Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы (версии) и этапы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:25, реферат

Описание

Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1- Сущность и логическая структура гипотезы ……………………….4
2- Виды гипотез…………………………………………………………..8
3- Версия………………………………………………………………….12
4- Построение гипотезы (версии)……………………………………….14
5-Этапы развития гипотезы ……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………....25

Работа состоит из  1 файл

логика.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

20

5. Этапы развития гипотезы.

Гипотеза представляет собой  процесс развития мысли. Безусловно, дать общий образец построения гипотезы для всех случаев жизни не представляется возможным. Это связано с тем, что условия для разработки гипотезы зависят от своеобразия практической деятельности, а также от специфики рассматриваемой проблемы. Тем не менее можно определить общие границы этапов, которые проходит мыслительный процесс в гипотезе.

Основными этапами разработки гипотезы являются:

1) выдвижение гипотезы;

2) развитие гипотезы;

3) проверка гипотезы.

Рассмотрим содержание и  особенности каждого этапа более  подробно.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой  совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением.

На основании собранных  фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции, индукции или аналогии.

 

21

Предположение является ответом  на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов. Оно является той сердцевиной гипотезы, вокруг которой идет вся познавательная и практическая деятельность. Предположение в гипотезе - это, с одной стороны, итог предшествующего познания, то главное, к чему приходят в результате наблюдения и обобщения фактов; с другой стороны - это отправной пункт дальнейшего изучения явления, указание пути познания, определение направления, по которому должно идти все исследование. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые еще не было обращено внимание.

Так, гипотеза о неполной информированности субъектов профилактики на конкретном объекте ) о состоянии преступности и правонарушений в коллективе требует сбора и анализа данных о правонарушающем поведении членов коллектива по месту жительства и работы, сопоставления сведений по объекту в целом и его подразделениям с данными учета органов МВД, данными судебной статистики за анализируемый период, экспертными оценками уровня латентной преступности и т. д. Логическая обработка этих данных дает возможность дальнейшего познания уровня правопорядка и законности на изучаемых объектах.

Предположение, чтобы стать  гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

а) предположение не должно быть логически противоречивым;

б) предположение должно быть принципиально проверяемым.

Развитие гипотезы связано  с выведением из нее логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят  ряд 

22

следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Логические следствия, выводимые  из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями-звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной.

Под логическими следствиями  понимаются мысли не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.

Проверка гипотезы идет, как правило, посредством практики. Гипотеза порождается потребностями  практики, и в основном практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна. При проверке гипотезы также используются и логические средства. Проверка гипотезы, превращение ее в достоверное знание есть процесс сложный и длительный. Поэтому его нельзя сводить к какому-то одному логическому действию. При проверке гипотезы используются различные формы и способы ее подтверждения или опровержения.6

Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы. Сущность этого способа заключается в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания подтверждаются (или не подтверждаются) практикой наблюдения за правовыми явлениями.

23

Логическое  подтверждение (опровержение) протекает  опосредованно, так как познаются явления, имевшие место в прошлом или существующие и в настоящее время, но недоступные непосредственному чувственному восприятию.

Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает путем подтверждения или опровержения выведенных логических следствий вновь обнаруженными фактами.

Другим видом логического  доказывания гипотезы является ее косвенное  подтверждение (опровержение). Оно используется тогда, когда существует несколько  гипотез, объясняющих одно и то же явление.

Косвенное доказательство протекает  путем опровержения (подтверждения) и исключения всех ложных (истинных) предположений, на основании чего утверждают о достоверности (ложности).

единственного оставшегося  предположения. Вывод при этом протекает  в форме отрицающее-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если,   во-первых, построен исчерпывающий  ряд предположений, объясняющих  исследуемое явление, во-вторых, в  процессе проверки гипотез опровергнуты (подтверждены) все ложные (истинные) предположения. Предположение, указывающее  на оставшуюся причину, в этом случае будет единственным, а выраженное в нем знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное.

Таким образом, разработка и  применение гипотезы играет большую  роль в правовой сфере. Особую значимость для юристов имеет общая логика построения и доказательства версий.

24

Заключение 

Раскрыв проблему сущности, структуры и основных видов гипотезы, необходимо отметить ее важную роль в процессе теоретической и практической деятельности. Гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию.

Предположительный характер гипотезы означает, что она не является не только доказанной, но и не обоснована в такой мере, чтобы считаться  практически достоверной. С другой стороны, научная гипотеза должна быть в той или иной мере обоснована: она должна быть согласована с  имеющимися знаниями, фактами и, будучи выдвинутой для объяснения какого-то явления, она должна объяснять известные  его стороны, характеристики и связи  с другими явлениями.

Гипотеза является формой развития , движения всякого знания, проявляется ее диалектическая природа: она необходимая форма перехода от неизвестного к известному, ступень превращения первого во второе, вероятного знания в достоверное, относительного в абсолютное. Если в науке нет гипотез, то это значит, что в ней нет и проблем, на решение которых они направлены, стало быть в ней знание не развивается.

Гипотеза играет существенную роль в развитии науки, служит начальным  этапом формирования почти каждой научной  теории. Все значительные открытия в науке возникли не в готовом  виде, а прошли длительный и сложный  путь развития, начиная с первоначальных гипотетических положений, выступающих  в качестве руководящей идеи исследования и развивающихся на этой фактической  основе до научной теории.

 

 

25

Список использованной литературы.

1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. 2 -е изд. - М.: «Владос», 1994.- 303 с.

2. Гусев Д.А. Логика: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-272с.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция, 2000.- 208 с.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М.: Юрист, 1998.- 264 с.

5. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 370 с.

 

 

 

 

 

 

1 Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция, 2000. с. 108-110.

2 Гетманова А. Д. Учебник по логике. 2 -е изд. - М.: «Владос», 1994. с. 156.

3 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М.: Юрист, 1998. с. 125-126.

4 Гусев Д.А. Логика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. с 105-106.

5 Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. с. 133-139.

6 Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция, 2000. с 11-113


Информация о работе Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы (версии) и этапы её развития