Имитационное моделирование работы мастерской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Лучшие результаты можно получить, используя математическое моделирование. В самом общем виде математическое моделирование - это: создание абстрактного (идеального) аналога реального объекта (формирование математической модели);
- извлечение необходимой информации об объекте из сформированной математической модели (реализация математической модели). Под реальным объектом понимают:

Содержание

Введение 6
1.Постановка задачи моделирования 7
2. Функциональная схема моделирования системы 8
3. Структурная схема модели в символах Q-схем. 9
4. Метод построения модели 10
5.Описание GPSS модели работы мастерской по ремонту обуви. 11
5.1. Блок- диаграмма модели работы мастерской срочного ремонта обуви. 11
5.2 Описание GPSS программы. 12
6.Анализ результатов моделирования 13
Заключение. 14
Использованная литература 15

Работа состоит из  1 файл

IM_KP.docx

— 134.33 Кб (Скачать документ)

Пензенская  государственная технологическая  академия

Кафедра «Информатика»

Дисциплина  « Имитационное моделирование экономических  процессов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект

На тему: «Имитационное моделирование работы мастерской»

Вариант 1-1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы 09Э1в

Бакулина  Я.А

Принял  преподаватель:

Селиванов Е.П. 
 

Пенза 2012 г.

 

Пензенская  государственная технологическая  академия

Кафедра «Информатика»  

«Утверждаю»

Зав.кафедрой ____________________

Дата:_______________ 
 
 
 
 

Задание

На курсовое проектирование

по дисциплине: «Имитационное моделирование экономических  процессов»

студенту  Бакулиной Я.А группы  09Э1в

Тема  проекта: «Имитационное моделирование  работы мастерской» 

Исходные  данные на проектирование: 

Необходимо  смоделировать систему обслуживания клиентов в мастерской по ремонту  обуви. В мастерскую по ремонту обуви  приходят клиенты для срочного ремонта  обуви в присутствии заказчика. Ремонт выполняет один мастер. Входной  поток заявок имеет интенсивность  и равномерное (экспоненциальное) распределение. Если образуется очередь, то в помощь мастеру даются ученики, в результате чего производительность мастерской увеличивается . Время выполнения заказа мастером и учениками распределено равномерно (экспоненциально), интенсивность обслуживания .

Исследовать, как изменяется пропускная способность  мастера и учеников, длина очереди  и время нахождения клиентов в  очереди при трех различных значениях  среднего времени прихода заявок. Время обслуживания мастерской 8 часов. 
 
 
 
 
 

Объем работы по курсу

  1. Содержание расчетной части

    Разработка  структурной модели ,ее символика Q схем, GPSS модели и программы на языке моделирования GPSS.

  1. Графическая часть

    Построение  структурной модели в символике  Q схем и блок-диаграммы GPSS-модели.

  1. Экспериментальная часть.

    Проведение  имитационного эксперимента. 
     
     
     
     
     
     

     Срок  выполнения проекта по разделам

  1. Постановка задачи                                                 к __________________
  2. Разработка GPSS-модели                                   к  __________________
  3. Разработка программы на языке GPSS                к __________________
  4. Отладка программы                                              к __________________
  5. Моделирование и его анализ                               к __________________
  6. Оформление пояснительной записки                    к __________________
 
 
 
 
 
 
 

    Дата  выдачи задания_________________

    Дата  защиты проекта_________________ 
     
     
     
     
     

Руководитель ______________

Задание получил ______________

Студент _______________ 

Реферат

Пояснительная записка содержит: 29 листов, 1 таблицу, 2 рисунка, 7 источников, 3 приложения.

Модель, моделирование, схема массового обслуживания, экономический процесс, язык GPSS,экономическая система, канал обслуживания.

Объект исследования: мастерская по ремонту обуви (экономическая  система).

Цель работы: разработка модели, имитирующей работу экономической системы                       (мастерской по ремонту обуви) и определить вероятностные характеристики этой системы.

Средства работы: язык моделирования GPSS- общецелевая система моделирования.

Полученные результаты: программный продукт - имитационная модель работы экономической системы (мастерской по ремонту обуви), реализованная с помощью языка GPSS.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
КП-080801-24-09 81 01-1
         
Изм Лист № документа Подп Дата
Разраб. Бакулина Я.А     Имитационное  моделирование работы мастерской

Пояснительная записка

Лит Лист Листов
Провер. Селиванов Е.П.    
     
Реценз      
 
ПГТА гр.09Э1в
Н. Контр      
Утверд.      
 

Содержание

Введение 6

1.Постановка задачи моделирования 7

2. Функциональная схема моделирования системы 8

3. Структурная схема модели в символах Q-схем. 9

4.  Метод построения модели 10

5.Описание GPSS модели работы мастерской по ремонту обуви. 11

5.1. Блок- диаграмма модели работы мастерской  срочного  ремонта обуви. 11

5.2 Описание GPSS программы. 12

6.Анализ результатов моделирования 13

Заключение. 14

Использованная литература 15

Приложение 1.Схема блок-диаграммы. 16

Приложение 2. Листинг программы. 18

Приложение 3. Листинг результатов программы. 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

           Изучение различных явлений в науке, технике и природе часто сопровождается проведением моделирования изучаемых процессов. Например, изготовление корпуса самолета сопровождается обдувкой в аэродинамической трубе его уменьшенной копии. Перед постройкой плотины можно исследовать ее уменьшенную копию.

      Лучшие  результаты можно получить, используя  математическое моделирование. В самом  общем виде математическое моделирование - это: создание абстрактного (идеального) аналога реального объекта (формирование математической модели);

- извлечение  необходимой информации об объекте  из сформированной математической  модели (реализация математической  модели). Под реальным объектом  понимают:

   нечто реально существующее как целостная  система (например, электрическая цепь, действующий прибор, промышленное предприятие, система кровообращения, природно-территориальный  комплекс и т д.),

- нечто не  существующее, но подлежащее созданию (в этом случае говорят о  проектировании, а сам объект  представляется умозрительно).

      Когда имеют дело с процессами, которые  можно свести к обслуживанию заявок, используют имитационное моделирование  систем массового обслуживания. [1].

      Система массового обслуживания представляет собой класс математических схем. В качестве процесса обслуживания могут  быть представлены различные по своей  физической природе процессы функционирования экономических, производственных, технических  и других систем [2].

      В курсовом проекте моделируется работа мастерской срочного ремонта обуви  в присутствии заказчика

 

      

1.Постановка  задачи моделирования.

        В задании на курсовое проектирование требуется смоделировать систему обслуживания клиентов мастерской. В мастерскую по ремонту обуви приходят клиенты для срочного ремонта обуви в присутствии заказчика. Ремонт выполняет 1 мастер. Входной поток заявок имеет интенсивность и равномерное (экспоненциальное) распределение. Если образуется очередь, то в помощь мастеру даются ученики, в результате чего производительность мастерской увеличивается . Мастер и ученики обслуживают клиентов параллельно. Время выполнения заказа мастером и учениками распределено экспоненциально, интенсивность обслуживания .

        Необходимо исследовать, как изменяется пропускная способность мастера и учеников, длина очереди и время нахождения клиентов  в очереди при трех различных значениях среднего времени прихода заявок: заявки в час. Среднее время выполнения заказа мастером =3 заявки в час, учеников- =6 заявки в час.

Время работы мастерской 8 часов.

       Таким образом, имеем следующие данные:

    • среднее время прихода заявок заявки в час;
    • время прихода заявок имеет равномерное распределение;
    • время выполнения заявок (время обслуживания) имеет экспоненциальное распределение
    • среднее время обслуживания  мастером =3 заявки в час, учениками- =6 заявки в час.
    • время работы мастерской 8 часов

         Из задания видно, что следует составить программу на языке GPSS, выполнение которой даст все требуемые результаты.

В данном случае должна использоваться модель без приоритетов, так как все заявки имеют одинаковую важность.

2. Функциональная схема  моделирования системы 

        Обслуживание клиентов в мастерской по ремонту обуви осуществляется по принципу «первый пришел, первый обслужен». Приоритеты обслуживания отсутствуют. Схема должна отражать, что заявки из входного потока поступают в очередь. Т.к. ремонт срочный то, если произошло превышение длины очереди, то клиенты уходят без обслуживания. По мере обслуживания заявок из очереди поступают на место обслуживания другие.   После обслуживания заявки уходят за пределы мастерской по ремонту обуви.

      Функциональная схема модели приведена на рисунке 1. Она в общем виде отражает функционирование разрабатываемой модели.

Рисунок 1 - Функциональная схема моделирования системы

             Из функциональной схемы видно, что поступивший поток клиентов сначала попадает в очередь, из которой он поступает к мастеру. От величины интенсивности входного потока зависит количество клиентов, скопившихся в очереди. С другой стороны, от интенсивности обслуживания клиентов мастером зависит время, проведенное клиентом в очереди.

               Целью моделирования является исследовать, как изменяется пропускная способность мастера и учеников, длина очереди и время обслуживания клиентов в очереди при трех различных значениях среднего времени прихода заявок.

                Для большей детализации с целью создания модели следует рассмотреть структурную схему модели в символах  Q-схем.

3. Структурная схема  модели в символах  Q - схем

В качестве математической модели объекта в данном случае используется типовая математическая схема моделирования системы массового обслуживания (англ. queuing system), которая называется Q - схемой. Структура Q - схемы показана на рисунке 2 [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Рисунок 2 - Структурная  схема модели в символике Q - схем основного

Информация о работе Имитационное моделирование работы мастерской