Детская психотарапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности развития детей с заболеванием неврозом.
Объект исследования: методы психотерапевтического воздействия.
Предмет исследования: детская психотерапия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии
1.1 Определение понятия «психотерапия», виды психотерапии…………….5
1.2 История психотерапии……………………………………………………...8
1.3 Причины возникновения неврозов у детей……………………………….11
1.4 Своеобразие детей до заболевания неврозом……………………………..12
1.5 Роль родителей в детской психотерапии………………………………….18
Глава 2. Методы терапии.
2.1 Методика семейного приема………………………………………………22
2.2 Игра как способ диагностики……………………………………………..27
2.3 Рисование как способ диагностики……………………………………….28
2.4 Использование вопросников………………………………………………33
2.5 Внушаемость………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Датская психотерапия.docx

— 86.26 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра специальной дошкольной педагогики и психологии 
 

Детская психотерапия

Курсовая  работа 
 

                 Выполнил: студентка 2 курса

                 Юдина Дарья Владимировна

              Специальность: специальная дошкольная

                 педагогика  и психология

              Научный руководитель Шалонько Е.Б. 
               
               

Новосибирск 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии

    1. Определение понятия «психотерапия», виды психотерапии…………….5
    2. История психотерапии……………………………………………………...8
    3. Причины возникновения неврозов у детей……………………………….11
    4. Своеобразие детей до заболевания неврозом……………………………..12
    5. Роль родителей в детской психотерапии………………………………….18

Глава 2. Методы терапии.

2.1 Методика  семейного приема………………………………………………22

2.2 Игра  как способ диагностики……………………………………………..27

2.3 Рисование как способ диагностики……………………………………….28

2.4 Использование вопросников………………………………………………33

2.5 Внушаемость………………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………..38

Список  литературы…………………………………………………………….41 
 
 
 
 
 

Введение

    Неврозы у детей и подростков - самый  распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

    Проблему  детской психотерапии рассматривали  Басин Ф.В., Буянов М.И., Вольперт И.Е., Захаров А. И., Иогихес М.И., Липгарт  Н.К., Личко А.Е., Певзнер М.С., Рожков В.С.

    Цель  исследования: выявить особенности развития детей с заболеванием неврозом.

    Объект  исследования: методы психотерапевтического  воздействия.

    Предмет исследования: детская психотерапия.

    Гипотеза: если правильно организовать работу с детьми с неврозами, то можно  привести ребенка к норме.

    Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;
  2. Рассмотреть различные подходы обследования детей с неврозами;
  3. Ознакомится с путями коррекции неврозов.

 

Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии

    1. Определение понятия «психотерапия», виды детской психотерапии.

    Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивныхповеденческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

    На  сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определения  понятия «психотерапия». Но благодаря  усилиям Европейской психотерапевтической ассоциации, в европейских странах  проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза  согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно  определяет современное понятие  психотерапии:

  1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
  2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
  3. Гарантированным является разнообразием терапевтических методов;
  4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
  5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Виды  психотерапии.

    Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных  отношений и вербального общения  с ребенком, а также наличие  определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется  в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных  примеров поведения, а также вспомогательные  средства – настольные игры, учебные  пособия, игрушки. Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что  ребенок чувствует, что думает и  как действует.

    Применяемые в детской психотерапии подходы  различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так  и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая  терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая  терапия и семейная психотерапия.

    Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась  одной из первых. Поскольку возможности  вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает  сдерживаемые эмоции и позволяет  ребенку выразить чувства, которые  иначе остались бы скрытыми. Предлагая  малышу рисовать, играть в игрушки  или сочинять истории, психотерапевт  проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего  конфликта, вызывающего поведенческие  или эмоциональные нарушения.

    Поведенческая психотерапия детей ставит своей  целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт  обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

    Когнитивно-поведенческая  психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как  это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает  также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок  воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий  подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка  к различным непредвиденным обстоятельствам  и на подбор примеров поведения, которым  он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

    Семейный  подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как  едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается  как продукт всей системы взаимоотношений  в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дизадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

 

1.2 История  психотерапии

    История психотерапии продолжается тысячелетия, согласно мнению одних исследователей, и длится всего одно - два столетия, по мнению других. Такое противоречие во взглядах объясняется тем, что  в истории психотерапии существует два периода: донаучный и научный. 
Донаучный период в истории психотерапии, который не признают многие учёные, берёт своё начало в глубокой древности. Во время этого периода для лечения психических болезней применялись различные тайные ритуалы и магические практики. С древних времён люди, которым требовалась психотерапия, обращались к шаманам, колдунам, знахарям, жрецам, монахам, священникам.

    Методы  лечения душевнобольных в различное  время несколько изменялись: в  период античности их пытались излечить дружескими беседами, регулярными прогулками, физическими и речевыми упражнениями, во времена средневековья подобных больных сжигали на кострах, заковывали в цепи и сажали в тюрьмы. Только благодаря Великой французской  революции и врачу Филиппу  Пинолю в конце 18 века психически больных людей переместили из тюрем в больницы.

    Научный период в истории психотерапии характеризуется  возникновением и развитием различных  психотерапевтических школ и направлений. Основу научной психотерапии составляют первые попытки излечения психически нездоровых людей с помощью внушения: «животного магнетизма» Месмера, гипноза, применяемого Брэдом, Льебо, Шарко, Бернгеймом, В.М. Бехтеревым и другими врачами. Термин «психотерапия» впервые ввёл в 1782 году английский врач Тьюк.

    Первой  школой в истории научной психотерапии стал психоанализ австрийского психиатра  Зигмунда Фрейда. Согласно психоанализу, разработанному в начале 20 века, причиной психических болезней являлось подавление человеком под воздействием морали и общественных норм его основных инстинктов, сексуального влечения и стремления к разрушению. Фрейд утверждал, что эти отвергаемые обществом и сознанием самого человека инстинкты и влечения ещё в глубоком детстве вытесняются в бессознательное и впоследствии становятся причиной психических заболеваний. Психоанализ ставил своей целью тщательный анализ детства пациента, благодаря которому тому удавалось вспомнить негативный опыт, заставивший его подавить и вытеснить своё либидо (сексуальную энергию) либо агрессию. Последователями З. Фрейда стали австрийский психиатр Альфред Адлер, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг и ряд других, создавшие на основе психоанализа свои собственные школы и внёсшие свой вклад в историю психотерапии.

Информация о работе Детская психотарапия