Возрастные особенности строения слухового анализатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:33, реферат

Описание

Орган слуха человека улавливает (наружное ухо), усиливает (среднее ухо) и воспринимает (внутреннее ухо) звуковые колебания, представляя собой, по сути, дистанционный анализатор, периферический отдел которого располагается в пирамиде височной кости (улитке).
Наружное ухо: ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка.
Среднее ухо: полость среднего уха; слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек, наковальня, стремечко.

Работа состоит из  1 файл

Физиология с 14 - 26.docx

— 70.54 Кб (Скачать документ)

 С формированием сенсорной  функции тесно связано развитие  внимания. Созревание сенсорных  систем и совершенствование воспринимающей  функции мозга определяют возможность  привлечения внимания к более  сложным признакам объекта, а  это в свою очередь способствует  более глубокому и полному  описанию и опознанию. Возраст  от 3-х до 5-ти лет характеризуется  дальнейшим развитием речи и  совершенствованием нервных процессов  (увеличивается их сила, подвижность  и уравновешенность), процессы внутреннего  торможения приобретают доминирующее  значение, но торможение и условный  тормоз вырабатываются с трудом. К 5-7 годам еще более повышается  роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только  к 7 годам развития, функционально  созревает материальный субстрат  второй сигнальной системы - кора  больших полушарий. 

 На протяжении дошкольного  периода происходят значительные  преобразования мозговых механизмов  организации познавательной деятельности  и целенаправленного поведения  ребенка, которые во многом  определяют его готовность к  систематическому обучению в  школе.

Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)

 К концу дошкольного возраста  нейронный аппарат коры больших  полушарий достигает значительной  степени зрелости. Созревание коры  больших полушарий и совершенствование  внутрикоркового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия – мозговая система, ответственная за прием и обработку внешних стимулов, переходит на другой уровень функционирования.

 Специализация прекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в сенсорном анализе, запечатлении, опознании, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработки соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на качественно иной уровень организации рассматривается как сенситивный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности.

 Несмотря на прогрессивное  развитие, система переработки информации  у 7- 8 –летних детей еще не  зрелая, и к началу обучения  в школе ее возможности ограничены. Запоминание и опознание геометрических  фигур в этом возрасте осуществляется  по типу взрослого, а идентификация  и различение букв еще затруднены  и требуют вовлечения более  сложных механизмов.

 В 7-8 лет механизмы внимания, как непроизвольного, еще преобладающего  в этом возрасте, так и произвольного,  имеют черты незрелости. На протяжении  младшего дошкольного возраста  интенсивно формируются механизмы  произвольного внимания. К концу  дошкольного периода по мере  прогрессивного созревания лобных  областей ребенок обретает способность  осуществлять простейшее планирование  своих ближайших действий и  управлять активационными влияниями  в соответствии с задачами, сформулированными  в инструкции взрослого и не  всегда совпадающими с желаниями  ребенка.

 К 9-10 годам по мере дальнейших прогрессивных структурных преобразований в различных областях коры и их возрастающей специализации совершенствуются механизмы произвольного внимания.

 С началом обучения в школе  возникает необходимость произвольного  запоминания учебного материала.  Возможность обработки и запоминания  возрастающего объема информации, его структурирования в соответствии  со значимостью и смыслом обеспечиваются  включением в процесс запоминания  новых механизмов структурно-функциональной  организации мозга. 

 Особая роль принадлежит  развитию мозговых механизмов, обеспечивающих  специфическую речевую деятельность. К этому возрасту происходят  прогрессивные преобразования клеточных  и волокнистых структур речевых  зон (области Брока и Вернике) и отделов лобной коры, осуществляющих программирование речевой деятельности. В формировании графических форм речи (чтение, письмо) существенное значение имеет организация зрительно-пространственной деятельности, тонкая моторика и зрительно-моторная интеграция. В организации зрительно-пространственной деятельности в 7-8 лет участвуют и левое и правое полушарие, в то время как с 9-10 летнего возраста преимущественно правое. С развитием механизмов речевой деятельности, ребенок приобретает способность выделять с помощью вербально-логического мышления сущностные характеристики предметов и явлений, скрытые от непосредственного восприятия. В младшем школьном возрасте по мере структурно-функционального созревания мозга существенно возрастают функциональные возможности ребенка.

 Подростковый и юношеский  возраст.

 Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста, в значительной мере определяется  важнейшим биологическим фактором  – половым созреванием. Процесс  полового созревания, в особенности  его начальный период, сопровождается  существенными изменениями в  деятельности всех физиологических  систем. Начало полового созревания  приходится у девочек и у  мальчиков на разный календарный  возраст: у девочек это 11-12 лет,  у большинства мальчиков 12-13 лет. 

 В это время нарушается  уравновешенность нервных процессов,  большую силу приобретает возбуждение,  замедляется прирост подвижности  нервных процессов, значительно  ухудшается дифференцировка условных  раздражителей. Ослабляется деятельность  коры, а вместе с тем и второй  сигнальной системы. Все функциональные  изменения приводят к психической  неуравновешенности и конфликтности  подростка.

 Старший школьный возраст  (15-18 лет) совпадает с окончательным  морфофункциональным созреванием  всех систем организма. Повышается  роль корковых процессов в  регуляции психической деятельности  и функций второй сигнальной  системы. Все свойства нервных  процессов достигают уровня взрослого  человека, т. е. ВНД старших  школьников становится упорядоченной  и гармоничной.

23. Особенности дыхательной системы ребёнка.

Систему органов дыхания составляют воздухопроводящие пути и аппарат газообмена. К верхним дыхательным путям относятся полость носа, глотка и гортань, к нижним — трахея и бронхи. Газообмен между атмосферным воздухом и кровью осуществляется в легких.

Органы дыхания к моменту  рождения ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни  они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам формирование органов дыхания  заканчивается и в дальнейшем происходит только увеличение их размеров.

Особенностями морфологического строения органов дыхания являются: 1) тонкая, легкоранимая слизистая; 2) недостаточно развитые железы; 3) сниженная продукция иммуно-глобулина А и сурфактанта; 4) богатый капиллярами подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 5) мягкий, податливый хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей; 6) недостаточное количество в дыхательных путях и легких эластической ткани.

Носовая полость. Нос у детей первых трех лет жизни мал. полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, раковины толстые. Нижний носовой ход отсутствует. Он формируется к 4 годам. При насморке у маленьких детей легко возникает отек слизистой, что приводит к непроходимости носовых ходов, затрудняет сосание груди, вызывает одышку. Пещеристая ткань подслизистой оболочки носа развита недостаточно, этим объясняются редкие носовые кровотечения. Придаточные пазухи носа к рождению ребенка не сформированы. Однако в раннем детском возрасте могут развиваться синуситы. Слезно-носовой проток широкий, что способствует проникновению инфекции из носа в конъюнктивальный мешок.

Глотка. У детей раннего возраста сравнительно узка и мала.

Евстахиева труба. Короткая и широкая, расположена более горизонтально, чем у детей старшего возраста, отверстие ее находится ближе к хоанам. Это предрасполагает к более легкому инфицированию барабанной полости при рините.

Надгортанник. У новорожденного мягкий, легко сгибается, теряя при этом способность герметически прикрывать вход в трахею. Этим частично объясняется большая опасность аспирации содержимого желудка в дыхательные пути при рвоте и срыгивании. Неправильное положение и мягкость хряща надгортанника может быть причиной функционального сужения входа в гортань и появления шумного дыхания.

Гортань. Расположена выше, чем у взрослых, поэтому ребенок лежа на спине может глотать жидкую пищу. Гортань имеет воронкообразную форму. Узкий просвет гортани, легко возникающие отек подслизистого слоя, спазм гладкой мускулатуры из-за обилия нервных рецепторов в подсвязочном пространстве могут привести при респираторной инфекции к стенозу (сужению) гортани.

Трахея. У новорожденного ребенка относительно широкая, поддерживается незамкнутыми хрящевыми кольцами и широкой мышечной мембраной. Сокращение и расслабление мышечных волокон изменяет ее просвет. Трахея очень подвижна, что наряду с меняющимся просветом и мягкостью хрящей приводит к спадению ее на выдохе и является причиной экспираторной одышки или грубого храпящего дыхания.

Бронхиальное дерево. К моменту рождения ребенка сформировано. Бронхи узкие, их хрящи мягкие и податливые, так как основу бронхов, так же как и трахеи, составляют полукольца, соединенные фиброзной пленкой. У детей раннего возраста угол отхождения обоих бронхов от трахеи одинаков и инородные тела могут попадать как в правый, так и в левый бронх. С возрастом угол меняется — инородные тела чаще обнаруживаются в правом бронхе, так как он является как бы продолжением трахеи. В раннем возрасте бронхиальное дерево выполняет очистительную функцию недостаточно. Механизмы самоочищения — волнообразные движения мерцательного эпителия слизистой бронхов, перистальтика бронхиол, кашлевой рефлекс — развиты намного слабее, чем у взрослых.

Легкие. У новорожденного ребенка легкие недостаточно сформированы. Терминальные бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком, из краев которого формируются новые альвеолы. Количество альвеол и их диаметр увеличивается с возрастом. Нарастает и жизненная емкость легких. Межуточная (интерстициальная) ткань в легком рыхлая, содержит очень мало соединительнотканных и эластических волокон, богата клетчаткой и сосудами. В связи с этим легкие ребенка раннего возраста более полнокровны и менее воздушны, чем у взрослого. Бедность эластичных волокон способствует легкости возникновения эмфиземы и ателектазпрованию легочной ткани.

Корень легкого состоит из крупных  бронхов, сосудов и лимфатических  узлов. Лимфатические узлы реагируют  на внедрение инфекции.

Плевра хорошо снабжена кровеносными и лимфатичекими сосудами, относительно толстая, легко растяжимая. Париетальный листок плевры слабо фиксирован. Скопление жидкости в плевральной полости вызывает смещение органов средостения.

Грудная клетка, диафрагма и средостение. Диафрагма расположена высоко. Ее сокращения увеличивают вертикальный размер грудной полости. Ухудшают вентиляцию легких условия, затрудняющие движение диафрагмы. Податливость детской грудной клетки может привести к парадоксальному втяжению межреберий во время дыхания.

В различные периоды жизни дыхание  имеет свои особенности:

  1. поверхностный и частый характер дыхания. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Наибольшее число дыханий отмечается после рождения — 40—60 в 1 мин, что иногда называют "физиологической одышкой" новорожденного. У детей 1—2 лет частота дыхания составляет 30—35, в 5—6 лет — около 25, в 10 лет — 18—20, у взрослых — 15—16.
  2. Отношение частоты дыхания к частоте пульса составляет у новорожденных — 1 : 2,5—3; у детей других возрастов — 1 : 3,5—4; у взрослых — 1:4;
  3. 2) аритмия дыхания в первые 2—3 недели жизни новорожденного. Она проявляется неправильным чередованием пауз между вдохом и выдохом. Вдох значительно короче выдоха. Иногда дыхание бывает прерывистым. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра;
  4. тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3—4 года — грудное дыхание начинает преобладать над диа-фрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется с 7—14 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной, у девочек — грудной тип дыхания.

Для исследования функции дыхания  определяют частоту дыхания в  покое и при физической нагрузке; измеряют размеры грудной клетки и ее подвижность (в покое, во время  вдоха и выдоха), определяют газовый  состав и кислотно-щелочное состояние  крови. Детям старше 5 лет проводят спирометрию.

24. Предмет возрастная  физиология. Значение возрастной  физиологии для педагогики.

Физиология- наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, прорекающих в нем, и механизмах его деятельности.

В настоящее время физиология –  одна из ветвей биологии, науки, изучающей  общие закономерности органического  мира. Великий физиолог И.П. Павлов видел  задачу физиологии в отыскании способов управления функциями организма  и восстановления нарушенных функций  органов. Иначе говоря,  физиология дает основу для предупреждения заболевания  указывает пути восстановления функций  пораженных органов правильного  подхода к растущему и развивающемуся организму, что особенно важно в  педагогической работе.

Возрастная физиология является самостоятельной  ветвью физиологии.

Она изучает особенности жизнедеятельности  организма в различные периоды  онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов  и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие  этих функций на каждом возрастном этапе.

Информация о работе Возрастные особенности строения слухового анализатора