Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному праву".

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор готова.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)


1.Объект и предмет науки п.н. Объект прокурорского надзора – деятельность связанная с исполнением законовгос. Органов, учреждений, организаций, органов местного управления,, а так же должностных и физ. Лиц. Под предметом изучения следует понимать объективные закономерности возникновения, развития и функционирования прокуратуры во взаимосвязи с иными органами государства и негосударственными органами. Важно иметь в виду, что объективные закономерности возникновения, развития и функционирования прокуратуры могут быть предметом изучения и других отраслевых юридических наук, что свидетельствует о системности рассматриваемой нами юридической науки и ее взаимосвязи с другими юридическими науками (например, с теорией государства и права, конституционным правом, уголовным процессом, теорией правоохранительных органов и др.).

2. Система курса п.н., его связь с другими правовыми дисциплинами.

Систему курса ПН условно можно разделить на 2 части: общую и особенную.
В общей излагаются полномочия пр-ра при исполнении им своей деятельности; основные цели и задачи ПН; исторические этапы становлении  и развития прокуратуры; рассматривается система и структура орг-ов прокуратуры и основные этапы их деятельности. В особенной подробно раскрываются понятия, функции и задачи прокуроров, их полномочия при осуществлении своей деят-ти. Подробно рассматриваются все виды прокурорского надзора, участие прокурора в судах общей юрисд-ции и арбитражных судах.

Правовая основа курса ПН состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся:

1)   Конституция РФ;

2)   ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.;

3)   Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  др.)

1)   Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры)

2)   Указы Президента РФ;

3)   Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции Генпрокурора.

4)   Постановления Конституционного Суда;

5)   Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.

3. объекты и субъекты надзорных отношений. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления. Субъектом прокурорского надзора следует считать участника прокурорско-надзорной деятельности. Им является прокурор (в узком и широком смысле этого слова), проводящий проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора). В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора. Так, исполнение законов может проверяться одновременно на нескольких объектах (контрольные, бухгалтерские и иные подразделения одного министерства) несколькими прокурорами.

4. Правовое регулирование п.н. ФЗ… Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.

В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:

1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;

4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры занимает ФЗ «О прокуратуре РФ». Указанный закон закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.

Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется также УПК РФ, который закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.

Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает право на обращение в арбитражный суд Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора (в форме представления).

Статьей 13 УИК РФ установлено, что меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются также прокурором.

За невыполнение законных требований прокурора, КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа.

Кроме названного федерального законодательства деятельность прокуратуры регулируется также следующими федеральными законами: «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Законом РФ «О милиции»; «Об органах федеральной службы безопасности»; «Об оперативно-разыскной деятельности»; «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

5. Прокуратура в структуре гос. Органов  РФ. Эволюция системы органов прокуратуры и их полномочий. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способству­ет взаимодействию ветвей власти, их согласованному функциони­рованию как единой государственной власти; все они заинтересо­ваны в сохранении и укреплении законности, обеспечивать кото­рую призвана прокуратура.

Из содержания Конституции РФ следует, что прокуратура не может относиться ни к органам судебной, ни к органам исполни­тельной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществлял ется только судом (ст. 118 Конституции), а ст. 77 Конституции уста­навливает, что федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации. Органы ,же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ, являют­ся федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ).

В настоящее время Президент РФ, будучи главой государства, принял на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой прези­дентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабиль­ности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

В этих условиях усиливается роль прокуратуры как централизо­ванной системы, имеющей своих, подчиненных Генеральному прокурору представителей во всех субъектах Федерации, а также в городах и районах.

Прокуратура и исполнительная власть. Взаимоотношения про­куратуры и исполнительной власти строятся по двум направлени­ям: отношения надзора и отношения взаимодействия'. В предмет прокурорского надзора входит исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, исполнительными органами субъ­ектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля их должностными лицами, а также закон­ность издаваемых ими правовых актов.

Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной влас­ти проводится в разных формах: участие в правительственных про­граммах, например по борьбе с преступностью; инициирование разработки и издания постановлений Правительства, затрагиваю­щих права граждан; экспертиза документов, подготовленных в ап­парате Правительства РФ, и т.д.

Особое место в этом взаимодействии занимает, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступ­ностью.

Прокуратура и судебная власть. Взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и взаимного профессио­нального контроля, имеющих целью повышение уровня законнос­ти и эффективности правоохранительной деятельности. Суд осу­ществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном рассле­довании преступлений. Прокуратура контролирует законность су­дебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды.

Проблема взаимодействия прокуратуры с судом — это пробле­ма ее отношений с судебной властью (Конституционным Судом, судами общей юрисдикции и арбитражными судами).

Взаимоотношения же прокуратуры с Конституционным Судом осложняют положения Конституции РФ 1993 г. Согласно этим положениям Генеральный прокурор РФ был выведен из числа субъектов, которым принадлежит право обращения в этот суд. В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (1995 г.) (п. 6 ст. 35), правда, говорится о том, что Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан за­коном, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Соответствующие поправки и дополнения на этот счет долж­ны быть внесены в Конституцию РФ и в Закон о Конституционном Суде РФ, Думается, что настало время'для восстановления права обращения Генерального прокурора в Конституционный Суд в полном объеме. В частности, ему необходимо предоставить .право обращения в Пленум Конституционного Суда относительно отме­ны необоснованного решения этого суда либо исправления неточ­ностей в решении.

Возникновение и развитие прокуратуры в РоссииИстория возникновения и развития прокуратуры начинается со времен Петрa I, когда указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. впервые в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры и были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора при сенате прокуроров.

Генерал-прокурор — это лицо, которое возглавляет деятельность всех прокуроров, являясь связующим звеном между монархом и управлениями, наблюдает за всеми отраслями деятельности государства.

При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи с чем, на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II.

Судебная реформа добавила новые функции прокуратуре. Основной задачей прокуратуры являлось осуществление обвинительной деятельности, которая заключалась в обнаружении преступления, уголовном преследовании виновных, поддержке обвинения в суде. Судебная реформа, определив функцией прокуратуры реализацию обвинительного положения, вместе с тем пришла к тому выводу, что прокуратура должна быть лишена возможности осуществлять надзор, который был основной функцией. Серьезная реформа деятельности прокуратуры началась накануне Первой мировой войны.

После Октябрьской революции 1917 г. в соответствии с марксистской доктриной о сломе государственного буржуазного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законность возлагался на различные органы. Но такое положение не давало положительных результатов.

1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. Во многом принципы подчиненности прокуратуры отличались значительным своеобразием от других органов Советского государства и являлись спорными. В частности, долгое время велись дискуссии о том, должна ли прокуратура подчиняться только вышестоящим прокурорским органам или же она также должна подчиняться местным Советам. Точку в этом вопросе поставила работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности», обосновывающая необходимость и правомерность с точки зрения принципа законности деятельности прокуратуры подчинения прокуратуры исключительно вышестоящим прокурорским органам. III сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла положение о прокуратуре.

В дальнейшем прокуратура претерпела множество изменений. Возникали и расформировывались ее структурные подразделения. Изменялся правовой статус. Совершенствовались формы ее деятельности.

Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды времени, в том числе и на современном этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти.

Законодательно положение прокуратуры закреплено в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», однако это сделано для удобства восприятия и не служит основанием для признания за органами прокуратуры судебной власти. Судебную власть в РФ осуществляет только суд. Нельзя согласиться и с тем, что некоторые авторы не относят прокуратуру и к органам исполнительной власти, которые дают властные распоряжения по отношению к подчиненным им органам. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами, учреждениями, предприятиями, не подчиняющимися ей. Однако ряд государственных органов исполнительной власти обязаны выполнять указания прокуратуры (следственные органы, органы дознания). Таким образом можно сделать вывод, что прокуратура является контролирующим и надзирающим органом исполнительной власти.

Этапы развития прокуратуры:

1) создание прокуратуры с ее фискальными органами (царский);

2) советский;

3) постсоветский, т.е. после создания Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"