Источники уголовного права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть наиболее полное представление об особенностях развития, принципах, основных институтах и категориях правовых систем Англии, США, Франции и Германии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Источники уголовного права Англии
1.1. Общая характеристика уголовного права Англии………………….5
1.2. Действие закона. Особенность английского уголовного права……7
Глава 2. Источники уголовного права США
2.1. Общая характеристика уголовного права США……………………9
2.2. Действие уголовного законодательства США……………………..12
Глава 3. Источники уголовного права Германии
3.1. Общая характеристика уголовного права Германии………………..18
3.2. Основные источники уголовного права Германии………………….19
Глава 4. Источники уголовного права Франции
4.1. Общая характеристика источников уголовного права Франции….22
4.2. Основные источники уголовного права Франции………………….23
Заключение………………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая Источники права.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

      Нормы французского права представлены в  виде определенной иерархической системы, на вершине которой находятся  конституционные и между народно-правовые нормы. Далее следуют Уголовный кодекс Франции 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другие кодифицированные законы, некодифицированные уголовные законы, а также подзаконные акты, принятые исполнительной властью.

      Роль  судебной практики и уголовно-правовой доктрины ограничена, хотя как будет показано в дальнейшем, немаловажное значение для французского уголовного права имеют решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции. 

      4.2. Основные источники уголовного права Франции

      Рассмотрим основные источники уголовного права Франции. Конституционные нормы. К действующим источникам французского права, включая уголовное, не без оснований причисляется первый конституционный акт послереволюционной Франции - Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. Несмотря на то, что за последние 180 лет французские конституции неоднократно изменялись, «Декларация прав» всегда лежала в их основе. Последние две французские конституции 1946 и 1958 гг. прямо ссылаются в своих преамбулах на этот документ как основу всего французского законодательства. В частности, преамбула действующей в настоящее время Конституции 1958 г. содержит следующее положение: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946г.».11

      Наиболее  важные уголовно-правовые принципы были впервые во французском праве  сформулированы именно в этом важнейшем  конституционном акте.

      Действующая Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. является источником французского уголовного права по ряду причин. Во-первых, как уже говорилось, она в своей преамбуле делает отсылку к «Декларации прав» как своей составной части.

      Во-вторых, Конституция 1958 г. имеет значение источника уголовного права в той ее части, которая определяет компетенцию органов государственной власти и управления в области нормотворчества, структуру и иерархию правовых норм.

      В-третьих, в этом документе содержатся положения, имеющие прямое отношение к области уголовного права. Так, согласно ст. 17 правом помилования наделяется Президент Республики. В разделах IX и X регламентируются вопросы уголовной ответственности высших должностных лиц Французской Республики - Президента и членов Правительства. В частности, установлено, что Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих функций, кроме случаев государственной измены. Что касается членов Правительства, они могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение в период выполнения своих функций преступления или проступка. В Конституции нашел свое закрепление и принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66).

      Международные соглашения. Согласно действующей Конституции, международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55).

      Таким образом, источниками уголовного права  Франции являются и международные  соглашения, заключенные ею. При  этом международно-правовые нормы, в  принципе, должны находиться на вершине  правовой системы французского государства, поскольку за ними признается приоритет перед нормами внутреннего национального права. Однако ситуация гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Комментируя ее, французская исследовательница уголовного права М.-Л. Расса отмечает, что существование международно-правовой нормы не означает автоматическое ее применение в ущерб норме внутреннего национального права в случае, когда вторая противоречит первой.

      Прежде  всего противоречие должно быть явным, таким, чтобы несоответствие двух норм было легко определимо. Кроме того, приоритетность может быть только временной, поскольку срок действия соглашения обычно ограничен. Помимо этого, нужно учитывать и то, что международно-правовую норму напрямую применить практически невозможно хотя бы в силу того, что она не включает санкцию, следовательно, требуется принятие отдельного закона государством, подписавшим и ратифицировавшим должным образом международное соглашение. В связи с этим, как полагает Расса, правильнее говорить о приостановлении действия внутреннего закона, противоречащего международно-правовой норме, а не о его полной отмене.12

      Реализация  принципа примата международного права  над внутригосударственным привела  к включению в УК Франции новых  норм, в частности об ответственности  за преступления против человечества. Нормы, ранее существовавшие в уголовном праве этого государства, были приведены в соответствие с международно-правовыми соглашениями (нормы о действии уголовного закона в пространстве, о незаконном распространении наркотиков, пытках, сутенерстве, угоне транспортных средств и др.).

      С 1 марта 1994 г. во Франции действует  новый Уголовный кодекс (УК), принятый в 1992 г. Он сменил «классический» кодекс Наполеона 1810г., просуществовавший во Франции более 180 лет. Принятие нового УК ознаменовало переход Франции на качественно новый уровень развития уголовного права, для которого приоритетом становятся общечеловеческие ценности, примат международного права над внутригосударственным, строгое следование принципу законности, адекватность мер борьбы с наиболее опасными преступлениями сегодняшнего дня.

      УК  имеет достаточно сложную структуру. Поскольку уголовно-правовые нормы  могут издаваться не только законодательными, но и исполнительными органами государственной  власти, кодекс делится на две части: законодательную и регламентационную. При этом регламентационная часть включает, с одной стороны, положения, принятые Государственным Советом в рамках исполнения делегированных полномочий Парламента, с другой стороны, она содержит положения, принятые в рамках собственной компетенции и определяющие признаки конкретных видов нарушений и санкции за них.

      Основной  массив законодательных положений  нового УК был принят 22 июля 1992 г., когда  Президент Франции Ф. Миттеран утвердил четыре закона, каждый из которых соответствовал четырем составным частям кодекса - «книгам». Книга I посвящена общим положениям УК и, по существу, представляет собой его Общую часть. Книга II открывает Особенную часть кодекса и устанавливает уголовную ответственность за преступления и проступки против человека, Книга III включает положения об уголовной ответственности за преступления и проступки против собственности, Книга IV устанавливает ответственность за преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия.

      Книга VI законодательной части под названием «Нарушения» не содержит норм, поскольку определение признаков, видов нарушений и санкций за их совершение отнесено Конституцией Франции к компетенции исполнительной власти, издающей специальные нормативные акты - регламенты.

      В 1993 и 1994 гг. до введения УК в действие его положения были дополнены  рядом новых норм: об отсрочке назначения наказания с судебным задержанием, о периоде надежности для лиц, совершивших тяжкие убийства, и рядом  других.

      Книга VII «Положения, применяемые в заморских территориях и в территориальной общности Мэйот» введена в У К ордонансом № 96-267 от 28 марта 1996 г.

      Таким образом, в настоящее время УК включает семь книг, шестая -полностью  регламентационная. Первые пять и седьмая  включают и законодательные, и регламентационные положения.

      УК  Франции 1992 г. во многом развивает положения  своего предшественника - Кодекса 1810 г., обстоятельно регламентируя вопросы  действия уголовного закона во времени  и в пространстве, введя уголовную  ответственность юридических лиц и разработав для этих субъектов уголовной ответственности специальную систему наказаний, уточнив понятие невменяемости и введя понятие уменьшенной вменяемости, установив новые обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (крайняя необходимость, ошибка в праве), закрепив принцип индивидуализации уголовной ответственности и предложив судье большой выбор способов такой индивидуализации. Особенная часть отразила иную иерархию правоохраняемых ценностей, в которой на первом месте находится личность, а также включила ряд новых видов преступных деяний.

      Помимо  УК Франции уголовно-правовые нормы  и институты содержатся в других кодексах, специальных уголовных  законах и законах, не имеющих, в  целом, уголовно-правового характера.

      Источником  уголовного права традиционно считается Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г. (с последующими изменениями и дополнениями).13 В УПК содержится, в частности, важный принцип уголовного права, запрещающий наказывать дважды за одно и то же деяние, даются понятия проступка и нарушения. В УПК включены также нормы об условном освобождении (ст. ст. 729-733), установлены сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора для некоторых категорий преступных деяний.

      В УПК приводится и шкала сроков принудительного заключения, назначаемого в порядке замены штрафа в случае его неуплаты (ст. 750).

      В названном Кодексе существуют также  нормы, устанавливающие уголовную  ответственность за некоторые преступные деяния.

      Кодекс  военной юстиции, вступивший в действие 1 января 1966 г. и действующий с изменениями от 21 июля 1982 г., также считается источником уголовного права Франции, поскольку в нем содержатся нормы об уголовной ответственности за воинские преступления.

      Кодекс  о здравоохранении 1953 г. (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает уголовную ответственность за целый ряд проступков, совершаемых как представителями медицинских профессий, т.е. специальными субъектами, так и иными лицами, причиняющими определенный вред здоровью других людей.

      Таким образом, несмотря на принятие нового УК, процесс кодификации во Франции  нельзя считать завершенным.

      Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными  органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Эта специфическая особенность источников французского уголовного права имеет свои конституционные основания.

      Подзаконные акты, служащие источниками уголовного права, представлены в двух основных видах: в виде подзаконных актов, имеющих силу закона, и в виде актов, не обладающих таковой.

      К подзаконным актам, имеющим силу закона, в первую очередь, относятся  те, что были изданы в чрезвычайных исторических обстоятельствах, когда  по тем или иным причинам Франция  не имела парламента и его функции в полном объеме выполняло правительство. Такими актами были акты Временного правительства, сформированного после революции 1848 г., акты принца-президента в период между 1851-1852 гг., акты правительства Виши в той части, которая не была отменена Ордонансом Временного правительства Франции от 9 августа 1944 г. и последующими актами. Все эти акты обычно издавались в форме ордонансов.

      К этой же категории актов следует  отнести ордонансы, изданные в период четырех месяцев со дня принятия Конституции 1958 г. Статья 91 Конституции установила 4-х месячный срок для создания новых органов власти Франции, в том числе и законодательных, а ст. 92 уполномочила на этот период Совет Министров принимать по рекомендации Госсовета ордонансы, имеющие силу закона. В частности, в этот период был принят Ордонанс № 58-1297 от 23 декабря 1958 г., которым была произведена, пожалуй, самая значительная после 1863 г. реформа УК Франции.

      Важным  источником уголовного права является Ордонанс 1945 г. о несовершеннолетних правонарушителях (об ответственности несовершеннолетних). Этот нормативный акт претерпел многочисленные изменения, в особенности после принятия и вступления в действие нового УК Франции. Помимо процессуальных данный правовой документ содержит немало уголовно-правовых положений.

      К подзаконным актам, не обладающим силой  закона, относятся, в первую очередь, декреты, принимаемые правительством. Эти декреты представлены в нескольких видах. Во-первых, следует сказать  о декретах, принимаемых во исполнение предписаний законов. Они призваны обеспечить единообразное применение законодательных актов, принимаются правительством и издаются за подписью президента или премьер-министра республики лишь после одобрения пленарным заседанием Госсовета. Во-вторых, это декреты, принимаемые в Государственном Совете, которые издаются в том же порядке, что и декреты, принимаемые во исполнение законов. Отличие их состоит в том, что они автономно регламентируют те области, которые согласно ст. 37 Конституции, отнесены к самостоятельному регулированию нормативными актами правительства и к законодательной сфере в собственном смысле слова отношения не имеют.

      Акты  местных органов управления: распоряжения префектов, ордонансы Парижского префекта полиции и префекта департамента Сена, распоряжения мэров - являются источниками уголовного права местного значения, т.к. они регламентируют составы полицейских нарушений для своей административной единицы. Такую же роль играют в исключительных обстоятельствах (осадное положение, военное время) распоряжения местных военных властей. 
 
 

      Заключение 

      Для государств англосаксонской системы  права характерна приоритетная роль судебного прецедента, хотя к настоящему времени, безусловно, действует и  обширное уголовное законодательство. Напротив, в государствах романо-германской системы ведущим источником уголовного права является закон. При этом действуют как кодифицированные, так и некодифицированные уголовные законы. В ряде государств (Франция, Англия, США и др.) источниками уголовного права являются подзаконные акты, изданные исполнительными органами государственной власти. Особое место среди источников уголовного права зарубежных государств занимает конституционное законодательство. В нем нередко закрепляются важнейшие уголовно-правовые принципы, или определяются признаки некоторых государственных преступлений. Ряд современных государств признал источниками уголовного права и международные соглашения (Франция, Германия, и др.).

Информация о работе Источники уголовного права зарубежных стран