Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:30, аттестационная работа

Описание

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………2
2. Актуальность………………………………………………….5
3. Значение игры…………………………………………………7
4. Концепция работы………………………………………….....9
Цели
Задачи
Гипотеза принципы
Методы и приемы
5. Дидактические игры в Непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) и ОДРМ…………………….…10
6. Вывод………………………………………………..………...19
7. Список используемой литературы…………………………..21
Приложения.
- Мониторинг
-Консультация для родителей
-
-Картотека дидактических игр
….

Работа состоит из  1 файл

работа к аатестации новая.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Развитие  математических способностей дошкольников через  дидактические игры.

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………2
  2. Актуальность………………………………………………….5
  3. Значение игры…………………………………………………7
  4. Концепция работы………………………………………….....9

    Цели

    Задачи

    Гипотеза принципы

    Методы и  приемы

  1. Дидактические игры в Непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) и ОДРМ…………………….…10
  2. Вывод………………………………………………..………...19
  3. Список используемой литературы…………………………..21

         Приложения.

    - Мониторинг

    -Консультация  для родителей 

    -

    -Картотека   дидактических игр

…. 
 
 
 
 
 
 
 

Без игры нет, и не может быть

 полноценного  умственного развития.

 Игра –  это огромное светлое окно,

 через  которое в духовный мир ребенка

 вливается  живительный поток

 представлений,  понятий. Игра – это искра,

 зажигающая огонек пытливости

и любознательности”.         

 В.А. Сухомлинский.

  1. Введение:

        Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

     Дети  дошкольного возраста спонтанно  проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связаны их друг с другом, способствуют формированию понятий. Элементарные математические представления складываются у детей рано, т.к. речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т.д. Уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. У ребенка должны быть воспитаны устойчивый интерес к знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

     И если для воспитанника цель – в  самой игре, то для взрослого, организующего  игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.

     Особая  роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

     Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

     В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок  учится счету, речи и т.п., выполняя правила  игры, игровые действия. В дидактических  играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

     Дидактические игры включаются непосредственно в  содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

     По  словам Сорокиной А.И., дидактическая  игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. По словам Усовой А.П., дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка.

     Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему  пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.

     Компонентами, составляющими дидактическую игру, являются дидактическая (обучающая) задача, воспитательная задача, игровая задача, ставящаяся перед детьми, игровые правила и действия.

       

     Если  одного из этих компонентов нет –  это упражнение или беседа о дидактическом материале. Все дидактические игры классифицируются на игры с предметами, на настольно-печатные игры, словесные и музыкально-дидактические. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.

     Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия, она  реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, итог ее решения обнаруживается в финале.

     Игровые действия являются рисунком сюжета игры, им нужно думать лишь в этом случае у игры обучающий характер – часто  через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. Игровые действия – это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного – умственные действия, выраженные в процессах мышления. 
 

     2. Актуальность:

В современной  России система образования пришла к выводу, что преподавание математических знаний во многом зависит от того, насколько  был интеллектуально развит ребенок  в дошкольном возрасте.           Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

     Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Педагогическая  эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

     Игра  – это наиболее доступный для  детей вид деятельности, способ переработки  из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»

Педагог же организует и направляет игру, выступает  в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации  положительного влияния детей друг на друга.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дошкольном возрасте дидактическая игра позволяет формировать элементы логического мышления, т.е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

     Интересная  игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более  трудную задачу, чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

     Игра  имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с  обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

     Они учатся решать самостоятельно игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

     Нередко игра служит поводом для сообщения  новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

     Актуальность  проблемы определила выбор моей темы.          

3Значение  дидактической игры:

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети  - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

       В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.

       В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность  растущего детского организма. В  игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива” – так писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская. 

Она  так же указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного  возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Информация о работе Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры