Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:41, реферат

Описание

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.24 Кб (Скачать документ)

Авторы: 
Пахомов А.П., Д.э.н., профессор, Генеральный директор ООО «Решение», Москва 
Баласанян М.В., Президент ОАО «Восток», Москва

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках уругвайского раунда [6] и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.  
В основе ВТО лежат три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Названные документы определили и организационную структуру ВТО. Текущее управление и контроль за реализацией названных соглашений выполняют соответствующие Советы. В их подчинении находятся комитеты и рабочие группы. Деятельность Советов координирует Генеральный совет, в свою очередь подчиненный высшему органу ВТО — Конференции министров (Министерской конференции), которая проводится не реже одного раза в два года.  
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:  
Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.  
Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.  
Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.  
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.  
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).  
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, для вступления в организацию России необходимо провести лишь многосторонние переговоры.  
Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.  
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.  
5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» - заявил Михаил Саакашвили - «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».  
В начале марта 2011 года Москва и Тбилиси начали в Швейцарии очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Делегацию Грузии на переговорах возглавляла главный советник премьер-министра по вопросам внешних отношений Тамара Ковзиридзе. Встреча в Берне состоялась по инициативе российской стороны и проходила при посредничестве Швейцарии. Пока стороны не пришли к консенсусу. Единственное о чем стороны смогли договориться — это возобновить дискуссию в апреле этого года. Однако даже в такой ситуации шансы России на присоединение к ВТО в скором времени оцениваются специалистами как достаточно высокие.  
Накануне глава МИД России Сергей Лавров заявил, что для того, чтобы Россия вступила в ВТО, ей совсем не обязательно дожидаться принципиального согласия Тбилиси. «Если наши грузинские коллеги будут упорствовать, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть», — сказал он в ходе телепередачи «Актуальный разговор» на третьем канале. Лавров также подчеркнул, что Грузия препятствует вступлению России в ВТО только из-за вопросов, связанных с восстановлением грузинского таможенного контроля на границе России с Южной Осетией и Абхазией. Он подчеркнул, что все эти вопросы не имеют никакого отношения к присоединению России к ВТО. На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО.  
В конце января 2011 года глава ВТО Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть все шансы вступить в ВТО в 2011 году. В случае если России не удастся договориться с Грузией, события могут развиваться по двум сценариям: первый - для вступления России в ВТО, ей необходимо будет набрать голоса двух третей участников организации; а второй заключается в том, что те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.  
За вступление России в ВТО высказался вице-президент США Джозеф Байден в ходе своего визита в марте 2011 года в Москву. «Когда Россия выполнит требования, необходимые для вступления в ВТО, мы будем проводить в Конгрессе работу, направленную на отмену поправки Джексона-Вэника», – добавил американский вице-президент.  
Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как способность овладеть инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. С методологической точки зрения важно подчеркнуть три взаимосвязанных момента. Во-первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране. Во-вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям. В-третьих, большинство оценок в данном случае носят сценарно-вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления и невозможно учесть все кроссекторальные пересечения воздействующих факторов. 

 

Социальные последствия  присоединения России к ВТО можно  охарактеризовать тремя ключевыми  направлениями.  
1. Возможный рост неравенства в распределении доходов. Данный процесс чаще всего связывают с расширением вовлеченности стран в глобализационные процессы. Исследования НИСП вывили тот факт, что в рамках действующего инструментария измерения доходной дифференциации не принимаются во внимание межрегиональные различия стоимости жизни и уровня доходов. Проблема неравенства доходов имеет два пространственных измерения – межрегиональное и внутрирегиональное. Воздействие глобализации уже привело к росту различий в доходах населения федеральных городов и экспортноориентированных регионов по сравнению с регионами, наименее включенными в глобальный обмен товарами и услугами. Среди последних – старопромышленные области Центра и Северо–Запада, слаборазвитые республики и автономные округа. Внутри регионов, особенно более развитых и ресурсно-экспортных, усилилось неравенство доходов жителей столичных центров и городов экспортной промышленности, с одной стороны, и периферийных центров, с другой. После вступления в ВТО вероятно дальнейшее увеличение регионального и поселенческого неравенства[2,131].  
2. Региональная проекция влияния вступления в ВТО на рынок труда. Для каждого региона, в контексте потерь и выгод от вступления России в ВТО, важно посмотреть на экономические параметры (уровень экономического развития регионов; степень открытости экономики и уровень ее диверсификации; роль крупного и малого бизнеса) в сочетании с социальными характеристиками (уровень жизни населения; развитие потребительского рынка; качество экономики активного населения; состояние рынка труда) и закономерностями расселения населения. Такой подход позволил получить однородные группы регионов с точки зрения степени вероятности угроз на рынке труда. При этом учитываются как экономические угрозы, так и наличие факторов, способных их демпфировать. Наиболее проблемным по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться регионы, расположенные в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же последствиями[2,132]. Таким образом, издержки, масштаб которых незначителен для России в целом, выглядят иначе на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, уязвимые отрасли локализуются в ограниченной группе регионов, с другой стороны, региональный фактор – самый мощный фактор неравенства доходов населения.  
3. Изменения в потребительском поведении населения. Проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства с ВТО связаны по нескольким причинам, первая из которых - тематика переговоров между делегациями России и ЕС по поводу внутренних и внешних цен на энергоносители. Во-вторых, ВТО - катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор всех энергоносителей, включая электроэнергию и газ. Если ликвидируется перекрестное субсидирование, то это также повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «Эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на жилищно-коммунальные услуги для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен[2,133]. Темпы роста доходов должны быть сбалансированы с темпами роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения и надежды на спасительные жилищные субсидии для бедных – это утешительная иллюзия. В целом в систему данного баланса должны быть включены три вида доходов: заработная плата, пособия для детей и жилищные субсидии.  
От присоединения к ВТО Россия сможет приобрести следующие позитивные теоретические аспекты. Во-первых, Россия обеспечит выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других нормативных актов ВТО. Во-вторых, Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление в ВТО будет способствовать внедрению во все сферы нашей экономики современных методов управления, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование внутри- и общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала[1;3].  
Вступление России в ВТО эмпирически повлечет и некоторые негативные аспекты в экономике. Первое- защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена из-за облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО. Второе – снижение импортных пошлин может значительно облегчить федеральный бюджет Российской Федерации. Третье- членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное регулирование), особенно ограничивающих импорт. Четвертое – вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, в первую очередь, в рамках Таможенного союза.  
После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 370 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В особенности, это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу.  
Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде и в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов[4;5].  
Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики, главным образом из-за снижения импортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф стремится к 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%[1].  
Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых институтов предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным сопровождением услуг. Сегодня, в этой связи, отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свои бизнесы, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой.  
Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний. К сильным сторонам резидентов относятся:  
Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.  
Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.  
Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.  
Дешевые научные кадры, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.  
Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, эта фракция составляет 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии вредное производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги.  
Преимущества нерезидентов:  
Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами. Применение современных производственных и управленческих технологий.  
Превосходство в производительности труда. Использование новейших технологий приводит к четырехкратному (в среднем) превосходству американских компаний над российскими в производительности труда.  
Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.  
Основная причина превосходства развитых иностранных компаний - использование современных производственных и управленческих технологий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ликвидации отставания отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Достичь этого можно с помощью внедрения в них современных управленческих технологий, которые не столь затратные и могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные технологии, потому что обеспечивают более рациональное использование финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому, применив их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и повысить свои шансы на успех после прихода на наш рынок предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, и будут конкурировать, прежде всего, друг с другом за наш рынок сбыта.  
После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть. Поэтому придется учиться работать с "парадного крыльца" - на равных конкурировать на рынке. Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся худшим, чтобы и они нас не покинули. Кроме того, грядет подорожание энергетических ресурсов. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики. Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам - и не столько за зарплатой, а сколько за соблазном инвестиций в научные разработки. Экологические требования усугубятся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами.  
Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом наднациональном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, привнесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить огромное конкурентное превосходство. Наличие же более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свои бизнесы. В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидентами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента.

Литература 
1. Белозерова С.В., Плотникова С. - Таможенная политика России в свете вступления в ВТО.// Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №2.- С. 48-53.  
2. «Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия». Серия «Научные проекты НИСП – IISP Working Papers», Москва, 2003, 158 стр.  
3. Как отразится на вашем бизнесе вступление России в ВТО// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.martex.ru/2938 
4. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО.// Аграрная Россия.- 2003. №1.- С. 15-20.  
5. Крылатых Э.Н. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?//Отечественные записки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?article=761 
6. Пахомов А. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО // Вопросы экономики. 2000. № 8.

Информация о работе Всемирная торговая организация