Действие уголовного закона во времени

Автор работы: Сергей Мишин, 27 Июля 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание

В своей работе я расскажу о действии уголовного закона в пространстве и во времени.
Прежде всего, следует отметить, что правовое решение вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.
Термин «действие уголовного закона во времени» предполагает следующие варианты его воплощения: перспективное действие закона; и ретроспективное действие закона - обратная сила.
Обратная сила уголовного закона - это распространение его действия на деяния и порожденные ими уголовно-правовые последствия, совершенные или возникшие до его вступления в силу.

Содержание

1. Действие уголовного закона во времени.
Обратная сила уголовного закона.……………………………………………………………...… 3
1.1 Действие уголовного закона во времени: основные положения …………………... 3
1.2 Понятие и содержание обратной силы уголовного закона ………………………… 4
1.3 Обратная сила уголовного закона……………………................................................. 5
2. Действие уголовного закона в пространстве………………………………………………... 10
2.1 Территориальный принцип………………………………………………………….. 10
2.2 Принцип гражданства……………………………………………...………………… 15
2.3 Универсальный принцип…………………………………………………………….. 16
2.4 Реальный принцип………………………………………………………………….… 16
Заключение…………………………………………………………………………....................... 18
Список литературы……………………………………………………………………………...... 19
3. Задача. ……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.rtf

— 234.33 Кб (Скачать документ)

      Закон имеет обратную силу как смягчающий наказание, если он:

      - исключает из системы наказаний какой-либо вид наказания;

      - расширяет перечень лиц, к которым не может быть применено пожизненное лишение свободы, либо сужает основания для применения этого наказания;

      - уменьшает (ослабляет) элемент кары, содержащийся в соответствующих видах наказания; снижает минимальные или максимальные размеры наказаний, уменьшает размеры удержания из заработной платы лиц, осужденных к исправительным работам, и т.п.;

      - расширяет перечень обстоятельств, смягчающих наказание, или сужает круг обстоятельств, отягчающих его;

      - изменяет правила назначения наказания в более благоприятную для осуждаемого сторону;

      - исключает квалифицирующие и, следовательно, повышающие ответственность признаки;

      - заменяет ранее известный квалифицирующий признак на более узкий;

      - сдвигает границы общественно опасных последствий, усиливающих наказуемость деяния, в сторону увеличения их тяжести;

      - заменяет в санкции один вид наказания на другой, более мягкий;

      - заменяет аналогичным образом все или хотя бы один из образующих санкцию видов наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности другого (других);

      - снижает максимальный и минимальный пределы наказания или хотя бы один из них при неизменности другого;

      - снижает аналогичным образом пределы всех или хотя бы одного из образующих санкцию наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности пределов другого (других);

      - снижает максимальный размер наказания за преступление при одновременном повышении минимального предела наказания за это же преступление;

      - исключает из альтернативы наиболее строгий вид (виды) наказаний при неизменности другого (других) его элемента;

      - устанавливает альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другие виды;

      - не изменяя пределов основного (основных) наказания, отказывается от одного или нескольких дополнительных;

      - переводит дополнительное наказание из обязательного в разряд факультативного и др.

      Обратная сила уголовного закона, иным образом улучшающего положения лица

      Закон имеет обратную силу как иным образом улучшающий положение лица, если он:

      - смягчает вид основного или дополнительного наказания, либо устраняет какое-нибудь основное или дополнительное наказание при наличии равных остальных основных и дополнительных наказаний;

      - при квалификации по соответствующей статье УК РФ создает возможность скорейшего по сравнению с УК РСФСР условно-досрочного освобождения либо снижает сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и погашения судимости, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;

      - предусматривает специальные виды освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в примечании к статьям Особенной части УК РФ (ст.ст.126, 204-206, 208, 222, 223, 228, 275, 291, 307), если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;

      - устраняет квалифицирующие признаки конкретных составов преступлений, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;

      - относит преступление к иной категории, снижающей согласно ст.15 УК РФ степень его общественной опасности, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения.

      - смягчает режим отбывания лишения свободы;

      - сокращает сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности исполнения обвинительного приговора;

      - расширяет основания для применения освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также предусматривает новые виды оснований для такого освобождения.

      Казалось бы, что в применении положений об обратной силе уголовного закона улучшающего положение лица не должно возникнуть сложностей, и теоретических и практических проблем, однако это не так.

      Значительные сложности возникают тогда, когда новый закон усиливает наказание в одном из пределов и смягчает наказание в другом. Дискуссия о том, какой закон в таких случаях следует признать более мягким, продолжается долгое время.

      Отдельные зарубежные ученые в ХIХ в. предлагали дать возможность самому подсудимому избрать более благоприятное для него наказание, установленное новым или старым законом. Подобным образом решался вопрос о применении нового или старого закона законодательством ряда государств. Например, мексиканский УК 1871 г. применение нового более мягкого закона ставил в зависимость от ходатайства самого обвиняемого. Законодательство некоторых штатов США (в частности Калифорнии) разрешало подсудимому выбрать между старым и новым законом, если возникнет сомнение в том, какой из законов более мягкий.6

      Данный вопрос решали и русские ученые-юристы. Н. А. Неклюдов в 1875г. писал, что «ежели старый закон будет частью строже, частью мягче нового, следует применять всегда ту часть закона, которая снисходительна к подсудимому»7. Подобное мнение разделял и М. Д. Шаргородский.

      Однако данная точка зрения не нашла подтверждения, так как основана на субъективном критерии, а не объективном, как этого требует наука уголовного права.

      Представляется рациональным решение данного вопрос в законодательном порядке (в рамках ст.10 УК РФ). Между тем, действующим УК РФ, данный вопрос не урегулирован, а значит необходимы или руководящие разъяснения Пленума ВС РФ, либо внести такие дополнения в ст.10 УК РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Действие уголовного закона в пространстве 

      2.1 Территориальный принцип

      Действие уголовного закона в пространстве -- это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон (определения места совершения преступления). Данный вопрос решается уголовным законом на основании четырех принципов, которые и определяют пределы его действия в пространстве: территориальный (ст. 11 УК), гражданства, реальный и универсальный (ст. 12 УК).8

      В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета Российской федерации, все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).9

      Действие УК РФ 1996 г. распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации, согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (граница Российской Федерации).

      Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.

      Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.

      К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водного кодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - согласно общим принципам и нормам международного права - ширина территориальных вод может быть установлена иной.

      К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.10

      Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий - согласно Закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранных военных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты и т.д.

      Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступления на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК). В соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.

      Иными словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России. За нарушение Закона о континентальном шельфе предусмотрена уголовная ответственность (см. ст. 253 УК).

      В ч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что его действие распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ.

      Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов.

      Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.11

      Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. При совершении преступления на приписанных к порту воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.12

Информация о работе Действие уголовного закона во времени