Незаконное вооруженное формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание

Целью исследования является обозначение и анализ уголовно-правовых и криминологических проблем организации НВФ или участия в нём и попытка определить новые подходы к предупреждению данного преступления, повышению эффективности борьбы с ним. В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:
1) определить предпосылки установления уголовной ответственности за организацию НВФ или участие в нём на территории России; 2) дать понятие НВФ и проанализировать составы преступления; 3) дать понятие бандитизму или участия нём; 4) выявить разницу между НВФ и бандитизмом.

Работа состоит из  1 файл

НВФ.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         
             На современном этапе развития общества и государства одним из наиболее актуальных направлений борьбы с преступностью стала организованная преступность. В последние годы в Российской Федерации, особенно, на Северном Кавказе обозначилась тенденция к росту преступлений террористического характера.  
            Организация незаконного вооружённого формирования, относится к одной из форм проявления организованной преступности и к преступлениям террористического характера.

            Характерная особенность данного преступления заключается в том, что незаконные вооруженные формирования (далее - НВФ) представляют угрозу общественной безопасности, порождают социальную напряженность среди населения, содержат высокую вероятность причинения вреда гражданам, создают неправомерные условия для неконституционного силового решения накопившихся социальных и иных проблем, а также представляют опасность для территориальной целостности и единства Российской Федерации. В то же время в функционировании НВФ находят своё выражение процессы, связанные с проявлением сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, имеющие наибольшую распространенность и остроту в Северо-Кавказском регионе России. Практика показывает, что разрастание НВФ, запаздывание с принятием и осуществлением эффективных и действенных мер против них выливается в широкомасштабное вооруженное насилие, становится опасным источником распространения терроризма, ставшего одной из глобальных проблем человечества в XXI веке. Организация НВФ и участие в них носит международный характер и имеет свою историографию. Кроме России НВФ действуют ещё в нескольких десятках стран мира, преимущественно сталкивающихся с проблемами сепаратизма или конфликтующих на почве федеративного устройства (например, Канада, Испания, Ирак, Индия, Шри-Ланка, Грузия).Проблема НВФ многие десятилетия оставалась в России и бывшем СССР без должного внимания со стороны практических работников и учёных в области уголовного права и криминологии, тогда как за рубежом она была весьма актуальна и её разрабатывают в научном и практическом плане. Очевидно, по этой причине в судебно-следственной практике встречаются ошибки как при квалификации совершаемых членами НВФ деяний по совокупности с другими преступлениями, так и при разграничении организации НВФ или участия в нём со смежными преступлениями. В результате виновным лицам удается избежать ответственности за совершение тяжкого преступления. По сей день остаются нерешенными и ряд других вопросов. Так, не осмыслен и не разработан в необходимой мере понятийный аппарат. Прежде всего, это относится к искомому понятию «незаконное вооружённое формирование (НВФ)» и его признакам. Отсутствует основательный юридический анализ составов преступления. Решение указанных вопросов требует совершенствования законодательства об оружии, об уголовной и административной ответственности за незаконный оборот его видов, корректировки отдельных положений ряда постановлений Пленумов Верховного суда РФ и т. д. На сегодняшний день в специальной юридической литературе освещению рассматриваемых проблем уделено недостаточно внимания. Имеются лишь отдельные, в основном журнальные публикации, краткие толкования в научно-практических пособиях, в комментариях к Уголовному кодексу и в учебниках по уголовному праву. Отсутствуют самостоятельные монографические исследования и соответствующая тема слабо освещена в учебниках криминологии.  
В настоящем исследовании рассматриваемая тема представлена с учётом изменений и дополнений норм УК РФ. Изложенное обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость проблем ответственности за организацию НВФ и необходимость их исследования в уголовно-правовом и криминологическом аспектах. Актуальность данной темы определяется также необходимостью поиска наиболее оптимальных и эффективных путей, средств и способов предупреждения и пресечения НВФ.

            Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией НВФ и участием в них, законодательство об ответственности за организацию НВФ или участие в нём, а также практика противодействия им.  
Предметом исследования являются уголовное и иные законодательства, касающиеся организации и деятельности НВФ, уголовно-правовые, организационно-управленческие и оперативно-розыскные средства, методы и способы, применяемые правоохранительными органами в процессе борьбы с организацией НВФ или участием в них.

            Целью исследования является обозначение и анализ уголовно-правовых и криминологических проблем организации НВФ или участия в нём и попытка определить новые подходы к предупреждению данного преступления, повышению эффективности борьбы с ним. В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:  
1) определить предпосылки установления уголовной ответственности за организацию НВФ или участие в нём на территории России; 2) дать понятие НВФ и проанализировать составы преступления; 3) дать понятие бандитизму или участия нём; 4) выявить разницу между НВФ и бандитизмом.

           Методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая основы исследования. В процессе работы были использованы и применены ряд научных методов исследования и анализа, в числе которых: сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический, документальный, статистический и социологический.  
           Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, законы РФ «О милиции», «О безопасности», «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Федеральные законы «Об органах федеральной службы безопасности», «Об обороне», «Об оружии», «О государственной охране», «О внутренних войсках МВД РФ», «О борьбе с терроризмом», «О ведомственной охране», «О пограничной службе РФ» и иные источники.
 

Глава 1. Незаконное вооруженное формирование.
    1. Предпосылки установления уголовной ответственности за организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нём.

   
         
Российское государство находится на переходном этапе развития от одной общественно-экономической формации к другой. Социалистический строй, плановая экономика, однопартийная система, сильная централизация управления и существенная роль государства во всех сферах жизнедеятельности общества сменяется либеральным общественным строем, рыночными отношениями в экономике, многопартийностью, децентрализацией власти и ослаблением роли государства во многих областях жизни. Несмотря на наметившиеся в последнее время тенденции укрепления федеральных органов власти и управления, усиления роли и авторитета государства и его институтов в общественной жизни, вышеназванные последствия переходного этапа обусловили и углубили процессы расслоения общества, переоценки ценностей, идеологического вакуума и правового нигилизма. 1Во многих регионах России в разной мере проявились тенденции национализма, экстремизма и сепаратизма. Зачастую эти явления получали и получают свое крайнее выражение в убийствах, похищениях людей, терроризме, массовых беспорядках, посягательствах на жизнь государственных и общественных деятелей (террористических актах), вооруженном мятеже и других преступлениях.  
             Во многих из этих преступлений самым активным образом оказывались задействованы вооруженные группы и объединения граждан, которые, как правило, создавались и функционировали без какой-либо правовой базы. В некоторых случаях они действовали на основании решений органов местного самоуправления (муниципальных органов) или органов власти субъектов РФ (региональных властей). Инициатива создания подобных вооруженных групп исходила от отдельных политических лидеров, различных объединений или отдельных граждан. Порой не предусмотренные законодательством вооруженные объединения образовывались стихийно, без предварительной договоренности и инициативы, как быстрая и адекватная реакция населения и различных слоев общества на определенные события и явления жизни. Возникшие в различных регионах России незаконные вооруженные формирования зачастую были задействованы в совершении преступлений террористического характера и в других тяжких и особо тяжких преступлениях. При этом грубо нарушалось и нарушается спокойствие граждан, подвергаются опасности их жизнь и здоровье. Образование подобных формирований осуществлялось зачастую по инициативе различных объединений граждан, лидеров национальных меньшинств, отдельных экстремистски настроенных лиц. 1Нередко функционирующие без лицензий, с нарушением условий лицензирования или с просроченными лицензиями службы безопасности (СБ) различных организаций и частные охранные предприятия (ЧОП) по существу превращались в незаконные вооруженные формирования. В качестве незаконных могут рассматриваться вооруженные формирования, представляющие составную часть внутренних войск МВД РФ или регулярных войск МО РФ, вышедшие из под контроля, управления и командования руководства этих ведомств и Президента РФ, являющегося согласно Конституции РФ  Верховным Главнокомандующим. Таким образом, способы образования, а равно деятельность незаконных вооруженных формирований носили и носят разнообразный характер. Проблема незаконных вооруженных формирований и борьбы с ними носит международный характер. По различным оценкам и данным НВФ функционируют примерно в 40 странах мира.

             Норма об ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем появилась в уголовном законодательстве сравнительно недавно. Криминализационным поводом для законодателя в данном случае послужили события в Чечне и, в частности, деятельность возглавляемых Д.Дудаевым вооруженных формирований. Срок существования соответствующей статьи, показал, что следственно - судебные органы испытывают достаточно большие сложности с ее применением. Нам представляется, что в связи с новой идеологией формирования системы (Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства) сохранение анализируемой нормы в системе норм о преступлениях против общественной безопасности недостаточно обосновано.

              Материальным основанием криминализации анализируемого деяния явилась высокая общественная опасность функционирования в государстве неконтролируемых органами власти вооруженных формирований. Деятельность таких формирований нарушает стабильность и равновесие между различными ветвями и уровнями власти, создает угрозу неконституционного, насильственного разрешения проблем государственного строительства и власти, а неконтролируемые действия значительного числа вооруженных людей порождают социальную напряженность в обществе, содержат в себе потенциально высокую возможность причинения вреда личности, человеческих жертв, серьезного материального ущерба.

           Для защиты интересов государства, общества, жизни, здоровья и прав граждан могут создаваться специальные вооруженные структуры. Однако основы и организация их деятельности, полномочия органов государственной власти по осуществлению контроля и надзора за функционированием этих структур должны определяться федеральными законами. В настоящее время существует ряд законов, которые подробным образом регламентируют полномочия, направления деятельности, силы и средства соответствующих вооруженных формирований.'" 1Так, в соответствии с Федеральным законом РФ "Об обороне" и Федеральным законом РФ 2"06 органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" Вооруженные силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации, а органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. В Федеральном законе "Об обороне" прямо сформулирован запрет на создание иных военизированных организаций: "Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону".

Также  говорится о действиях, направленных на создание и функционирование определенного формирования. Само понятие формирования в законе не дается, однако указывается на примерный перечень его разновидностей - объединение, отряд, дружина или иная группа. В специальной литературе попытка определения понятия формирования как признака преступления была предпринята                     Ляпуновой Ю.И. В своей статье он приходит к выводу, что "формирование - это воинская часть или близкая к ней по своим основным параметрам (количеству, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операций) вооруженная организация."1

           Нам такое понимание содержания формирования представляется слишком узким. Воинская часть - формирование достаточно крупное и его численность может насчитывать 300 и более лиц. А требование подготовленности к боевым операциям реально применимо лишь к высокопрофессиональным объединениям. Но как быть, если это будет менее масштабное явление - боевая дружина или иная незначительная по численности группировка. В самом законе не определяется минимально необходимое число членов группировки для признания ее формированием. Вместе с тем, некоторые изменения в законодательстве позволяют сделать определенные выводы. Дело в том, что в отличие от старой редакции в новом УК вместо обобщающего термина "формирование" появился другой термин - "иная группа". Данный термин является более привычным и определенным для уголовного права.

             По смыслу закона группа лиц предполагает участие в преступлении двух или более исполнителей без предварительного сговора. Следовательно, в количественной характеристике данное преступление не отличается от бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации), что несомненно создаст для судебно-следственных органов определенные сложности при разграничении указанных преступлений друг от друга. Каких-либо однозначных численных критериев незаконного формирования выделить невозможно, поэтому решение в каждом конкретном случае должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела. Действительно, формирование - это вновь созданный, составленный, организованный коллектив, воинская часть и т, п. Диапазон численности состава формирования может быть достаточно широким и в том числе различаться в десятки раз. Представляется, что именно с учетом данного обстоятельства законодатель и употребляет различные по объему понятия - объединение, отряд, дружина, иная группа. Однако это должно быть действительно организованное формирование: с определенной дисциплиной, управлением и подчиненностью, распределением обязанностей среди членов формирования, своими внутренними нормами поведения и санкциями за их нарушение, формализованными отношениями и общими отличительными признаками (формой, опознавательными знаками и т. д.). Именоваться формирования могут по разному, в том числе и созвучно с законными вооруженными формированиями.

             Обязательным признаком незаконного формирования является его вооруженность. На наш взгляд вооруженность означает наличие в формировании оружия в соответствии с штатным расписанием и установленными для него нормами. Какое конкретно количество единиц оружия и его виды определяется в зависимости от поставленных перед формированием задач и для квалификации значения иметь не должно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оно может быть огнестрельным (оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К нему относятся все виды боевого ручного стрелкового и холодного, служебного и гражданского оружия - винтовки, карабины, пистолеты, автоматы и т. д.- независимо от калибра, включая и гладкоствольное охотничье ружье независимости от того, подвергалось оно изменениям или нет), холодным (оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. Оно классифицируется на холодное клинковое оружие - кинжалы, боевые ножи, охотничьи ножи, являющиеся оружием, сабли и т. д. , оружие режущего, колющего, рубящего или комбинированного вида - копья, боевые топоры и т. д и ударно - раздробляющего действия - кастеты, нун-чаки, кистени и т. д.), метательным (оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека - метательные ножи и топоры, дротики и т. д. или механического устройства -луки, арбалеты и т. п.), газовым (оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации - газовые пистолеты и револьверы) или пневматическим (оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа) - ст. 1, 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 года.1 Что же касается механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации и электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, имеющих выходные параметры, соответствующих требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также пневматического оружия с дульной энергией не более 7, 5 Дж и калибра до 4, 5 мм включительно, то поскольку для их приобретения не требуется соответствующей лицензии и они не подлежат регистрации, следовательно, их нельзя рассматривать в качестве оружия в смысле данной статьи.

Информация о работе Незаконное вооруженное формирование