Возрастные особенности строения слухового анализатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:33, реферат

Описание

Орган слуха человека улавливает (наружное ухо), усиливает (среднее ухо) и воспринимает (внутреннее ухо) звуковые колебания, представляя собой, по сути, дистанционный анализатор, периферический отдел которого располагается в пирамиде височной кости (улитке).
Наружное ухо: ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка.
Среднее ухо: полость среднего уха; слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек, наковальня, стремечко.

Работа состоит из  1 файл

Физиология с 14 - 26.docx

— 70.54 Кб (Скачать документ)

14. Возрастные особенности строения слухового анализатора.

Орган слуха человека улавливает (наружное ухо), усиливает (среднее ухо) и воспринимает (внутреннее ухо) звуковые колебания, представляя  собой, по сути, дистанционный анализатор, периферический отдел которого располагается  в пирамиде височной кости (улитке).

  1. Наружное ухо: ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка.
  2. Среднее ухо: полость среднего уха; слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек, наковальня, стремечко.
  3. Внутреннее ухо: улитка; слуховой нерв.
  4. Вестибулярный аппарат: преддверие с мешочками; полукружные каналы.

Орган слуха в пренатальном онтогенезе развивается из двух слоев:

из эктодермального слоя формируется кожа и подкожные структуры ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанная перепонка и содержимое улитки (вестибулярный и слуховой рецепторы и нервные пути),

из мезодермального – слуховые косточки и височная кость.

Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и  продолжается в течение всего  периода беременности.

3-я неделя внутриутробного развития  – появляется зачаток перепончатого  лабиринта в виде утолщения  эктодермы на поверхности головного  конца зародыша по бокам от  нервной пластинки.

4-я неделя – эктодермальная пластинка прогибается, образует слуховую ямку, превращающуюся в слуховой пузырек.

5-я неделя – внутреннее ухо  представляет собой слуховой  пузырек, а наружное ухо только  начинает образовываться.

8-я неделя – внутренне ухо  представлено одним завитком  элементов спирального органа (будущая  улитка), наличием мешочков и полукружных  каналов с сенсорными клетками  вестибулярного рецептора; в среднем  ухе формируется нижняя часть  барабанной перепонки, хрящевые  молоточек и наковальня; в наружном  – хрящевая часть наружного  слухового прохода и ушная  раковина.

11-12-я неделя – во внутреннем  ухе появляются два завитка  улитки, формируется перепончатый  лабиринт и волосковые клетки, волокна слухового нерва прорастают  во внутреннее ухо; начинает  формироваться звуковоспринимающий  аппарат – Кортиев орган.

20-я неделя – внутреннее ухо  созревает до размеров взрослого,  заканчивается окостенение молоточка  и наковальни и начинается  окостенение стремени; ушная раковина  полностью сформирована.

37-я неделя – при созревшем  внутреннем, среднем и наружном  ухе происходит пневмотизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости (среднее ухо).

Орган слуха, включающий наружное, среднее  и внутреннее ухо и волокна  слухового нерва, к моменту рождения полностью сформирован. В постнатальном  периоде происходит дальнейшее созревание органа слуха.

 

Постнатальное развитие органа слуха.

 

Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ её мягкий, рельеф слабо выражен, покрывающая его кожа тонкая. Мочка имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2-х лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину.

Наружный слуховой проход у маленьких  детей короче и уже, чем у детей  старшего возраста и взрослых, вследствие недоразвития его внутренней костной  части. У новорожденного он имеет  вид узкой щели и может быть заполнен первородной смазкой. По мере роста наружный слуховой проход ребенка  из щелевидного становится овальным с более стойким просветом и отличается от взрослого только размерами. Его длина у новорожденного около 15 мм, у ребенка 1-го года – 20 мм, у ребенка 5 лет – 22 мм. У 10-12-летних детей его длина и форма близки к их величинам у взрослых.

Барабанная перепонка у взрослых имеет овальную форму, а у детей  – круглую. У новорожденного она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода на 20-30º, этот угол с возрастом увеличивается до 45-50º. Поэтому в грудном возрасте при осмотре барабанной перепонки при отоскопии для выравнивания слухового прохода необходимо оттянуть ушную раковину кзади и книзу в отличие от взрослых, у которых она оттягивается кзади и кверху.

У новорожденного размеры барабанной перепонки почти те же, что и  взрослого, но толщина её несколько  больше. У новорожденного её высота равна 9, ширина – 8 мм. Некоторые особенности  отмечены у детей и в самой  структуре барабанной перепонки. Наибольшая степень васкуляризации перепонки (формирование новых кровеносных сосудов внутри ткани) наблюдается у новорожденных и детей младшего возраста. Постепенно плотная неоформленная соединительная ткань в центре барабанной перепонки замещается коллагеново-волокнистой тканью с выраженной облитерацией (от лат. obliteratio - уничтожение) сосудов. В норме этот процесс заканчивается на 4-м году жизни ребенка.

Барабанная полость (среднее ухо) у детей первых лет жизни существенно  не отличается по абсолютным размерам от полости у старших детей  и взрослых, однако в строении некоторых  элементов барабанной полости ребенка  имеются те или иные возрастные отличия. Барабанная полость имеет форму  неправильной пирамиды объемом от 0,75 до 2,0 мм3. У детей передний отдел  её лежит латеральнее (от лат. lateralis- боковой), чем у взрослых.

К моменту рождения полость среднего уха плода заполнена зародышевой  соединительной тканью. С первым вздохом  воздух проходит в барабанную полость  через слуховую трубу. Воздух и поступившая  вместе с ним инфекция обуславливают  распад зародышевой ткани и превращение  её в зрелую соединительную ткань.

Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в верхней стенке имеется незакрытая щель, при этом толщина стенки очень незначительна – 1-1,15 мм, что в некоторых случаях острого среднего отита может привести к её прорыву и распространению инфекционного процесса из барабанной полости в полость черепа и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек (менингит) и даже поражение мозгового вещества (абсцесс или энцефалит). Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже очень тонкая – от 0,7 до 2,0 мм. Она отделяет полость от луковицы внутренней яремной вены, на которую при гнойном воспалении среднего уха может распространиться инфекция, и привести к сепсису. Передняя стенка барабанной полости у новорожденных и детей первого года жизни постепенно и незаметно переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть её занята устьем евстахиевой трубы. Задняя стенка (самая длинная – 12-15 мм) имеет широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру - антрум. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Наружная стенка в большей степени состоит из барабанной перепонки. В строении внутренней стенки барабанной полости у детей и взрослых существенных отличий нет. Исключение составляет канал лицевого нерва, который в первые 12-18 мес жизни ребенка лежит почти горизонтально и не прикрыт костью. Постепенно к возрасту 1,5-2 года он приобретает костную защиту. Расположение окон преддверия и улитки и их размеры с возрастом не претерпевают изменений.

У детей уже в первые дни после рождения слуховые косточки имеют почти такие размеры, как и у взрослых. У них уже окончательно сформированы взаимоотношения между различными элементами барабанной полости – косточками, связками, мышцами, нервными волокнами и кровеносными сосудами.

Евстихиева (слуховая) труба новорожденного и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче, чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без кривизны и изгибов, а просвет её значительно шире. Длина слуховой трубы у ребенка 1-го года равна 20 мм, 2-лет – 30, 5 лет- 35, у взрослого – 35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей расположено на высоте нижнего края носовых полостей. Далее с ростом лицевого скелета и опусканием твердого нёба глоточное устье евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней носовой раковины, при этом глоточное отверстие в раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не бывает у детей после 5-6 лет. Просвет слуховой трубы суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6-летнего ребенка. Именно поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных инфекций часто возникают воспаления среднего уха. Барабанное устье у младенцев находится в верхней части передней стенки барабанной полости и постепенно с возрастом перемещается в нижнепередний отдел.

Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Костные стенки полукружных каналов  тонкие, постепенно утолщаются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости.

 

 В постнатальном онтогенезе  продолжаются миелинизация (миелиновая оболочка — электроизолирующая оболочка, покрывающая аксоны многих нейронов) и синаптогенез (синапсы - специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов) центральных слуховых путей и центров.

 После рождения наиболее  важным этапом в росте поверхности  коры височной области является  возраст 2 года, когда височная  область приближается по величине  к височной области мозга взрослого  человека (к 2-3 годам наблюдается  значительный скачок в развитии  речи у ребенка).

 К 7 годам височная область  по величине почти достигает  размеров взрослого человека (93-96%); 7 лет – важный этап развития  сложной аналитико-синтети-ческой деятельности мозга.

 Таким образом, развитие слуховой  системы не заканчивается с  рождением ребенка, а окончательное  формирование её элементов охватывает  длительный период жизни.

 В конце 1 и 2 мес жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение.

 В возрасте 2-3 мес ребёнок способен воспринимать интервалы между звуками как субъективно значимые величины. Эта генетически заложенная способность человека является необходимым условием для овладения речью, поскольку языковая способность и предусматривает овладение процессом выделения различных элементов речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребёнок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи.

 К 4-6-месячному возрасту у  ребенка появляется способность  к локализации звуков. Во втором  полугодии ребёнок воспринимает  определённые звуко-сочетания и связывает их с определёнными предметами или действиями. В возрасте 7–9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. Постепенно развивается дифференцированное восприятие не только звуков, но и речи, а в связи с этим наступает качественно новый процесс – становление собственной речи ребёнка, к году у него появляются первые слова.

Считается, что дети в возрасте 11-12 мес уже чётко реагируют на тихую речь на расстоянии 1,5-3 м, а после 16 мес жизни ребёнок выполняет словесные указания с расстояния 4-7 м и хорошо локализует источник звука. Дети раннего возраста обычно не реагируют на шепот вследствие его малой частотной насыщенности.

В литературе описаны наблюдения за детьми в возрасте 9-18 мес, которые имели возможность включать магнитофоны с записанной речью и по желанию выключать их. Все дети проявляли высокую активность в приобретении слуховой информации: в течение дня они слушали речь на протяжении до 3.5 ч. При этом отмечалась высокая избирательность звукоречевого материала. Так, дети предпочитали слушать чужой голос с богатыми интонациями, чем голос матери, говорившей монотонно. С детьми проводилось две беседы: одна многословная, но не несущая смысловой информации, а другая малословная, но богатая интонациями, связанными со смыслом. Сначала все дети слушали первую, но уже через несколько дней – исключительно вторую беседу.

Доказательством важности получения  речевой информации в раннем возрасте служат наблюдения за детьми в семьях, члены которых отличались высокой  речевой активностью: количественные и качественные голосовые показатели у них были лучше, чем у детей, в семьях которых в самом раннем периоде детства речевому общению  с ребенком уделяли мало внимания.

В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием  у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся  постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце  первого года ребенок обычно различает  слова и фразы преимущественно  по их ритмическому контуру и интонационной  окраске, а к концу второго  и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового  восприятия звуков речи происходит в  тесном взаимодействии с развитием  произносительной стороны речи. Это  взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.

Можно считать, что формирование так  называемого речевого слуха, т. е. способности  различать на слух звуковой состав речи и понимать её смысл, заканчивается  к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность  к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых  механизмов, и т. п.) может происходить  не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.

Информация о работе Возрастные особенности строения слухового анализатора