Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:01, отчет по практике
Установленная электрическая мощность ТЭЦ-5 — 700 МВт, установленная тепловая мощность — 1874 Гкал/час. На ТЭЦ-5 работает 4 энергоблока, а также 5 водогрейных котлов.
Энергоблоки № 1 и № 2 оборудованы котлоагрегатами ТГМ-96А, турбинами Т-100-130, генераторами ТВФ-120-2, блочными трансформаторами. Энергоблоки № 3 и 4 состоят из котлоагрегатов ТГМП-314А, турбин Т-250/300-240, генераторов ТВВ-320-2, блочных трансформаторов. Водогрейные котлы станций типа ПТВМ-180 ст. № 1, 2, 3 КВГМ-180 ст. № 4, 5 имеют тепловую производительность 180 Гкал/ч каждый.
Информация о предприятии……………………………………………..
Общая характеристика турбогенераторов……………………………..
Процес преобразования топлива в энергию……………………………
Список использованной литературы……………………………………
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Национальный технический университет Украины
«Киевский политехнический институт»
Факультет электроенерготехники и автоматики
Кафедра электромеханики
Отчет
о преддипломной практике
База практики АК «Киевэнерго» (ТЭЦ – 5)
Киев 2013
Содержание
Информация о предприятии
Филиал «ТЭЦ-5» ПАО
«КИЕВЭНЕРГО» — крупнейшая на сегодняшний
день теплоэлектроцентраль Украины, которая
предназначена для
Историческая справка
Строительство ТЭЦ-5 началось в конце 1960-х годов. В декабре 1971 года был пущен в эксплуатацию энергоблок № 1 мощностью 100 МВт, в июне 1972 года — энергоблок № 2 мощностью 100 МВт, в декабре 1974 года — энергоблок № 3 мощностью 250/300 МВт, а в ноябре 1976 года — энергоблок № 4 мощностью 250/300 МВт.
Затраты на строительство станции окупились в течение 6 лет (по норме — 8 лет).
В 1978 году станция введена в постоянную эксплуатацию. Для покрытия пиковых тепловых нагрузок также было смонтировано 5 водогрейных котлов тепловой мощностью 180 Гкал/ч каждый: ПТВМ-180 ст. № 1 введен в эксплуатацию в феврале 1972 г.; ПТВМ-180 ст. № 2 — в декабре 1972 г.; ПТВМ-180 ст. № 3 — в ноябре 1977 г.; КВГМ-180 ст. № 4 — в декабре 1992 г.; КВГМ-180 ст. № 5 — в декабре 1998 г.
Портрет филиала
Установленная электрическая мощность ТЭЦ-5 — 700 МВт, установленная тепловая мощность — 1874 Гкал/час. На ТЭЦ-5 работает 4 энергоблока, а также 5 водогрейных котлов.
Энергоблоки № 1 и № 2
оборудованы котлоагрегатами
Передача электрической энергии с ТЭЦ-5 осуществляется воздушными линиями электропередачи. В частности, к шинам с напряжением 330 кВ подключено 2 линии, к шинам 110 кВ — 8 линий, 35 кВ — 10 линий, 10 кВ — 27 линий.
Тепловая энергия с
ТЭЦ-5 отпускается по шести тепловым
магистралям диаметром
Тепловая схема турбоагрегатов мощностью по 100МВт выполнена с поперечными связями по пару и воде; для турбоагрегатов 250/300МВт – по блочному принципу. Основное топливо ТЭЦ – топочный мазут, резервное – природный газ. Система технического водоснабжения прямоточная.
Для выдачи тепла от ТЭЦ проложены теплопроводы диаметром 700...1100мм и длиной 15,5км. С целью повышения надежности теплоснабжения на Киевской ТЭЦ-5 осуществлена коллекторная схема выводов тепловых сетей. Выдача электроэнергии в систему «Киевэнерго» осуществляется от распределительного устройства с системами шин напряжением 10, 35, 110 и 330кВ.
На ТЭЦ работает высокоэффективная система очистки сбросных вод. В районе отводящего канала электростанции сооружено рыбоводное хозяйство, где на базе теплых сбросных вод выращивается карп, форель, бестер и другие виды рыбы.
В 2011 году ТЭЦ-5 сгенерировала 2701,775 млн. кВтч электроэнергии и 3,7 млн. Гкал тепловой энергии. За 40 лет работы ТЭЦ-5 выработала более 146606 млн. кВтч электроэнергии и около 156,1 млн. Гкал тепла. ТЭЦ-5 обслуживает потребителей Голосеевского, Печерского и Дарницкого районов столицы.
Общая численность работников ТЭЦ-5 на 1 января 2012 года составила 737 человек.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРОВ
Генераторы типов ТГВ-200 и ТГВ-200М предназначены для выработки электроэнергии при непосредственном соединении с паровой турбиной мощностью 200 Мет и скоростью вращения 3000 об/мин Ниже приведены номинальные данные этих турбогенераторов:
Кажущаяся (полная) мощность, квт 235300
Активная мощность, квт
Коэффициент мощности
Напряжение статора в
Ток статора, а
Частота, гц
Скорость вращения, об/мин
Соединение фаз звезда—звезда
Давление водорода, от
Чистота водорода в корпусе
Ток ротора, а
Напряжение возбуждения, в около 420
К. п.д.%
Номинальные данные турбогенераторов соответствуют следующим условиям: температура циркулирующей воды, поступающей во внешний контур теплообменников, и охлаждающего водорода, выходящего из газоохладителей, равна соответственно 33 и 40° С; высота места установки над уровнем моря должна быть не более 1000 м.
При продолжительной работе турбогенераторов с номинальными данными при номинальных расходах воды, поступающей во внешний контур теплообменников и в газоохладители, а в ТГВ-200М — и в обмотку статора, температура активной стали и обмотки статора, измеренная термометрами сопротивления (ТС), не должна превышать 105° С, обмотки ротора, измеренная методом сопротивления, не должна превышать 100° С, водорода на выходе из колпачков обмотки статора генератора ТГВ-200, измеренная ТС, не должна превышать 95° С.
По требованию заказчика генераторы могут быть изготовлены для установки на открытой станции.
Основные технические данные турбогенераторов приведены в приложениях 1 —11.
Герметичный корпус генераторов состоит из корпуса статора с расположенной внутри него рамой 12 и сердечника (рис. 1). Рама с корпусом эластично соединена специальной пружинной подвеской. Сердечник собран из сегментов и закреплен в раме. Он не имеет жесткой связи с основным корпусом статора и фундаментом.
Обмотка статора 15 стержневая, двухслойная с лобовыми частями корзиночного типа. Изоляция стержней компаундированная, класса В. Полуфазы обмотки статора выведены из генератора при помощи концевых выводов. Фазные и нулевые выводы группируются отдельно, что обеспечивает удобство внешних соединений. Концевые выводы соединены со станционными шинопроводами при помощи гибких вставок. Соединительные шины полые, прямоугольного (в ТГВ-200) или круглого (в ТГВ-200М) сечения. Охлаждение меди шин, а также концевых выводов в ТГВ-200 газовое, а ТГВ-200М — водяное. Газоохладители расположены в корпусе в двух вертикальных колодцах на стороне турбины.
С торцов статор закрыт щитами 10 сварной конструкции. В щитах расположены вкладыши подшипников 5 с обоймами, а также масляные уплотнения вала 6 торцевого типа. Картеры подшипников закрыты с торцов маслоуловителями лабиринтного типа.
Со стороны контактных колец внутри генератора расположен центробежный компрессор, состоящий из колеса 18 и диффузора 17 и обеспечивающий необходимый напор и расход газа для охлаждения обмоток ротора и статора (в ТГВ-200М — только ротора), а также конструктивных элементов генераторов.
На стороне турбины расположен осевой вентилятор 7, обеспечивающий прохождение газа через газоохладнтели и охлаждение сердечника статора. Для соответствующего распределения газа в корпусе генератора с обеих сторон имеются внутренние щиты 9 и 16.
Со стороны контактных колец на сердечнике статора закреплено уплотнение воздушного зазора, отделяющее зону воздушного зазора от зоны высокого давления.
Ротор турбогенератора 4 имеет обмотку с непосредственным принудительным газовым охлаждением. Бандажи лобовых частей обмотки ротора однопосадочной конструкции с посадкой на бочку ротора.
Ток возбуждения передается в обмотку ротора через щеточный аппарат щеткодержателей 20 и контактные кольца.
Возбуждение осуществляется от ионного возбудителя, а в отдельных случаях — от бесщеточного или независимого возбудителя постоянного тока с отдельным приводом (резервный).
Генераторы эксплуатируются только совместно со специальными системами масляного, газового и водяного хозяйства, расположенными вне генератора, для чего на корпусе статора, щитах и газоохладителях размещаются различные присоединительные фланцы и патрубки.
Система теплового контроля дистанционно соединена со щитом управления. Обычно контролируется температура сердечника статора, обмотки статора, охлаждающего газа, воды в обмотке статора (в ТТВ-200М), рабочих вкладышей подшипников и уплотнений.
Транспортировка генератора осуществляется по частям. Наиболее тяжелая часть — статор — транспортируется на специальном транспортере сочлененного типа грузоподъемностью 220 т.
В генераторах применена радиально-осевая система вентиляции (рис. 2). Необходимый для циркуляции водорода напор создается осевым вентилятором. Одна часть газа направляется в компрессор (рис. 3), а вторая— для охлаждения сердечника.
В генераторе ТГВ-200М схема вентиляции аналогичная за исключением того, что в обмотку статора газ не подается.
Основные данные схем вентиляции, а также расход газа через основные участки системы вентиляции приведены в приложении 7.
При увеличении оборотов ротора для компрессора, работающего на вентиляционную систему генератора, может наступить момент, когда компрессор попадает в режим неустойчивой работы (помпаж). При этом резко снижается средний напор и возникает опасность движения газа как в сторону нагнетания, так и в сторону всасывания. Такие колебательные движения газа могут вызвать разрушение компрессора. Во избежание этого в генераторе предусмотрен байпасный клапан, расположенный в нижней части корпуса статора и регулируемый снаружи. При открытии клапана часть газа из отсека высокого давления, минуя всю систему вентиляции, сразу попадает в отсек низкого давления. Рабочая точка компрессора переходит в зону больших расходов и устойчивой работы. После достижения 3000 об/мин байпасный клапан закрывается и компрессор нормально работает на всю систему при номинальных расходах.
Поскольку система вентиляции ротора симметрична относительно его середины, далее будем описывать вентиляцию только половины ротора. Поток газа, направленный в пространство под лобовыми частями обмотки ротора, входит в зазоры между катушками и попадает в прямоугольные отверстия, расположенные в боковых стенках полых витков. Затем поток газа направляется вдоль пазовой части витков. Выход газа из каждого витка осуществляется в средней части ротора по радиальным отверстиям в витках и пазовых клиньях. При этом газ из каждого витка выходит по своему, отделенному от других, каналу. Циркуляция газа в каналах обмотки ротора происходит не только под действием напора, создаваемого компрессором, но также за счет вентиляционного действия ротора.
3. Конструкция статора
Статор генераторов выполнен неразъемным. Он состоит из корпуса // (см. рис. 1), внутри которого размещается сердечник активной стали с нажимными фланцами 14 и пальцами, стяжными шпильками, обмоткой 15, пружин эластичной подвески 13, масляных уплотнений б, различных трубопроводов и т. п. В торцах статора крепятся наружные 10 и внутренние 9 щиты с подшипниками 5, уплотнениями 6 и деталями вентиляционной системы (диффузор, внутренние щиты и т. д.), коробка выводов 22, газоохладители, опорные лапы 3, транспортные и кантовочные цапфы и т. п.
Корпус неразъемный, сварной из листовой стали. Основной каркас корпуса состоит из десяти поперечных рам, двух торцовых листов и продольных ребер, В поперечных ребрах выполнены отверстия для прохождения охлаждающего водорода. Сечение отверстий обеспечивает доступ газа к любой точке внутренней полости статора. Снаружи поперечные ребра обшиты газонепроницаемой оболочкой.