Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ образования по средствам Интернет, дистанционного обучения и бизнес-образования, выявление основных проблем, возникающих при реализации таких услуг, оценке их качества и признании сертификатов о прохождении обучения, а также определение преимуществ и недостатков таких способов обучения.
Остановимся подробнее на основных понятиях дистанционного образования, обучения по средствам Интернет и бизнес-образования.

Содержание

Оглавление
Введение 3
§1. Может ли Интернет стать образовательной средой? 4
§2 Дистанционное обучение и интернет-образование. 10
§3 Бизнес-образование 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и экономической политики

Курсовая  работа на тему

«Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование»

Студентки 1 курса

Вечернего отделения

Специальность «Экономика бакалавриат» Пашкус Маргарита Вадимовна

Научный руководитель

к.э.н., ассистент Забоев Михаил Валельревич

Санкт-Петербург

2009 

Оглавление 

     Введение

      Проблема широкого распространения применения Интернет в обучении, дистанционного обучения и бизнес-образования становиться в последнее время очень актуальна по всему миру, в том числе и в России. Постоянно растет потребность в качественном и доступном высшем образовании, но не во всех регионах России уровень качества образования поддерживается на должном уровне. Людям приходится ехать учиться в признанные образовательные центры страны, но это не всегда возможно, так как высоки затраты на проживание в других регионах, даже при обучении на бюджетной основе, и не все семьи могут себе это позволить. Эти люди могли бы получить образование по средствам новых дистанционных технологий, но до сих пор не решена проблема качества таких образовательных услуг, да и существуют серьезные проблемы аккредитации осуществляющих их образовательных центров и, следовательно, проблема признания предоставляемых ими дипломов. Решение этих проблем позволит существенно повысить уровень доступности профессионального образования по территориальному признаку.

      Целью данной работы является анализ образования по средствам Интернет, дистанционного обучения и бизнес-образования, выявление основных проблем, возникающих при реализации таких услуг, оценке их качества и признании сертификатов о прохождении обучения, а также определение преимуществ и недостатков таких способов обучения.

      Остановимся подробнее на основных понятиях дистанционного образования, обучения по средствам Интернет и бизнес-образования.

      Интернет-образование – образование, осуществляемое с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет.

      Дистанционное обучение – это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

      Бизнес-образование – интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-тренингов, семинаров, курсов и конференций и специализированных программ для менеджеров различного уровня.

§1. Может ли Интернет стать образовательной средой?

    Может ли Интернет стать образовательной средой? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос нужно рассмотреть, для начала, что же вообще является образованием и какие существуют основные модели образования.

    Образование (по законодательству РФ) – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).1

    В зависимости от схемы трансляции можно говорить о трёх основных моделях образования, таких как модель подражания живому носителю культурного образца, модель конвейера, проектная модель, сетевая модель.

    Внутри  каждой модели выстраивается свой базовый  тип отношений между профессионалом-преподавателем и учащимся. С этими-то отношениями и связан тип образовательной практики, доминирующий в той или иной модели.

    Модель подражания живому носителю культурного образца. Данную модель не очень широко распространена и может применяться только в творческих ВУЗах, или частично в учебных заведениях с достаточно высокой степенью свободы образовательного процесса. Хоть эта модель используется и не столь широко, как другие, но она требует упоминания, так как она все-таки встречается реальной практике преподавания. Так, например, если преподаватель обладает харизмой и может воздействовать своей личностью на студента, то он выступает еще и живым носителем культурного образца. Если доминирует этот персональный план, а план знаний и технологий находится на втором месте, то доминирует старая мифологическая модель подражания живому образцу. Отметим, что модель подражания живому носителю культурного образца существует лишь в конкретных примерах преподавания, а не представлена институционально.

    Модель «конвейера». Самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера». Эта классическая модель оформилась на базе европейского (немецкого) университета, модель массового образования. В настоящее время это доминирующая модель в условиях массового мирового образования.

    Данная модель ориентирована прежде всего на передачу твердых и глубоких знаний классических образцов из наук и искусств. При этом внутри модели можно выделить уровни:

  • передача объема информации, «упакованной» в учебные темы и дисциплины, и построение на этом системы общей подготовки.
  • предметная подготовка, основанная на углубленном изучении предметов узкой специализации в рамках конвейера, и построение на этом системы специальной подготовки.
  • профессиональная академическая подготовка, создание ситуаций самоопределения через разработку и внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий, не ломая базовой модели конвейера.

     Развитие образования в этой модели выстраивается как все большее умножение учебных текстов и расширение учебных программ. С развитием наук и искусств увеличивается объем знаний о них, усложняются по материалу учебные программы. С появлением очередной научной дисциплины – появляется новый учебный предмет. Таким образом, образование по своей организации становится некоей калькой с системы наук и искусств, в которой совокупность «отчужденного знания» упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям.

     В силу массового характера образования все учебное знание выстраивается в определенную последовательность (конвейер), оно закрепляется за носителями (преподавателями). Студент на входе проходит некий (достаточно формальный) отбор, затем проходит по этому конвейеру (как по цепочке) и на выходе выпускается как специалист, знающий и прослушавший тот или иной курс.

     Управление данным конвейером осуществляется с помощью государственной (ведомственной) лестницы, построенной по иерархическому принципу.

     Данная модель распространена в обществах с коммунитарной идеологией и тех странах, которые делают ставку на глубокую специализацию и массовое образование.

     Российское образование построено по образцу данной модели. Применительно к России следует особо выделить доминирующую роль государственных структур (конститутов) в управлении образованием. Отметим, что сюда относится и система госстандартов, которая, в настоящее время, существует и совершенствуется, как в России, так и во многих странах Европы в рамках Болонского процесса.

     Основными достоинствами данной модели является возможность массовой подготовки и узкая специализированость подготовки. Но существуют и недостатки, связанные с жесткостью программ подготовки и ориентацией на массового учащегося, а не на индивида, обладающего уникальным видением мира. Эти недостатки особенно остры в настоящее время, когда работодатели хотят получить креативного специалиста, обладающего гибким мышлением, способного самостоятельно ставить задачи, в соответствии с текущей ситуацией и потребностями компании. Подготовка такого специалиста в рамках данной модели практически невозможна, так как модель не развивает творческую активность индивидов, поэтому если они сами не обладают этими качествами от природы или они не формируются у них в процессе их жизни, то образование в рамках данной модели не может их развить. 

     Проектная модель. Это неклассическая модель, построенная на модели американского университета, которая предполагает практико-ориентированное проектное образование, прикрепление студентов к кафедральным проектам, выстраивание индивидуальных траекторий.

     Она формируется после второй мировой войны как проектно-игровая, в которой образование строится как «пространство опережающего имитационного проигрывания» различных ситуаций, в ходе которого готовятся профессионалы, способные сами создавать новые нормы и образцы, новые типы и структуры деятельностей. В этом смысле данная модель готовит на основе знания о прошлой деятельности, игры в настоящем – профессионала, работающего в будущем.

     Главный результат работы данной модели – способность создавать новые профессиональные структуры. Таким образом, в образовательном пространстве кроме культурных текстов, учебников и их носителей, необходимо выстраивать пространство деловых игр (игровых имитаций), а также целевых предпрофессиональных работ (дипломных проектов), работая в которых и над которыми у человека формируется профессионализм нового типа – проектно-программного (метапредметного).

     Кроме лекций и курсов в этой модели принципиальное место занимают такие организационные образовательные формы, как деловые игры, мастерские, мастер-классы, проектные разработки. При подготовке в таких формах становится возможным осуществлять работу в целевых дипломных проектах. Через них студент включается уже в собственно профессиональную деятельность на конкретных рабочих площадках вместе с работающими там профессионалами.

     Данная  модель (в чистом виде) нашла своё применение и в России, она используется некоторыми вузами с начала 90-х годов. В частности, она была опробована и применяется в разных формах и разном масштабе в Высшей Школе экономики (ГУ ВШЭ), в Красноярском госуниверситете, в Новосибирском государственном педагогическом университете и других вузах.

     Однако, широкого применения данная модель не получила, либо осталась таковой лишь по форме (по содержанию собственно превратившись в модель «конвейера» – например, классический стандарт МВА).2 К ее недостаткам относится неопределённость будущих компетенций (инновационные программы могут привести к заранее непредсказуемому результату), а так же ориентация на исключительно индивидуальное обучение. Кроме того, качество базовых знаний, полученных в дамках данной модели, может быть достаточно низким. Это делает образование чрезмерно узко специализированным. Тем самым, если меняется, например, технология с помощью которой реализовывались подобные проекты ранее, то специалисты не способны перестроиться на работу с новыми технологиями, так как уровень их базовых знаний недостаточен для гибкой адаптации.

     Более перспективной представляется комплексная  модель, объединяющая модель конвейера  и проектную модель, а возможно и включающая элементы модели подражания живому носителю культурного образца. Такого рода модель показала свою устойчивость (на ней основано обучение в японских корпорациях3) и весьма перспективна для России. 

     Сетевая модель. Организация образования по сетевому принципу – это его устройство в соответствии с нормами самоорганизации в постиндустриальном и информационном обществе. Именно сетевая форма может обеспечивать содержательность (культурную событийность) образовательной траектории обучающегося. В такой форме образования события субъектности, ситуации самоопределения, самопроектирования и самоорганизации становятся не случайным, а педагогически проектируемым эффектом гуманитарного образования.

     В отличие от предыдущих моделей, которые в культуре состоялись, данная модель является поисковой, она находится еще на стадии проектных и изыскательских работ. В качестве некоторых экспериментальных проектов она разрабатывалась и запускалась в ряде мест группами разработчиков. Но как целостный и исторический культурный феномен она еще не состоялась.

     В этой модели, как уже говорилось выше, главной фигурой становится «трансфессионал».

Информация о работе Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование