Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:03, реферат
Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества.
Информационное общество – общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью [1:11].
Характерной чертой периода информатизации общества является тот факт, что доминирующим видом деятельности во всех областях общественного производства, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Информатизация образования: проблемы и возможности. Роль учителя в информационном обществе
Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества.
Информационное
общество – общество, уровень которого
в решающий степени определяется
количеством и качеством
Характерной чертой периода информатизации общества является тот факт, что доминирующим видом деятельности во всех областях общественного производства, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, где производится и потребляется интеллект, знания, что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда.
От человека
требуется способность к
В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.
Происходящий
сейчас процесс информатизации общества
влечёт за собой радикальные изменения
в стратегии образования: в информационном
обществе и школа должна быть информационной.
Основополагающим элементом такой
школы должна стать информационно-
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:
Следовательно,
эффективность образования
Какие же перспективы открываются перед учителем ХХI века? Какими же возможностям наделяет новый век наше образование? С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:
Перенос центра тяжести с обучения на учение.
Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию [3:172]
Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.
Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей [3:172]
Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.
Это обусловлено
ускорением темпов развития цивилизации.
Знания быстро устраивают в меняющемся
мире и требуют постоянного
Формирование сетевых сообществ в сфере образования, что позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал. Учителя в режиме реального времени осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию [2:68]
Получение образования независимо от места проживания и мобильности человека.
Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение) [2:68]
Появление домашнего образования.
Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.
Колоссальная экономия социального времени.
Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.
Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.
Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники [2:68]
Информатизация
общества поражает не только новые
возможности для человека, но также
и принципиально новые
Вот основные из них:
Из вышесказанного
ясно, что информатизация общества,
влекущая за собой и информатизацию
образования, имеет свои плюсы и
минусы. А педагогические работники,
в свою очередь, должны чутко реагировать
на все изменения в стратегии
образования, разумно использовать
информационно-коммуникативные