Иерархическая система – учебная система университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание

Задание:
Представить информационную систему, для анализа и синтеза которой используется иерархический подход.
В данной работе в качестве примера будет рассматриваться иерархическая система – учебная система университета (рисунок 1).
Данная система относится к иерархическим системам, так как для неё характерны все три свойства иерархии:

Работа состоит из  1 файл

иерархические системы.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет автоматики и вычислительной техники

Кафедра автоматики и  телемеханики

 

 

 

 

 

 

Задание №3

Дисциплина: Теория информационных процессов и систем

 

“Иерархическая  система – учебная система  университета”

 

 

 

 

 

 

 

 

          Выполнил студент группы ИСУ-21:                                       Луппов В.Л.

         Проверила:                                                                                 Микрюкова В. И.

 

 

 

 

 

Киров 2012 

          Задание: 

Представить информационную систему, для анализа и синтеза  которой используется иерархический  подход.

В данной работе в качестве примера будет рассматриваться иерархическая система – учебная система университета (рисунок 1).

Данная система  относится к иерархическим системам, так как для неё характерны все три свойства иерархии:

  1. Вертикальная соподчиненность: система состоит из последовательно расположенных вертикально взаимодействующих подсистем (например, ректор – проректор – декан – заведующий кафедрой – преподаватель).

 

  1. Право вмешательства (приоритет действий подсистем верхнего уровня носит для нижележащих подсистем обязывающий характер): распоряжения ректора относятся не только к проректорам, деканам, заведующим кафедрой, но и напрямую к преподавателям и учащимся.

 

  1. Взаимозависимость действий (способность подсистем с нижних уровней выполнять указания вышестоящих подсистем, а также наличие ответных реакций элементов на вмешательство со стороны вышестоящих подсистем). Например, ректор может своим распоряжением дать задание проректору по социальной и внеучебной работе провести проверку студенческих общежитий. Также ректор может назначить для выбранного факультета какой-либо день не учебным, а субботником. Но со стороны первого проректора (проректора по образовательной деятельности), может поступить просьба на отмену данного мероприятия в виду загруженности учебного процесса. Это будет подтверждением действия обратной связи.

 

 Рис.1. Иерархическая структура  учебной системы университета

Проанализируем  исследуемую систему на нескольких уровнях рассмотрения.

1. Уровень стратифицированного  описания систем.

Система, описанная на уровне страт, носит описательный или абстрагированный характер.  Иерархический подход заключается в создании семейства моделей, каждая из которых описывает поведение системы для отдельно выделенного уровня.

С этой позиции  рассмотрения в исследуемой системе можно выделить следующие страты, представленные на рисунке 2.

Рис.2. Страты системы

 

На страте номер четыре  непосредственно осуществляется образовательный процесс. Он включает в себя проведение занятий для студентов. Во время проведения занятий, а также при выполнении студентами самостоятельных, контрольных, лабораторных и курсовых работ происходит образовательный процесс. Можно выделить виды деятельности учащихся:

  • Теоретические занятия.
  • Занятия в лабораториях.
  • Зачёты.
  • Экзамены.
  • Защита дипломной работы.

Т.е. студенты приходят в университет как выпускники других учебных заведений, в частности  – школ, а выходят как специалисты  по профессиям.

На страте номер  три осуществляется процесс практики. Студенты проходят практику на предприятиях и в офисах с целью повышения опыта и получения практических навыков.

На страте номер  два осуществляется управление и контроль над образовательным процессом. Каждая подсистема решает свои проблемы и организационные вопросы. Например, в деканате составляется расписание занятий. Кафедра контролирует работу преподавателей и студентов на предмет её соответствия учебному плану.

На страте номер  один осуществляется управление финансовыми потоками университета. Поступают деньги на зарплату сотрудникам, на оборудование аудиторий и прочее.

Необходимо  отметить наличие связей на приведенной  схеме. В данном случае это управление и обратная связь. Примером управления может служить, например, приказ проректора по учебной работе изменить план летней практики студентов. Пример обратной связи – отчёт заведующего кафедрой об успешном или неуспешном ходе практики и успехах студентов.

2. Уровень описания системы в  виде слоёв.

Слой представляет собой уровень сложности принимаемого решения. На данном уровне рассмотрения систем любая проблема разбивается на ряд подзадач, решение которых не вызывает больших затруднений.

Система включает в себя 4 слоя, представленных на рисунке 3.

Рис.3. Модель описания системы в разрезе слоев

Пояснение:

 При возникновении  проблемы во время прохождения  образовательного процесса и  необходимости ее решения поступают  так. Руководство принимает решение  относительно выбора направления  изменения. Это решение доносится  до нижележащих управляющих структур, и далее они уже самостоятельно принимают решения относительно реализации поставленной перед ними задачи.

Пример:

 При решении  введения в университете новых  специальностей перед руководством  встаёт вопрос, стоит ли это  делать, каковы плюсы и минусы  данного решения. Ректор принимает решение о введении новой специальности и доносит его до нижележащих уровней. Далее проректор с руководством факультета, на котором планируется ввести новую специальность, принимают решения по поводу сроков. Если возникли затруднения, то возможны изменения сроков для более рационального решения данной задачи (самоорганизация системы).

  1. Описание системы в виде эшелонов.

Учебная система  университета представляет собой многоэшелонную систему, так как:

  • состоит из семейства четко выделенных, взаимодействующих подсистем;
  • некоторые из этих подсистем являются принимающими решения элементами;
  • принимающие решения элементы располагаются иерархически в том смысле, что некоторые из них находятся под влиянием других решающих элементов.

 

Выделим в рассматриваемой системе семейства четко выделенных, взаимодействующих между собой подсистем. Иерархия принятия решения будет выглядеть следующим образом – рисунок 4.

Рисунок 4. Иерархия принятия решения.

К эшелону первого  уровня относятся преподаватели, непосредственно работающие со студентами. К эшелону второго уровня относятся заведующие кафедрой, руководящие работой преподавателей. К эшелону третьего уровня относятся деканы и представители ученых советов. К эшелону четвертого уровня относится проректоры, каждый из которых руководит определенной деятельностью. И к эшелону пятого уровня относится ректор, который выступает в роли  главного координатора. Его задача – организовать работу системы для достижения поставленной цели (обучение).

В такой системе  принимающее решение элементы располагаются  иерархически в том смысле, что  некоторые из них находятся под  влиянием или управлением других решающих элементов. Например, декан утверждает расписание занятий, управляет работой своих подчиненных, но сам управляется ректором и должен исполнять его приказы.

Вывод: на примере учебной системы университета было приведено описание иерархической системы, выделены основные свойства системы, приведено стратифицированное описание системы, выделение слоев, эшелонов.

Итак, рассмотренная  система описывается 3 видами иерархии. Каждое описание представило систему  с различных ракурсов:

  • уровень описания или абстрагирования;
  • уровень сложности принимаемого решения;
  • организационный уровень.

 

 Можно сделать очень важный вывод: чем выше  в иерархии находится элемент, тем сложнее принятие решения (проблемы на верхних уровнях менее структурированы и больше неопределённостей и сложностей их формализации), тем с более широкими подсистемами он имеет дело, тем выше груз ответственности за принятое решение. Таким образом, ректор несёт ответственность за функционирование всего университета.

 

 

 

 




Информация о работе Иерархическая система – учебная система университета