Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы (версии) и этапы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:25, реферат

Описание

Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1- Сущность и логическая структура гипотезы ……………………….4
2- Виды гипотез…………………………………………………………..8
3- Версия………………………………………………………………….12
4- Построение гипотезы (версии)……………………………………….14
5-Этапы развития гипотезы ……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………....25

Работа состоит из  1 файл

логика.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

МУ ВПО Институт права  и экономики

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине логика

на тему «гипотеза как  форма развития знаний. Построение гипотезы (версии) и этапы её развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

юридического факультета

группы Ю-10-1

Яблокова Юлия Геннадиевна

Проверил: к.п.н, доцент

Кидинов Алексей Васильевич

Липецк 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1- Сущность и логическая структура гипотезы ……………………….4

2- Виды гипотез…………………………………………………………..8

3- Версия………………………………………………………………….12

4- Построение гипотезы (версии)……………………………………….14

5-Этапы развития гипотезы ……………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Достоверному познанию в  научной или практической области  всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением  фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением  различного рода догадок и предположительных  объяснений наблюдаемых явлений. Вначале  объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука  и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Познание любого явления  действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных  фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы  полностью и сразу объяснить  это явление, сделать достоверный  вывод о том, что оно собой представляет,  каковы причины его возникновения, законы  развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают.

Без гипотез, строго аргументированных  точек зрения, правдоподобных предположений  и догадок не обходится научное  мышление.

Чтобы быть научной, гипотеза должна быть проверяемой. Логические суждения обосновываются экспериментом и  результатами практических наблюдений.

Эксперимент испытывает предсказания теории на прочность. Если убедительно  построенная теория противоречит установленным  фактам, возникает научный парадокс, происходит скачок в развитии науки.

4

2. Сущность и логическая структура гипотезы.

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение отражает объективный мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, то есть предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно. Поэтому не случайно сам термин «гипотеза» в переводе с греческого языка означает «предположение».

Известно, что при определении  понятия через ближайший род  и видовое отличие необходимо указать на существенные признаки, отличающие данный вид от других видов, входящих в тот же ближайший род. Ближайшим родом для гипотезы как некоего результата познавательной деятельности является понятие «предположение». В чем же специфическое отличие  данного вида предположения - гипотезы - от других видов предположения, скажем догадки, фантазии, допущения, предсказания или житейского предугадывания? Как  представляется, видовое отличие  для гипотезы нужно искать в ответе не на вопрос «О чем предположение?», а на вопрос «Какое предположение?».Исходя из этого, весьма важно выделить следующие существенные признаки гипотезы.

Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний и научного логического мышления. Построение гипотез даст возможность  переходить от отдельных научных  фактов, относящихся к явлению, к  их обобщению и познанию законов  развития этого явления.

Во-вторых, построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением  предположения, связанного с теоретическим  объяснением исследуемых явлений. Предположение выступает в форме  отдельного суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах  единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание.

5

В-третьих, гипотеза - это  обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение  гипотезы - не спонтанный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной  действительности.

Указанные существенные признаки в своей совокупности вполне достаточны для того, чтобы на их основе отличить гипотезу от других видов предположения  и определить ее сущность.

Гипотеза - это вероятностное  предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при  современном состоянии производства и науки не может быть проверена  и доказана, но которое объясняет  данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности.

Как видно из определения, термин «гипотеза» употребляется в  двояком значении. Во-первых, как  само предположение, объясняющее исследуемое  явление (гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как прием мышления в  целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).

В юридической теории и практике гипотеза может употребляться в следующих случаях:

- когда известные факты  недостаточны для объяснения  причинной зависимости правового  явления, а есть необходимость  в том, чтобы его объяснить;

- когда факты сложны  и гипотеза может принести  пользу как обобщение правовых  знаний в данный момент, как  первый шаг к их разъяснению;

- когда причины появления  фактов, связанных с юридическими  процессами, недоступны опыту, а между тем их действия или следствия могут быть изучаемы.

6

Выдвигаемая на основе определенного  знания об изучаемом круге явлений, гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты.

Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и  не настолько  подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней  можно лишь сказать, что она неопределенна, т. е. лежит между истинностью  и ложностью.

Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.

Гипотеза представляет собой  систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от каждой формы абстрактного мышления она имеет сложный, синтетический  характер. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще  не составляет гипотезы, а только большую  или меньшую ее часть.

Анализ различных гипотез  позволяет выделить следующие элементы их логической структуры:

во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;

     во-вторых, форму  гипотезы - совокупность умозаключений,  которая ведет от основания  гипотезы к основному предположению;

в-третьих, предположение (или  гипотезу в узком смысле слова) - выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы. Будучи

 

7

одинаковыми, по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

2. Виды гипотез.

Среди многих видов гипотез  рассмотрим наиболее важные их разновидности  с точки зрения познавательных функций  и объекта исследования.

По функции в познавательном процессе различают:

Описательные гипотезы - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно  обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою 

данный предмет?», или  «Какими свойствами обладает данный предмет?» Описательные гипотезы могут  выдвигаться с целью выявления  состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных  особенностей его деятельности, определения  функциональных характеристик объекта. Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении  света была гипотезой о механизме  светового движения. Предположение  химика о компонентах и атомах цепочках нового полимера относится  к гипотезам о составе и  структуре. Гипотеза политолога или  юриста, предсказывающая ближайший  или отдаленный социальный эффект принятого  нового пакета законоположений, относится  к функциональным предположениям. Особое место среди описательных гипотез  занимают гипотезы о существовании, какого - либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить  предположение о некогда совместном существовании материка западного (Америка) и восточного (Европа и  Африка) полушарий. Такой же будет  и гипотеза о существовании Атлантиды.

Объяснительные гипотезы - это 

предположения о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют:

«Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины  появления данного предмета?». Примеры  таких гипотез: гипотеза о Тунгусском

9

метеорите; гипотеза о появлении  ледниковых периодов на Земле; предположения  о причинах вымирания животных в  различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале  возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины  возникновения исследуемых объектов. Последовательное усложнение гипотез в процессе познания - о существовании, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу познания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему; от явления - к сущности.

В зависимости от степени  общности научные гипотезы можно  разделить на общие, частные и  единичные.

Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе и  об эмпирических регулярностях, а также  закономерностях психической деятельности человека.

Общие гипотезы выдвигаются  с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения  закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитии научных знаний. Примером общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию; другой пример - гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. в случае подтверждения общая гипотеза становится научной теорией.

10

Частная гипотеза -

это обоснованное предположение  о происхождении и свойствах  единичных фактов, конкретных событий  и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения  других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах  этого обстоятельства. Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно - исторических науках. Археолог, например, выдвигает  гипотезу о времени происхождения  и принадлежности обнаруженных при  раскопках предметов. Историк строит гипотезу о взаимосвязи между  конкретными историческими событиями  или действиями отдельных лиц. Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно - следственной практике, ибо здесь  приходится умозаключать о единичных  событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных  с преступным деянием. Гипотезы в  области вирусологии мы зазываем частными, а не общими потому, что  они выдвигаются для выяснения  закономерностей отдельных, только некоторых из организмов - вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а  их отдельных разновидностей.

Единичная гипотеза -

научно обоснованное предположение  о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий  или явлений. Врач строит единичные  гипотезы в ходе лечения конкретного  больного, подбирая для него индивидуально  медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы. Рабочая  гипотеза - это выдвигаемое с первых шагов исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им

Информация о работе Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы (версии) и этапы её развития