История развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:39, реферат

Описание

Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные названия. До середины 1920-х гг. она развивалась преимущественно в рамках уголовного и уголовно-процессуального закона, а также отдельных нормативных актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924г. данная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство». Свое наименование оно получило от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных – общественно полезного труда .

Работа состоит из  1 файл

УИП.docx

— 34.15 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Вопрос №1 История развития отечественного уголовно-исполнительного                         законодательства и права                                                                   3       

Вопрос  №2 Исполнение уголовного наказания в виде ограничения   

                      свободы                                                                                            11

Список использованных источников                                                                   18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1 История  развития отечественного уголовно-исполнительного  законодательства и права.

 

Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные  названия. До середины 1920-х гг. она  развивалась преимущественно в  рамках уголовного и уголовно-процессуального  закона, а также отдельных нормативных  актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924г. данная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство». Свое наименование оно получило от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных – общественно полезного труда1.

Особенностью данной отрасли  законодательства являлось то, что  ее нормы регулировали порядок и  условия исполнения (отбывания) уголовных  наказаний, связанных с применением  мер исправительно-трудового воздействия. Нормами закона (ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г.) традиционно регламентировалось только исполнение лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ, исполнение остальных видов уголовных  наказаний до 1983 г. регулировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Указами  Президиумов Верховных Советов  СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное  и республиканское положения  о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных  с мерами исправительно-трудового  воздействия на осужденных. В Положении  о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.

Следовательно, в начале 1980-х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных  наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового  воздействия на осужденных2. Это обстоятельство, а также вступление России в середине 1980-х гг. в эпоху кардинальных социально-политических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.

С 1980-х гг. силами ученых и  практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая  работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных  наказаний. Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.

Принятие УИК РФ ознаменовало создание в России новой самостоятельной  отрасли законодательства – уголовно-исполнительного. В нем нашли отражение международные  стандарты обращения с осужденными, были закреплены новые тенденции  развития системы исполнения уголовных  наказаний, обусловленные изменениями  в политической, экономической и  общественной жизни России. В УИК РФ были учтены и новые правовые реалии, связанные с развитием преступности в стране, с криминогенной обстановкой в целом.

Совершенствование уголовно-исполнительного  законодательства продолжается и в  настоящее время. С момента принятия УИК РФ в него вносятся изменения и дополнения. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.

Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний  пронизано большинство изменений  норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, второе предложение  ч. 2 ст. 12, в котором содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, дополнено словами «или взысканию». Подобная редакция не только в большей  мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских  и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться  только в строгом соответствии с Законом. Ст.12 УИК РФ также дополнена ч. 6.1, закрепляющей право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

Некоторые изменения внесены  в ст. 14 УИК РФ, обеспечивающую свободу совести и вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего первое предложение ч. 4 дополнено словами: «принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных». Упростить порядок реализации права на свободу совести и вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений, призвано исключение из ч. 5 рассматриваемой статьи и дополнение ст. 118 УИК РФ ч. 2.1, которая предусматривает посещение этих осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

Признание осужденных субъектом  права позволяет им не только иметь  субъективные права и юридические  обязанности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем  подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 УИК РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Важные изменения внесены  в нормы, регламентирующие порядок  осуществления контроля за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность  рассматривать жалобы осужденных и  иных лиц на действия администрации  учреждений и органов, исполняющих  наказания, не только в специальных  случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой  порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам  об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В последние годы в связи  со становлением правового государства  и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной  деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует  отчетливого и своевременного закрепления  их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие  изменения в ст. 24 УИК РФ.

Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование  механизма реализации отдельных  прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется  право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В ч. 4 ст. 89 УИК РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В ч. 2 ст. 91 УИК РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.

Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы  более широкую возможность использования  телефонной связи для общения  с близкими, устанавливает минимальные  стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены, обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта . Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер.

В Законе расширены права  и заметно гуманизированы условия  отбывания лишения свободы для  отдельных категорий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин, а также несовершеннолетних осужденных.

В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи  с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная  служба исполнения наказаний. Закрепление  правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих  изменений в УИК РФ и, особенно, в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы».

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений  УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.

На дальнейшее совершенствование  правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки.

Значительное изменение  принципов и форм привлечения  к труду осужденных к лишению  свободы предусматривает Федеральный  закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ. Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий  будут созданы центры трудовой адаптации  осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений исправительных учреждений выступают организация  трудового воспитания осужденных путем  привлечения их к общественно  полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной  и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых  им для последующей скорейшей  адаптации в обществе.

Таким образом, развитие уголовно-исполнительного  законодательства прошло несколько этапов:

- разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970 – 1980-е гг.).

- формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ (начало 1990-х гг. – 1996 г.).

- совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (1997 г. – по настоящее время).

Наиболее перспективным  путем развития уголовно-исполнительного  законодательства остается совершенствование  формы УИК РФ как сводного закона прямого действия, содержащего конкретные правовые нормы и предусматривающего механизм реализации закрепленных в  нем норм. В то же время необходимо ускорить принятие ряда законов, предусмотренных  УИК РФ. Данные законодательные акты должны дополнять и развивать его отдельные положения, конкретные аспекты отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, подлежащие дополнительному регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №2 Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы

 

Информация о работе История развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства и права