3-4 года в кругах деятелей  образования  вызывает повышенный интерес часто упоминаемое и широко обсуждаемое понятие дистанционного образования.

Само понятие дистанционного (или дистантного) образования заимствовано из английского языка и практики образования Великобритании, Канады и особенно США, где не только понятие Distance Education, но и аббревиатура DE, происходящая от этих слов, стали устойчивыми и не требуют расшифровки. В зарубежной практике понятие дистанционного образования охватывает самые различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый пространственно разделены, находятся в разных местах (классах, школах, районах, городах и даже странах). При этом становится необходимыми некая среда или средства, с помощью которых происходит общение преподавателя и обучаемого, Такими средствами могут явиться:

  • печатные и письменные материалы, пересылаемые по обычной почте или факсу;
  • телефонная сеть;
  • аудио- и видеозаписи, учебное радио и телевидение (а также кино);
  • интерактивные программированные обучающие средства, компьютерные обучающие программы;
  • локальные и глобальные компьютерные сети.

Естественно, что технологические особенности той или иной среды общения накладывают определенный отпечаток на само общение между педагогом и обучаемым, на стратегию и тактику обучения, методику обучения. Именно это влияние на методики обучения конкретным дисциплинам является основной проблемой дистанционного образования.

 

 

1. История дистанционного образования

 

 Считается, что  первая попытка создания дистанционной  формы образования была предпринята  Яном Коменским 350 лет назад,  когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

Принято считать, что  официально начало дистанционному образованию было положено Ч.Тусеном - преподавателем французского языка Берлинского университета и Г.Лангеншейдтом - членом Берлинского общества современных языков, создавших в 1856 г. Институт в Берлине, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. Однако следует помнить, что шестью годами раньше в 1850 г. в России был создан Институт заочного обучения. Примеру России и Германии во второй половине XIX - начале XX вв. последовали и другие страны.

Дистанционное образование  в его корреспондентной форме возникло в период формирования первой устойчивой регулярной общедоступной системы связи, представляющей собой столь обычную для нас почту. В это же время возникло и стало бурно развиваться регулярное железнодорожное сообщение, которое стимулировало распространение обучения на расстоянии.

 В конце XIX века появился прародитель дистанционного образования — «корреспондентское» обучение. Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях.

Описание первого поколения  корреспондентного ДО дано председателем Европейского совета ДО Н.Фарнсос. Это поколение, писал он, частных образовательных учреждений: возникших на основе курсов "по переписке" частных корреспондентных школ и создававшихся также по частной инициативе учредителей или администрации внешних отделений (так называемые "extension": буквально, "расширение", "пристройка") при университетах и колледжах. Наиболее известные частные корреспондентные школы второй половины ХIХ - первой трети ХХ вв. были учреждениями дополнительного образования, предлагавшими, в первую очередь, краткосрочные профессионально-технические курсы повышения квалификации

 История дистанционного  образования имеет советские  корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.

 Проект первого  в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин.

 На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. В нем ежегодно учится 200 тысяч человек. Открытый Университет Великобритании был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Премьер-министр Харольд  Уилсон поначалу представлял себе, что заведение, занимающееся дистанционным  образованием, должно называться «эфирный университет». Телевидение и радио должны были «доставлять» преподавателей на дом к ученику. Потом появилась мысль использовать для этого обычную почту. В конце 90х годов ХХ века появилась возможность доставлять учебные материалы более дешевым и оперативным способом — по электронной почте1.

Французский национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. О размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных курсов — 2,5 тысячи, количество пользователей — 350 тысяч, филиалы в 120 странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных курсов и образовательной деятельности.

 Другие старейшие  центры дистанционного образования  в Европе — это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.

 В 1989 г. в США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых (PBS Adalt Learning Service), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.

 Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО  в концепции виртуального университета. 2

 Дистанционные образовательные  бизнес-программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как

  • General Motors,
  • J. C. Penny,
  • Ford
  • Federal Express

 осуществляют повышение  квалификации персонала через  частные 

2. Понятие дистанционного образования

Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе.

Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая  связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Можно определить дистанционное  образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

1. существование обучающего  и обучаемого и, как минимум,  наличие договоренности между  ними;

2. пространственная разделенность  обучающего и обучаемого;

3. пространственная разделенность  обучаемого и учебного заведения;

4. двунаправленное взаимодействие  обучаемого и обучающего;

5. подбор материалов, предназначенных специально для  дистанционного изучения.

 Вместе с новыми  методами и технологиями обучения  дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины 3 в первую очередь к ним относятся:

Под виртуальным классом в зарубежной практике дистанционного образования понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям.

Под поддержкой обучения (или поддержкой обучаемого) в дистанционном образовании понимают любые материалы, информацию, поступающую от преподавателя к ученику.

Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели.

Обратная связь  в дистанционном обучении - означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося.

Диалоговая  технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение.

Телеконференция - способ обмена текстовыми сообщениями с некоторыми сообществами заинтересованных в этом людей.

После сравнительно долгого  периода относительной стабильности в смысле неизменности основных технологий и методов обучения, и недавнего периода кардинальных изменений вследствие появления новых разнообразных сред (видео, компьютерных телекоммуникаций ) ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий.

Самое главным является то, что в сферу ДО вошли живые, интерактивные среды, такие как микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудио-конференции и т.д. Все эти среды привнесли коренное отличие в отношения учащегося и учебного заведения. Печатные материалы, трансляции и даже видеокассеты имели дело с учащимся-одиночкой, новые же интерактивные среды используются преимущественно как расширители учебных аудиторий.

Информация о работе Дистанционное образование - реальность нашего времени