Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и взаимодействие гражданского общества и органо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:27, статья

Описание

Данная статья предназначена для того, чтобы продемонстрировать реальную угрозу наркотического воздействия на российское общество, проанализировать деятельность государственных органов, в том числе органов ФСКН, по борьбе с наркопреступностью, провести мониторинг действий гражданского общества, направленных на помощь в искоренении наркомании.

Работа состоит из  1 файл

Органы ФСКН в борьбе с наркопреступностью.docx

— 33.51 Кб (Скачать документ)

Деятельность  Федеральной службы Российской Федерации  по контролю за оборотом наркотиков и  взаимодействие гражданского общества и органов гос. власти в борьбе с наркопреступностью

 

Данная статья предназначена  для того, чтобы продемонстрировать реальную угрозу наркотического воздействия  на российское общество, проанализировать деятельность государственных органов, в том числе органов ФСКН, по борьбе с наркопреступностью, провести мониторинг действий гражданского общества, направленных на помощь в искоренении  наркомании.

В вопросе об истинной опасности  наркотиков для общества  в целом, существуют различные мнения. В большей  степени мнения расходятся на стадии рассмотрения запретности наркотиков. Ссылаясь на опыт легализации некоторых  видов наркотиков в различных  странах, например Голландии, многие, в  том числе политические деятели, считают, что легализация наркотиков будет более эффективна в профилактике  наркотических жертв, нежели запрет. Объясняются такие выводы достаточно по-разному, от элементарных “запретный плод -  сладок”, до, на первый взгляд, достаточно обоснованных и логичных предположении. Например,  глобальная комиссия ООН пришла к выводу, что  легализация наркотиков во всем мире и прекращение уголовного преследования  наркоманов будут более эффективны, чем борьба с распространением наркотических  средств1. Авторы доклада – бывшие президенты Мексики, Колумбии и Бразилии, т.е. стран, где уровень наркотизации граждан очень велик. Они обосновывают свои предложения тем, что легализация наркотиков будет способствовать лечению наркоманов и усилению борьбы с крупными организациями, незаконно производящими и поставляющими наркотики в различные страны мира.

В некоторых странах мира имеется опыт легализации отдельных  типов наркотиков. Например, лёгкие наркотики легализованы в Голландии, что не повысило уровень наркотизации граждан. Мотивация легализации  наркотиков элитой и органами власти этой страны была неоднозначной и  не полностью представленной публично. По-видимому, эта мотивация определялась тем, что наркотизации более всего  подвержены представители маргинальных социальных групп, для которых обеспечить иные ценности, идеалы и стили жизни  не удавалось в течение многих десятилетий. Но легализация даже лёгких наркотиков не означала, что их употребление стало возможно везде и всеми  без ограничений. Напротив, социальные ограничения жёстко определяют полную невозможность употребления наркотиков представителями элиты, общественное мнение и нормы морали этого не позволяют. В результате в Голландии  соблюдается вполне либеральный  принцип выбора любым гражданином  своего стиля жизни. Маргиналам разрешается  становиться наркоманами, их социум признаёт потерянными для себя, но не бросает полностью, а при их желании содействует их лечению  от наркомании. В современной России социальная ситуация существенно иная. Российская элита и органы власти не в состоянии предложить большинству  социальных групп стили и стратегии  жизни, исключающие употребление наркотиков для расслабления, как замену реальной коммуникации, для получения ярких  ощущений и наслаждения, и т.п2.

Противоположная точка зрения, более  разумная для России, исключает возможность  легализации, а в некоторых случаях  усиливает уже имеющиеся запреты  на распространение и употребление наркотиков.  Например Кабинет Министров  предложил народным депутатам ужесточить ответственность за незаконный оборот наркотиков. Правительство одобрило соответствующий проект закона "О  внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный  кодекс (относительно усиления ответственности  за незаконный оборот наркотических  средств, психотропных веществ и  прекурсоров, ядовитых и сильнодействующих  веществ или ядовитых или сильнодействующих  лекарственных средств и одурманивающих средств)" на заседании еще в  апреле 2011. Подготовка этого документа  вызвана необходимостью более активно  противодействовать распространению наркомании, поскольку постоянно растет число новых видов наркотических средств и психотропных веществ, соответственно возникает вопрос усиления противодействия преступлениям и другим правонарушениям в сфере их незаконного оборота. В частности, в законопроекте предлагается усилить уголовную ответственность за незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. За такие действия предусматривается от 4 (вместо действующих 3) до 8 лет лишения свободы. Если такие действия были совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, то предлагается установить срок лишения свободы от 6 (вместо действующих 5) до 10 лет. Также изменениями предусматривается ответственность за упомянутые действия для должностных лиц с использованием служебного положения.

Однако приверженцы и той  и другой точек зрения не отрицают того факта, что на данный момент на территории Российской Федерации уровень  наркопреступности слишком велик. При всём при этом если раньше наркотиками  увлекались в большей степени  лица после 18 лет, то на данный момент еще  будучи школьником, гражданин РФ имеет  возможность попробовать наркотики, по этому поводу в декабре 2010 года высказывался даже президент РФ Дмитрий  Медведев: “Во-первых, тема наркомании в школе, наркомании в университетской среде у нас не популярна. Возникает периодически такое ощущение, что этого нет. Но это, к сожалению, есть. Даже по официальной статистике 160 тысяч наших детей, которые учатся в школе, имеют наркологические проблемы. Это колоссальная цифра – 160 тысяч!” Таким образом сомневаться в актуальности проблемы наркопреступности невозможно.

В связи с этим в первую очередь  нужно рассмотреть деятельность органов Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. И  начать анализ хотелось бы с речи премьер  министра РФ В.В. Путина. Один из журналистов  обратил внимание премьер-министра на то, что в интернете в открытом доступе можно обнаружить большое  количество сайтов, предлагающих как  легкие, так и тяжелые наркотики  с доставкой на дом. “Это говорит  о том, что соответствующая структура, которую я в свое время создал, с большим количеством личного  состава — 30 с лишним тысяч человек — работает пока неэффективно”, — ответил на это премьер. По словам Путина, незаконное распространение наркотиков — это огромная проблема, которая носит комплексный характер, и связана с ликвидацией государственных границ бывшего Советского Союза. «Наши страны-соседи, к сожалению, не могут эффективно защищать свои государственные границы», — сказал Путин. «Эта реальная проблема захлестывает страну, будем бороться с этим», — подчеркнул он. Вместе с тем Путин заметил, что объемы распространяемых по миру наркотиков просто колоссальны. Так, сказал он, 90% тяжелых наркотиков, в том числе героина, поступает в Великобританию из Афганистана. «А у нас, наверное, все сто», — сказал Путин.3

Одним из важнейших факторов, которые способствуют распространению  наркотиков, исследователи называют коррупцию. По их данным, в России коррупция  выше, чем в Иране и Пакистане. В ООН посчитали, что российскими  правоохранительными органами изымается  лишь 4 процента героина, поступающего в страну. В Иране, к примеру, - 20, в Пакистане – 17.

Однако статистика с официального сайта ФСКН за 2011 год представляет работу ФСКН не с такой уж негативной стороны: за период с 1 января по 31 декабря  было зафиксировано 10 699 фактов оборота наркотиков, было изъято 23 961 605,58 гр. наркотических и психотропных веществ, в т.ч. героин, кокаин, гашиш, марихуана и др.4 В январе-июне 2011 года правоохранительными органами пресечено 112 398 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Органами наркоконтроля – 44 487. Из общего числа пресеченных наркопреступлений 70,7 % относятся к категории тяжких и особо тяжких (79 414), в том числе органами наркоконтроля выявлено 35 278 таких преступлений. В отчетном периоде по подозрению в совершении наркопреступлений задержано 56 283 лица, в том числе органами наркоконтроля – 18 714. В отчетном периоде правоохранительными органами Российской Федерации расследовано 8 856 наркопреступлений, совершенных в организованных формах, 81,8 % из них расследовано органами наркоконтроля (7 245), органами внутренних дел – 16,6 % (1 467). Правоохранительные органы в январе-июне 2011 года выявили 1 182 преступления, связанных с контрабандой наркотиков, что на 23,5 % больше, чем за январь-июнь 2010 года, в том числе органы  
наркоконтроля – 558 (рост на 24,8 %). В январе-июне 2011 года только органами наркоконтроля пресечено 5 283 оптовые поставки наркотиков (рост на 30,1 %), в том числе героина – 994. Масса изъятых в оптовых партиях наркотиков составила более 11 т, что на 16,9 % больше, чем за январь-июнь 2010 года (героина – 516,3 кг). В настоящее время в незаконном обороте наркотиков наряду с сохранением преобладания героина афганского производства все большее распространение получают синтетические наркотики (стимуляторы амфетаминового ряда, синтетические анальгетики и синтетические опиаты, синтетические каннабиноиды группы JWH). Ежегодно в незаконный оборот «запускаются» до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в молодежной среде. В январе-июне 2011 года из незаконного оборота правоохранительными органами было изъято 584,9 кг синтетических наркотических средств, что в 2,5 раза больше, чем в январе-июне 2010 года. Из них органами наркоконтроля изъято 428,2 кг (рост в 4,3 раза).5

Из вышеуказанной статистики следует вывод, что ФСКН не сидят на месте, сложа руки, однако уровень наркомании всё растёт, следовательно, помимо предотвращения наркопреступлений, следует обратить внимание еще и на их профилактику. Чем органы ФСКН и занимаются. Примером этого может служить акция под эгидой “Спорт против наркотиков.” Которая ежегодно проводится во многих субъектах РФ. Так же ежегодно проводимые спортивные соревнования под лозунгом “За Россию без наркотиков”. Эти а так же и другие мероприятия проводятся территориальными органами ФСКН России. Такие акции являляются действенными формами проведения досуга детей и подростков, позволили охватить большое их количество, заменяя также бесцельное времяпрепровождение. Всем участникам спортивных мероприятий, в которых принимали участие сотрудники ФСКН России, были вручены памятные подарки с символикой ФСКН России. Мероприятия, проводимые органами наркоконтроля, широко освещались в СМИ.

Но всего этого мало исходя из статистики. Для большей эффективности необходима общественная поддержка.  В 2006 году указом президентом Российский Федерации был создан Общественный Совет при Федеральной Службе по контролю за оборотом наркотиков. На первом заседании Общественного совета, состоявшемся 28 июня 2007 года, принято решение об образовании при Общественном совете трех рабочих групп, избраны председатель и секретарь Общественного совета. Председателем Общественного совета избран Кропачев Николай Михайлович, ректор Санкт-Петербургского государственного университета, секретарем Общественного совета - Колгашкин Алексей Юрьевич, главный редактор информационно-публицистического интернет-ресурса «Нет наркотикам». 6 Последнее заседание проводилось 19 декабря 2011 года. В заседании приняли участие председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов, депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, члены Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы, члены Общественного совета при ФСКН России, эксперты и специалисты, руководители подразделений ФСКН России. В повестку дня были включены вопросы создания механизмов побуждения наркозависимых к лечению и прохождению медико-социальной реабилитации.  Деятельность ФСКН строга ограничена нормами Конституции РФ и регулируется Положением “о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков” . Так же статьями Уголовного и Административного кодексов РФ.

Поскольку государственная борьба с наркопреступностью не дает очень успешных результатов, в обществе появляются недовольные такой ситуацией. Зачастую такие граждане создают общественные организации, действующие отдельно от государства, связанные с антинаркотической деятельностью. В некоторых случаях такие организации добиваются неплохих результатов, в силу того, что её члены заинтересованы в реальном решении проблемы, а не в финансовых поощрении. Примером такой организации может служить фонд “Город без наркотиков” в г. Екатеринбурге, на данный момент курируемый Е.Ройзманом.

Цели и задачи фонда:

  • Сотрудничество с правительственными организациями и силовыми ведомствами с целью прекращения наркоторговли в г. Екатеринбурге и Свердловской области.
  • Координация деятельности различных ведомств, организаций, а также населения г. Екатеринбурга и области с целью сбора и анализа информации о незаконном обороте наркотиков.
  • Согласование и сотрудничество с медицинскими учреждениями, силовыми структурами и другими организациями для создания реальной картины распространения наркомании и ВИЧ-инфекции.
  • Взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями с целью привлечения внимания к проблеме распространения наркомании и СПИДа в г. Екатеринбурге и Свердловской области.
  • Организация и оказание специализированной, немедицинской  реабилитационной помощи людям, страдающим  зависимостью к психоактивным  веществам.
  • Организация и оказание необходимой психологической  и юридической помощи лицам, страдающим зависимостью к психоактивным веществам и их семьям.
  • Организация профилактической работы с детьми и молодежью.
  • Совместная деятельность с правоохранительными органами, оказание им помощи по раскрытию преступлений, связанных  с распространением наркотических веществ.
  • Проведение лекций и пропагандистская работа через средства массовой информации.7

Исходя из этого, следует  отметить, что деятельность этого  фонда едва ли отстает от деятельности государственных органов, при том, что работа в фонде осуществляется на добровольной основе, без каких  либо дальнейших профессиональных перспектив, либо других финансовых выгод. Более  того, функционирование фонда осуществляется при поддержке гражданского общества, таким образом, что информацию о  возможных наркопреступлениях сообщают в фонд обычные жители города, при  возможности анонимного сотрудничества, посредством передачи сообщения  на пейджер фонда. Эффективность  деятельности фонда возможно оценить  объективно исходя из статистики: только лишь сообщений на пейджер с 1999 по 2006 год было получено фондом 43875, при  том, что в 2\3 случаев  в последующем  при помощи этих сообщений пресекались  наркопреступления разных размеров.8

К преступлениям, связанным с наркотиками, средства массовой информации особо  не равнодушны.  Ежедневно на страницах  различных печатных изданий возможно наблюдать сообщения о разного  рода деятельности органов ФСКН. Примером такого может служить “Российская газета”, которая особо часто придает огласке моменты из работы органов ФСКН, при том с очень выгодной для государственного органа стороны. Пример – статья конца 2011 года: “Двести оптовых партий наркотиков изъяли за неделю наркополицейские, сообщает в понедельник ФСКН России. Как говорится в сообщении, с 5 по 11 сентября сотрудники ФСКН изъяли из незаконного оборота 38,2 килограмма героина, 29,4 килограмма гашиша, 518 килограммов марихуаны, 7,3 килограмма психотропных веществ и 6,3 килограмма синтетики. "Общее количество изъятых наркотиков эквивалентно 4 миллионам 400 тысячам разовых доз", - отмечается в релизе. По данным ФСКН, наиболее крупные партии наркотиков изъяты в Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Свердловской и Томской областях, Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.” Кроме того, наркополицейские пресекли деятельность 86 наркопритонов.9

При всём при этом СМИ не оставляют  без внимания и фонд “Город без наркотиков”: “Полицейские вместе с оперативниками фонда «Город без наркотиков» поймали в селе Кашино 45-летнего таджика. В его спортивной сумке стражи порядка нашли 750 граммов героина. Причем наркотик был уже расфасован по мелким партиям для розничной продажи.

- Таджик этот, Давлат Тозаев, торговал, похоже, уже давно. В сумке,  поверх кульков с героином, у  него лежала моя книга «Город  без накротиков». Во многих  подразделениях по борьбе с  наркотиками она хранится как  справочник, где-то используется  как учебное пособие. Во многих  цыганских домах книгу держат  как мартиролог - видимо, посмотреть, вспомнить и всплакнуть, - рассказал  глава Фонда «Город без наркотиков»  Евгений Ройзман.

Информация о работе Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и взаимодействие гражданского общества и органо