Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 03:13, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в анализе видов преступлений назначаемых несовершеннолетним.

Исходя из цели работы, определим следующие задачи:
рассмотреть виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним,
рассмотреть принципы и условия назначения наказания несовершеннолетнему,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………….………..……………………….....…. с.3

Глава 1. Характеристика несовершеннолетних преступников….............. с.5

1.1. Эволюция понятия «несовершеннолетний» в Уголовном

Законодательстве…………………………………………..…….....…. с.5

1.2. Сущность, направление и принципы наказания

несовершеннолетних …………….…………..…………………......…с.11

Глава 2. Особенности наказания несовершеннолетних………….....…. с.17

2.1. Цели и условия назначения наказания несовершеннолетним…с.17

2.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним………….с.20

Глава 3.Вопросы применения и освобождения несовершеннолетних

от наказания.…………………………………………………….…… с.25

3.1. Особенности применения наказания и освобождение от

наказания несовершеннолетних……………………..………...…….. с.25

3.2. Проблемы назначения наказания и освобождения от него…… с.30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………...………………………...………… с.35

Список использованной литературы…………………………………… с.37

Работа состоит из  1 файл

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ,НАЗНАЧАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

    В Основах принятых в 1991 году статья 10 несколько дополнена: ответственность с 14 лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических веществ. Законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности.

    Длительный  период показал, что в основном избранный  путь в определении возраста уголовной  ответственности, а также возможности применять воспитательные меры к тем подросткам, которые совершили преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способны исправиться без уголовного наказания, является правильным. Вместе с тем в деятельности законодателя не были использованы все средства, направленные на дальнейшую гуманизацию норм об уголовной ответственности несовершеннолетних.6

    При разработке УК РФ 1996 г. были учтены  социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности,  в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных детей, которые пополняют ряды преступников и т.п. В соответствии с ч.1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.7

    Выделение отдельного раздела во многом обусловлено  особенностью преступлений несовершеннолетних, уровнем их социально-психологического, нравственного и правового воспитания. В ч.1 ст.20 указано, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Определяя данный возраст, законодатель, исходил из того, что по уровню сформировавшегося сознания в этом возрасте лицо уже способно в полной мере осознавать свои поступки и руководить ими. Достижение возраста шестнадцати лет для субъекта преступления считается общим правилом. Но в ч. 2 той же статьи приводится ряд преступлений уголовная ответственность, за которые наступает с четырнадцати лет это такие, например, как: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132) и др. Уменьшение наступления возраста уголовной ответственности за эти преступления обусловлена рядом причин: традиционностью (именно обычный для всех времен характер преступлений позволяет законодателю считать, что общественно опасное значение последних понимается всеми с раннего возраста и примерно одинаково); относительно высокой степенью общественной опасности (все преступления, за исключением вандализма, перечисленные в ч.2 ст.20 УК РФ, относятся к преступлениям средней и большей тяжести.); умышленная форма вины.

    За  некоторые виды преступлений несовершеннолетний не несет никакой ответственности, так как уголовная ответственность за ряд преступлений устанавливается с восемнадцати лет. Определение такого возраста производится двумя способами: 1) путем прямого указания соответствующего возраста в тексте статьи Особенной части УК (ст. 134); 2) бланкетным способом, требующим обращения к иным нормативным актам, устанавливающим минимальный возраст субъекта преступления (минимальный возраст военнослужащего (ст. 331-352 УК РФ) определен ст. 19 Закона РФ о воинской обязанности и военной службе и равен восемнадцати годам.8

    Говоря  о возрасте наступления уголовной  ответственности, стоит сказать  о точном установлении возраста субъекта преступления. Человек считается  достигшим возраста наступления  уголовной ответственности, начиная с ноля часов суток, следующих за днем рождения. В случае отсутствия официальных документов, регистрирующих возраст лица, последний устанавливается специальной комиссией по определению возраста при местных органах исполнительной власти либо судом на основании судебно-медицинской экспертизы. При установлении возраста посредством судебно-медицинской экспертизы днем рождения виновного следует считать последний день года, определенного экспертами.9

    Итак, Россия в средние века не имела законодательного регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних, но на практике к ним применялись несколько смягченные наказания. Сроки и размеры наказаний назначаемых несовершеннолетним по УК РФ значительно меньше назначаемых взрослым - это обусловлено не только принципом гуманизма, но и заботой о будущей судьбе осужденных. Главная задача наказания - исправление осужденного, но по отношению к несовершеннолетнему оно не может быть растянуто во времени, потому, как период с 14 лет характеризуется завершением социализации и становлением человека, как личности. Именно поэтому недопустимо долговременное приостановление этого этапа, иначе человек вернувшись в общество, не сможет найти свое место, закрепиться как полноправный гражданин своей страны.10 

1.2. Сущность, направление  и принципы наказания  несовершеннолетних 

    Наказание является основной формой выражения и реализации уголовной ответственности как совершеннолетних преступников, так и несовершеннолетних. Применительно к последней категории преступников наказание имеет свои существенные особенности. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних, в частности от принудительных мер воспитательного характера.

    Сущность  наказания есть кара, имеющая решающее значение при определении всех свойств и форм проявления наказания, что ясно выражено в законе. Наиболее существенным свойством кары как сущности наказания является её соразмерность совершённому преступлению. Это свойство позволяет разграничить уголовное наказание от других мер государственного принуждения и общественного воздействия, которые в своей сущности также могут заключаться в правонарушениях. Установление соразмерности в каждом конкретном случае совершения преступления производится судом и только судом при индивидуализации назначения наказания преступнику. Делимость кары и ее разнородность в зависимости от характера наказания позволяют давать оценку, соразмерную содеянному, т.е. воздать должное каждому преступнику, индивидуализировать наказание, назначать его по принципу справедливости (каждому деянию и для каждого преступника – соответствует определенное наказание). Но следует отметить, что действующий уголовный закон, особенно в отношении несовершеннолетних, не сводит кару лишь к возмездию, поскольку она призвана выражать оценку не только содеянного, но и самого преступника. Поэтому кара пропорционально зависима не только от одного критерия - тяжести преступления, но и от данных, характеризующих личность преступника.

    Процесс уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних, совершивших преступление, можно представить в виде следующей цепочки: «преступление - возраст - вменяемость - вина -  ответственность - наказание – кара». Это выражается:

     - из признания самого факта совершения преступления несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность и влияющего при назначении наказания;

     - из норм, устанавливающих возрастной  критерий  уголовной ответственности  и определяющих перечень деяний, за совершение которых уголовная  ответственность наступает с  14 лет;

     - из положения, определяющего условия освобождения от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 90 УК);

     - в порядке назначения наказания  с учетом специфики субъекта  и обстоятельств, способствовавших  совершению преступления;

     - в условиях освобождения несовершеннолетних от уголовного  наказания;

     - в условно-досрочном освобождении  несовершеннолетних от отбывания  наказания;

     - в сроках давности, погашения судимости;

     - в недопущении применения к  несовершеннолетним некоторых наказаний  (смертной казни, ограничения свободы).

    Особенности наказания обнаруживаются не только в ограничении применения к несовершеннолетним определённых его разновидностей, не только в формах его проявления и  сроках, но и в объеме кары, заложенной в однородных наказаниях применительно  к несовершеннолетним.

    Система принципов уголовного наказания  едина и для взрослых и для  несовершеннолетних правонарушителей. Особенности учета принципов уголовного права при назначении наказания несовершеннолетним позволяют выделить особую категорию принципов – специфические принципы назначения наказания11. Рассмотрим их.

    Принцип индивидуализации ответственности  предполагает необходимость учета  на правоприменительном уровне характера  и степени общественной опасности  как деяния, так и личности виновного. В рамках, установленных законодателем, правоприменитель избирает ту меру наказания, которая с учетом всех обстоятельств совершенного преступления и личности преступника будет в данном конкретном случае наиболее целесообразной и  справедливой, оптимальной в достижении целей уголовного наказания. Процесс избрания подсудимому виды и меры наказания носит строго индивидуальный характер. Необходимо отметить, что этот принцип  связан с общими началами назначения наказания, а именно: с учетом положений Общей части УК РФ, учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и  отягчающих наказание, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

    Принцип экономии мер уголовно-правового  воздействия обозначает необходимость  и достаточность применяемого к виновному наказания. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 14 февраля 2000г №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» обратил внимание судов на недопущение применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, обязательность обсуждения судом применения к несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы. Отметим, что применение к несовершеннолетнему уголовного наказания является мерой «необходимой», однако она должна быть по возможности минимальной. Уголовно – процессуальный кодекс РФ12 в ч1 ст.430 закрепляет следующее: «при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого суд обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания, либо условного осуждения, либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы».

    Принцип целевого устремления наказания  предполагает, что сущность наказания  и виды определяются его целями, достижение которых преследует как сам институт наказания, так и деятельность суда по его избранию. Взгляд на цели уголовного наказания различен. По мнению Ч. Беккариа «цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы воспрепятствовать, сделать несуществующим уже совершенное преступление; цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же»13. Так, Таганцев Н.С.(русский криминалист) полагал, что наказание должно по возможности загладить причиненный преступлением нравственный вред. Познышев С.В. считал, что наказание имеет только одну цель – предупреждение преступлений в форме физического удержания (для преступников) или в форме психологического противодействия преступлению.14

    Целевое устремление наказания – это  действие, направленное на достижение целей наказания, закрепленных в  нормах Уголовного Закона. Цели наказания сформулированы в ч.2 ст.43 УК РФ.

    Соблюдение  принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних. Здесь следует выделить ст. 20 УК, определяющую возраст, с которого возможна уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний.

    Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип  назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при  назначении им наказания. Гуманизм в первую очередь служит интересам общества в целом, конечно, не противопоставляя их законным интересам отдельной личности. Ясно, что для исправления подростка, для лучшего воспитания несовершеннолетнего преступника к нему проявляется самая высокая требовательность и необходимая суровость.

    Специфика уголовного наказания несовершеннолетних в большей степени заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции. Свидетельством этому и является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания.

Информация о работе Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним