Международные сопоставления покупательной способности валют

Автор работы: Анна Ярцева, 12 Августа 2010 в 13:32, курсовая работа

Описание

В последние несколько десятилетий во всем мире возрос интерес к международным сопоставлениям наиболее важных макроэкономических показателей (ВВП, национальный доход и др.) и паритетов покупательной способности (ППС). Это связано с расширением внешнеэкономических связей, углублением интеграционных процессов, интенсификацией международного экономического сотрудничества.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Международные сопоставления 4
1.1. Проведение международных сопоставлений 4
1.2. Принципы методологии международных сопоставлений ВВП 4
2. Паритет покупательной способности (ППС) 7
2.1. Валютный курс и ППС 7
2.2. Особенности ППС 7
2.3. Методы расчета ППС 8
Индекс Пааше 9
Индекс Ласпейреса 9
Индекс Фишера 10
Индекс Big Mac 10
3. Методы многосторонних сопоставлений 12
3.1. Некоторые положения аксиоматической теории индексов 12
3.2. Эффект Гершенкрона 13
3.3. Метод ЭКШ и метод Гири-Камиса 13
4. Проблемы международных сопоставлений 15
4.1. Экстраполяция результатов сопоставлений 15
4.2. Границы сопоставления 15
5. Россия в Международных сопоставлениях 17
5.1. Россия и другие страны 17
5.2. Международные сопоставления ВВП Российской Федерации
и других стран по данным за 1999г. и 2002г. 18
1999г. 18
2002г. 22
6. Валютный курс в России 24
6.1. Расчет и динамика реального обменного курса рубля 24
6.2. Основные методы регулирования валютного курса 29
II. Практическая часть 30
1. Номинальный ВВП и номинальный ВВП по ППС (анализ). Валютная корзина 30
2. Методология расчета групповых ППС по первичной группе 32
3. Исчисление среднегодовой цены 33
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Международные сопоставления покупательной способности валют.doc

— 830.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Из  таблицы 2’ следует, что курс доллара для России в 2005г по ППС в два раза ниже, чем текущий курс (28,27 рублей за доллар)*

     * - в расчете использовался ВВП  в долларах(766,180) и ВВП в рублях (21665,000) из таблицы 3’.

     21665,000 / 766,180 = 28,276 долларов. Т.к. курс по ППС составляет 13,521 рублей за доллар, то курс по ППС превышает текущий курс почти в 2 раза: 28,267 / 13,521 = 2.09.

     Следовательно, базовая потребительская “корзина” в России стоит меньше, чем в базовой стране (США). Подобное несоответствие текущего курса доллара курсу, подсчитанному по ППС, позволяет многим странам занять более выгодные места в рейтинге мировых ВВП. Особенно это касается стран со слабо развитой экономикой. Так Иран, занявший 20 место в таблице 1а (554,931 биллионов долларов), занимает по номинальному ВВП только 31 строчку (196,409 биллионов долларов). У этой страны курс доллара по ППС почти в три раза ниже, чем текущий курс, а значит и потребительская “корзина” на порядок дешевле, чем в США.

     ВВП, пересчитанный по ППС, в статистике стал подсчитываться гораздо позже номинального ВВП. И появление этого показателя было неслучайным: необходимо было создать такой способ подсчета ВВП, который бы наиболее адекватно оценивал экономические показатели стран. Номинальный ВВП, по мнению экспертов, на эту роль подходил все меньше. Таким образом, в мировой практике оценки экономик различных стран наряду с номинальным ВВП большую роль играет ВВП по ППС. Но если просто ВВП используется скорее для объективного сравнения экономической мощи стран и гораздо более выгоден развитым странам, то ВВП по ППС, отражающий конкретное соотношение национальных и американских цен, удобен для экономически слабо развитых стран. Для этих стран более низкие цены на потребительскую “корзину” за счет более дешевого труда позволяют компенсировать экономическую отсталость. 

  2. Методология расчета групповых ППС по первичной группе. 

  В Таблице 4’ в строках размещены различные товары в пределах одной первичной группы, столбцы представляют различные страны. Значения в каждой ячейке представляют собой среднюю национальную цену данного товара в соответствующей стране. 

  Таблица 4’.

  Цены Отношения цен
Товар Страна  А Страна  В Страна  С В/А С/А С/В
1 10* 40 100 4 10 2,5
2 12* 16   1,25    
3 15 15* 30* 1 2 2
4 25   100* 1 4  
ППС, основанный на средне геометрическом ценовом соотношении 1,71 4,31 2,24
ППС, основанный на репрезентативных товарах 1,58 5,32 2
ЭКШ – ППС 1,88 4,47 2,38

  Цены  со * - цены на товары, которые страны считают репрезентативными для своей страны. Репрезентативный товар – это товар, который составляет существенную долю расходов в пределах первичной группы в рассматриваемой стране.

  В этой таблице товаров 2 и 4 нет во всех трех странах (в двух странах), поэтому есть две пустые ячейки в левой части таблицы цен. Отсутствие некоторых цен не только уменьшает количество доступной информации, но и усложняет расчет ППС.

  Ценовые соотношения на индивидуальные товары представлены в правой части таблицы. Один из возможных способов расчета  индивидуальных ППС для данной пары стран – это взять среднее геометрическое всех ценовых соотношений. Эти средние геометрические представлены в пятой строке таблицы. Например,

  Средний ППС для страны В (базовая страна А) равен 1,71. Однако из-за пустых ячеек  в таблице эти средние ППС не транзитивны (не являются взаимно согласованными). ППС, рассчитанный для страны В (базовая страна А), получен при делении среднего ППС для страны В (базовая страна С), а именно 4,31, на ППС для страны С (базовая страна А), а именно 2,24, равен 1,92, а не 1,71.

  Среднее геометрическое отношение является транзитивным только тогда, когда ячейки матрицы цен полностью заполнены и нет отсутствующих цен. Однако этот специальный случай имеет небольшой практический интерес, потому что цены на некоторые товары постоянно отсутствуют в различных странах.

  Другой  подход состоит в признании того факта, что в таблице есть по существу три типа товаров: репрезентативные товары; товары, которые являются доступными, но не являются репрезентативными; и товары, которые отсутствуют в стране вообще. Эти различия должны быть определены и учтены при расчете ППС. Следующий метод фактически используется в ПМС.

  С точки зрения страны А в таблице  наиболее уместен ППС со страной  В, который основан на ее собственных  репрезентативных товарах, а именно на товарах 1 и 2. Среднее геометрическое ценовых соотношений этих двух товаров для страны В (базовая страна А) равно:

  (4*1,25)1/2=2,24.

  Однако  с точки зрения страны В, наиболее уместен ППС, основанный на ее собственных  репрезентативных товарах, а именно на товарах 2 и 3. ППС для страны В, основанный на репрезентативных товарах страны В, есть среднее геометрическое ценовых соотношений этих двух товаров:

  (1*1,25)1/2=1,12.

  Если  обеим странам придана одинаковая важность и обе страны учитываются симметрично, то наиболее подходящее решение – взять среднегеометрический ППС из ППС всех товаров и только что рассчитанный ППС для репрезентативных товаров. То есть:

  (2,24*1,12)1/2=1,58.

  По  сравнению с ППС, основанным на среднегеометрическом ценовом соотношении равном 1,71, этот ППС придает больший вес товару 2, чем товарам 1 и 3, потому что товар 2 репрезентативен в обеих странах.

  ППС между другими двумя парами стран, рассчитанный подобным образом и представлен в таблице 1’. Однако эти ППС также не являются транзитивными и поэтому не подходят, поскольку цель состоит в том, чтобы рассчитать набор многосторонних ППС. Они могут стать транзитивными при использовании метода ЭКШ. ЭКШ – ППС является среднегеометрическим прямых ППС между парой стран и всеми косвенными ППС, полученными через третьи страны, при этом вес прямого ППС превосходит вес каждого косвенного ППС в два раза. Здесь косвенный ППС между страной В и страной А, полученный через страну С, получается делением ППС между странами С и А на ППС между странами В и С. Итоговый транзитивный ЭКШ – ППС для страны В (базовая страна А) равен 1,88. 

  3. Исчисление среднегодовой цены. 

  Так как ежегодные расходы могут  быть пересчитаны с использованием собранных ценовых данных, среднегодовые  цены необходимы. Цены репрезентантов являются средними ценами во времени (среднегодовые) и в пространстве (средненациональные). Для расчета средней цены могут использоваться несколько методов. Одним из методов является расчет простой или взвешенной средней на основе информации из индексов потребительских цен, других национальных индексов цен, данных специальных обследований. Важность проблемы возрастает, если инфляция в течение обследуемого года высока.

  Для стран, с ежегодным уровнем инфляции менее чем 10%, имеется возможность  собирать цены для целей сопоставлений один раз в год.

  Чтобы рассчитать среднегодовую цену при  условии сбора цен один раз  в год используются детальные ежемесячные индексы потребительских цен. Если наблюдение осуществляется на середину года (июнь/июль), то рассчитанная цена будет близка к среднегодовой в условиях низкой инфляции или примерно одинаковой инфляции.

  Ситуация  является более сложной для стран  с более высоким уровнем инфляции. В экстремальной ситуации (гиперинфляция) ежемесячные наблюдения цен являются необходимыми. 
 
 

Уровень инфляции
10% в год > или = 10% в год
  1. цены собираются раз в год;
  2. расчет одной среднегодовой цены;
  3. указать эту цену в вопроснике.
  1. цены собираются минимум три раза в год;
  2. расчет одной среднегодовой цены;
  3. указать эту цену в вопроснике.
 

  Для расчета среднегодовой цены можно рекомендовать несколько методов расчетов:

  1. Расчет данных, исходя из единовременного сбора цен, при условии низкой инфляции.

  Обследование  осуществлено один раз в марте.

  Расчет  среднегодовой цены осуществляется в два этапа:

  1 шаг – с помощью помесячных индексов потребительских цен и цены за март восстанавливаем ежемесячные цены за год по формуле.

  где:

    – средняя цена месяца: января, февраля, марта и т.д.;

    - помесячные индексы потребительских цен для товарной группы i;

   - средняя цена товара А в марте. 

Месяцы Товар A,

Наблюдаемая

цена

    ИПЦ
Товар А,

Расчетная

цена

Январь  
    102,5
12,63
Февраль  
    101,2
    12,80
Март
    12,95
    100,0
    12,95
Апрель  
    101,0
    13,08
Май  
    100,7
    13,17
Июнь  
    100,8
    13,27
Июль  
    100,4
    13,33
Август  
    98,6
    13,14
Сентябрь  
    99,8
    13,11
Октябрь  
    101,1
    13,26
Ноябрь  
    101,0
    13,39
Декабрь  
    99,9
    13,38
 

  2 шаг – рассчитываем среднегодовую цену товара А по среднегеометрической (как в случае ИПЦ возможно среднеарифметической):

      

  где:

   - среднегодовая цена товара  А в 2004г.;

    PiA - средняя цена месяца: января, февраля, марта и т.д.;

    i - месяцы.

  В нашем  примере среднегодовая цена товара А составит:

    

  2. Расчет данных, исходя из ежемесячных сборов данных, синхронизированных со сбором данных для ИПЦ. 

Месяцы Товар A, Цена
Январь 11,64
Февраль 12,24
Март 12,95
Апрель 13,53
Май 13,94
Июнь 14,33
Июль 15,03
Август 15,58
Сентябрь 15,8
Октябрь 15,86
Ноябрь 15,92
Декабрь 16,01
 

  Для расчета среднегодовой цены на основании  ежемесячных обследований также  рекомендуется использовать среднегеометрическую:

  

  В нашем примере среднегодовая цена товара А составит:

    

  3. Для целей международных сопоставлений в условиях невысокой инфляции можно сократить число обследований за счет проведения 3-4 наблюдений в год. 

Месяцы Товар A, Цена
Март 12,95
Июнь 14,33
Сентябрь 15,8
Декабрь 16,01

Информация о работе Международные сопоставления покупательной способности валют