Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:51, реферат

Описание

Важную роль в противодействии с экстремизмом играет полиция. Результативность ее работы в этом направлении зависит от правильной организации деятельности служб и подразделений, непосредственно принимающих в этом участие.

Термин «организация» по своему содержанию имеет несколько значений. Существует мнение, что это деятельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними[9]. Известно, что организация – это создание условий для налаживания процесса воздействия на управляемый объект путем концентрации сил и средств, а также выработки наиболее оптимальных форм и методов деятельности субъекта

Работа состоит из  1 файл

Doc1.docx

— 49.92 Кб (Скачать документ)

Таким образом, под  административно-правовыми средствами понимается правовой механизм, который  включает в себя сложный комплекс различных по своим характеристикам  мер административного характера, используемых органами государства  для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по предупреждению и пресечению экстремизма. Данные правовые меры используются на различных стадиях борьбы с терроризмом, и это предполагает их более детальное изучение. В этих целях можно условно разделить их на определенные группы: 

– предупредительные  меры; 

– меры пресечения; 

– меры административной ответственности. 

Данная классификация  позволит определить значение каждой группы, выявить имеющиеся недостатки при применении мер, совершенствовать правовые акты, регламентирующие их. 

Следует отметить, что  административно-правовые меры, используемые для предупреждения экстремизма, носят  разносторонний характер. Например, они  используются для установления причин и условий, способствующих совершению экстремизма, помогают выработать у  населения способность принимать  самостоятельно меры по защите от действий экстремистов, обеспечивают проведение мероприятий по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения такого рода преступлений и др. 

Одной из мер предупредительного характера является организация  индивидуальной работы с лицами, от которых можно ожидать совершения действий экстремистского характера. К такой категории граждан  можно отнести ранее судимых  за подобного рода преступления. 

В средствах массовой информации неоднократно приводились  факты того, что лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности  за экстремизм, вновь совершают преступления такого рода. Характерным примером в этой связи является террористический акт в г. Бислане. По некоторым  данным, ряд преступников, принимавших  участие в захвате школы Северной Осетии, ранее привлекались к уголовной  ответственности за экстремизм. Таким  образом, необходимо на уровне законодательства РФ принять меры административно-правового  характера, препятствующие данной категории  лиц, вновь с легкостью совершать  действия экстремистской направленности. 

Таким образом, предупреждение экстремистской деятельности охватывает комплекс мероприятий, регламентируемых нормами административного права, которые направлены на выявление  причин и условий, способствующих совершению данных преступлений, повышение готовности общества к защите от преступлений экстремистского характера, а также для осуществления правового воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения этих противоправных деяний. 

А.П. Коренев под  мерами административного пресечения понимает способы и средства принудительного  воздействия, применяемые в целях  прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно  опасных последствий, а также  в целях создания возможности  для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности[34]. Некоторые авторы, называя меры административного  пресечения «мерами защиты» или  средствами «принудительного исполнения», определяют их как «оперативные действия органов государственного управления, которые заключаются в прекращении  юридических аномалий путем понуждения субъектов к исполнению лежащих  на них административных обязанностей»[35].  

Основное предназначение мер административного пресечения заключается в использовании  их представителями органов государственного управления в целях пресечения совершения противоправного действия, привлечения  нарушителя к ответственности. 

Анализ административного  законодательства, регламентирующего  применение мер пресечения, показывает, что в условиях борьбы с терроризмом  они играют важную роль. Меры административного  пресечения, используемые полицией в  данном направлении, содержатся в различных  нормативных правовых актах, среди  которых главенствующее место занимают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «О полиции».  

Большое значение в  борьбе с экстремизмом имеют правовые средства в виде административного  задержания и доставления. Данные правовые меры носят принудительный характер, так как направлены на кратковременное  ограничение свободы физического  лица[36]. По общему правилу задержание осуществляется сроком до трех часов, а в некоторых случаях –  до сорока восьми часов (статья 27.5 КоАП РФ). 

Общим основанием административного  задержания служит совершение административного  правонарушения, и данная правовая мера в соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ применяется в исключительных случаях (например, отказ правонарушителя  предъявить документы, попытка с  его стороны скрыться с места  происшествия, стремление правонарушителя  уклониться от административной ответственности, осуществление действий, направленных на продолжение противоправного  деяния). 

В настоящее время  в Кодексе об административных правонарушениях  Российской Федерации имеется ряд  составов административных правонарушений, которые со стороны полиции могут  быть использованы как правовые средства в противодействии экстремизму.  

Изучение составов правонарушений, используемых полицией, позволит выявить направление совершенствования  института данных правовых средств  в борьбе с экстремизмом. Необходимо отметить, что понятия «административное  правонарушение» и «состав правонарушения»  близки по своему содержанию, но не тождественны. Деяния, которые описываются и  закрепляются в административно-правовых нормах законодателем, признаются правонарушением. Состав административного правонарушения включает в себя совокупность признаков, при наличии которых деяние считается  административным правонарушением[37]. 

Весьма обширный пласт административных правонарушений, по которым сотрудники полиции правомочны составлять административные протоколы, включен в главу 11 «Административные  правонарушения на транспорте» КоАП РФ. В зависимости от видов транспорта рассматриваемые правонарушения можно  объединить в группы: 

1) действия, угрожающие  безопасности движения на железнодорожном  транспорте и метрополитене (статья 11.1); 

2) действия, угрожающие  безопасности полетов (части 1, 3, 4 статьи 11.3); 

3) действия, угрожающие  безопасности движения на водном  транспорте (часть 2 статьи 11.6). 

4) правонарушения, предусмотренные  статья 11.14, которые связаны с  перевозкой опасных веществ, носят  общий характер и формируют  универсальную основу для полиции  в антиэкстремистской деятельности  применительно ко всем видам  транспорта, названного выше. 

2.3 Административная  ответственность за экстремистскую  деятельность 

Административная  ответственность является одной  из важных правовых форм противодействия  экстремизму. Современное законодательство с учетом форм проявлений экстремизма  и степени общественной опасности  предусматривает ответственность  за следующие административные правонарушения: 

- злоупотребление  свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ); 

- пропаганда и  публичное демонстрирование нацистской  атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); 

- организация деятельности  общественного или религиозного  объединения, в отношении которого  принято решение о приостановлении  его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ); 

- производство и  распространение экстремистских  материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). 

Злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ). Это  правонарушение выражается в изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся  к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей  и (или) оказывающие вредное влияние  на их здоровье.  

Формой выражения  злоупотребления свободой массовой информации может быть и распространение  информации об общественном объединении  или иной организации, включенных в  опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых  судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или  запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом  от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности»[38], без  указания на то, что соответствующее  общественное объединение или иная организация ликвидированы или  их деятельность запрещена. 

Настоящая норма  направлена на обеспечение конституционного права человека использовать любым  установленным законом способом информацию, а также на обеспечение  реализации конституционной свободы  массовой информации (ст. 29). Обеспечение  и реализация отмеченных правомочий становятся возможными при условии  следующих ограничений и запретов, установленных Конституцией РФ: 

- запрет пропаганды  или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду; 

- запрет пропаганды  социального, расового, национального  и религиозного или языкового  превосходства; 

- запрет на принуждение  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них; 

- запрет цензуры. 

В этой связи включение  подобных действий в качестве административного  правонарушения преследует в первую очередь не столько цель противодействия  экстремизму, сколько направлена на реализацию законодательства о средствах  массовой информации. 

С учетом отмеченного, объект настоящего правонарушения следует  определить как общественные отношения  по защите личности, общества и государства  от злоупотребления свободой массовой информации. 

Объективная сторона  рассматриваемого правонарушения является достаточно сложной и заключается  в действии – изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным  средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки  информационных текстов, содержащих скрытые  вставки, воздействующие на подсознание  людей и (или) оказывающие вредное  влияние на их здоровье. 

Перечень действий, означающих злоупотребление свободой массовой информации, определен в  Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах  массовой информации» (ст. 4). Закон устанавливает, что не допускается использование  СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения  сведений, составляющих государственную  или иную специально охраняемую законом  тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к  осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а  также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и  жестокости. 

Закон запрещает: 

- распространение  в СМИ, а также в компьютерных  сетях сведений о способах, методах  разработки, изготовления и использования,  местах приобретения наркотических  средств, психотропных веществ  и их прекурсоров, пропаганда  каких-либо преимуществ использования  отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. 

- распространение  при освещении контртеррористической  операции в СМИ сведений о  специальных средствах, технических  приемах и тактике проведения  такой операции, если их распространение  может препятствовать проведению  контртеррористической операции  или поставить под угрозу жизнь  и здоровье людей. 

В этой связи остается спорным вопрос о том, являются ли все перечисленные действия объективной  стороной данного правонарушения. Законодатель не дает однозначного ответа на вопрос. Следует предположить, что объективную  сторону правонарушения образуют только действия, прямо предусмотренные  ст. 13.15 КоАП РФ. 

Кроме того, в законодательстве дополнительно предусмотрены запреты  на злоупотребление свободой массовой информацией и меры по борьбе со злоупотреблением свободой массовой информацией  в следующих сферах: 

- в сфере рекламы  – действия по злоупотреблению  доверием и недостатком опыта  несовершеннолетних и др. (Федеральный  закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ  «О рекламе»[39]); 

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется тем, что изготовление теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным  СМИ информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов может быть совершено  только умышленно, а распространение  – как умышленно, так и неосторожно. Это определяет и необходимость  при определении мер ответственности  сочетать административный штраф с  конфискацией предмета административного  правонарушения[40]. 

Информация о работе Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности