Земельное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:57, контрольная работа

Описание

Целью работы являлось изучение земельного права как отрасли российского права, а также нормативно-правовой базы и действующего российского законодательства в сфере земельного права.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

     в-третьих, относительно слабая привлекательность  инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности  цикла производства.

      Необходимость регулирования сельскохозяйственного  производства обусловливается тем, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами. Острый дефицит материальных и финансовых ресурсов, низкий технический уровень, слабая мотивация труда, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость деревни обусловливают необходимость государственной поддержки отрасли, которая самостоятельно не в состоянии выйти из надвигающегося кризиса.

      Цель  регулирования —  преобразование сельского  хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики; стабилизация агропромышленного производства; создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления земельной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления; формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства. Регулирование земельных отношений обеспечивает и практикует сельскохозяйственным и агропромышленным коммерческим организациям выбор любой формы собственности и организации производства, свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность хозяйствования и распоряжения сельскохозяйственной продукцией, а также полученными от се реализации доходами. В условиях современного положения в АПК государственное регулирование аграрных отношений способствует глубоким преобразованиям экономического, правового и социального характера.

      В правовом плане предпосылки  для развития рыночных отношений в АПК  присущи не только земельным отношениям, но во многом имеют  общий характер. Создание стабильных отношений в обществе, выработка четкой земельной политики в АПК предполагают совершенствование земельного законодательства, в том числе в сфере сельского хозяйства и АПК.

      В действующем российском законодательстве сложились направления, по которым законодатель обозначил приоритеты развития. Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромъшленного производства в Российской Федерации на 2000—2005 годы определены основные направления развития агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, закреплен комплекс мер, направленных на сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование многоукладной экономики, преобразование земельных отношений на основе частной, государственной и муниципальной собственности, развитие различных форм организации производства. В числе первоочередных мер выделено осуществление земельной и аграрной реформ в целях реализации конституционных прав граждан на землю. Программа предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития АПК, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции. Основными направлениями становятся разработка и реализация мер по стабилизации агропромышленного производства, устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, разработка системы продовольственного обеспечения населения, земельная реформа, введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики, создание рыночной инфраструктуры, реорганизация системы и методов управления АПК, социальное преобразование села, подготовка кадров и др. На претворение этой Программы в жизнь нацелен ряд нормативных актов. Одним из них является постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. № 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2000-2005 годах - предусматривает сохранение дотаций на продукцию животноводства, поставляемую в федеральные и региональные фонды, на поддержку племенного дела в животноводстве и птицеводстве, элитного семеноводства, а также компенсации части стоимости содержания социальной инфраструктуры села, поддержку фермерских хозяйств.

      В области приватизации предприятий постановлением Совета Министров  — Правительства  Российской Федерации  от 12 апреля 1999 г. № 303 "О  дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 2000 году изменены методы приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные производители стали привлекаться к участию в приватизации предприятий указанных сфер. Основные сферы регулирования направлены на осуществление следующих реформ: а) земельной; б) собственности; в) структуры сельскохозяйственных коммерческих организаций; г) отношений сельскохозяйственных производителей государством; д) экономических взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства.

      В Указе Президента Российской федерации  от 27 октября 2000г. № 1767 "О  регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России предусмотрена система мер государственной поддержки АПК. Он предусматривает:

     -кредитование (в том числе  и льготное) сельских  товаропроизводителей  под сезонные затраты;

     -финансирование  государственных  капитальных вложений на развитие науки и приоритетных целевых программ в сельском хозяйстве;

     -становление  и развитие частных  фермерских хозяйств;

     -предоставление  инвестиционных кредитов; формирование уставных  капиталов создаваемых  крестьянских банков, страховых обществ и пр.

      Указ  Президента направлен на поддержку  агропромышленного комплекса и  оказание ему государственной помощи. Это предполагает гарантирование цен  на закупаемую государством сельскохозяйственную продукцию, льготы по тарифам, кредитам и материально-техническому обеспечению. Государство должно взять на себя часть риска резкого снижения цен на сельскохозяйственную продукцию и предотвратить монопольный рост цен. Однако углубляющийся диспаритет цен и доходов промышленности и сельского хозяйства остается фактором развивающегося кризиса сельского хозяйства.

      Среди нормативных актов следует назвать  Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации", от 9 января 1996 г. "О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также имеющие рекомендательное значение, но широко используемые в практике Гражданский и Земельный кодексы; Положения о поставках продукции и товаров и др. По всем упомянутым договорам разработаны соответствующие Типовые и Примерные формы договоров, которые практически близки по значению к источникам права.

      Решающая  роль регулирования земельных отношений  принадлежит земельному законодательству и Земельному Кодексу РФ от 2001г, который  закрепил право собственности физических и юридических лиц на землю, владение, пользование и распоряжение землей, аренду земли, охрану и использование земель и др.

      Вышеперечисленные законодательные  акты определяют наметившиеся прогрессивные тенденции  развития сельского  хозяйства. Следует  подчеркнуть, однако, что на местах практическое воплощение законодательных актов происходит не столь эффективно, в том числе из-за нечеткости ряда нормативных актов в этой области, что позволяет избежать предусматриваемых ими направлений развития либо проводить изменения формально, фиктивно. Это дает возможность проводить акционирование без формирования реальных собственников-акционеров, создавать новые коммерческие организации без изменения сути существовавших в них правовых отношений собственности, управления и пр. Такие процессы, как приватизация, разгосударствление, подменяются фиктивной приватизацией и фиктивным разгосударствлением. Вместо создания оптимальных по размерам крестьянских хозяйств, способных использовать существующую сельскохозяйственную технику, идет процесс возвращения к ручному труду. Акционирование, не подкрепленное законодательством об эффективном использовании полученной земельной доли или земельного участка, ведет к их омертвлению, снижению эффективности использования земельных участков.

      Социально-экономические преобразования в стране поставили вопрос об изменении подходов к развитию отрасли сельского хозяйства. Ранее достаточно однородные предприятия сельского хозяйства находились в жестком административно-командном подчинении органов управления различного уровня. Управление одними предприятиями практически не отличалось от управления другими, невзирая на их государственный или кооперативный характер. Почти не принимались во внимание национальные, природно-климатические и другие различия в деятельности этих предприятий. Формирование сельскохозяйственных предприятий нового типа, основанных на различных формах собственности, значительно усложнило их отношения с государственными органами управления сельским хозяйством. Начался поиск иных подходов и взаимоотношений между названными органами и сельскохозяйственными коммерческими организациями. К этому оказались неподготовленными ни органы исполнительной власти, ни законодательные органы.

      В программах развития сельского хозяйства, разработанных Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации, в документах и программах, подготовленных в порядке инициативы, зачастую высказываются лишь общие пожелания со ссылкой на использование и защиту многообразных форм собственности в сельском хозяйстве и более или менее определенная позиция в области земельных преобразований. Пути развития сельского хозяйства на перспективу, основы аграрной реформы и проблемы ее реализации не были представлены и не обсуждались на более или менее высоком уровне управления. В связи с этим и перестройка аграрных отношений, и вопросы дальнейшего управления развитием сельского хозяйства носят стихийный характер, не вылились в программы и решения аграрной реформы, о подкреплении земельной реформы мерами государственной поддержки, о перестройке управления этой отраслью народного хозяйства.

      Федеральное Собрание, Президент  и Правительство  Российской Федерации  приняли большое  число нормативных  актов, касающихся земельной  реформы, реорганизации  существующих форм сельскохозяйственных предприятий, перестройки отношений в области закупок сельскохозяйственной продукции, помощи сельскохозяйственным предприятиям, однако из-за отсутствия у государства материальных возможностей эти акты не оказали предполагаемого воздействия на развитие сельскохозяйственного производства. Программы аграрной реформы по-прежнему носят во многом стихийный характер, не влияют кардинально на темпы и направления преобразований в сельском хозяйстве. Главный принцип государственной поддержки аграрного сектора — не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма. В связи с этим предлагается признать АПК в целом наиболее социально значимым, приоритетным направлением развития народного хозяйства, предусматривается: поэтапность проведения земельной и аграрной реформ; комплексный подход в решении вопросов государственного регулирования рыночных отношений в АПК; обеспечение развития многоукладной экономики села с учетом создания правовых нравных экономических условий функционирования хозяйств различных форм собственности; укрепление материально-технической базы села, сферы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; обеспечение структурной перестройки АПК и развитие фондопроизводящих отраслей; развитие инфраструктуры села и др. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 2000-2005 годы признала необходимым разработать и принять ряд актов по проблемам регулирования отношений по развитию агропромышленного комплекса. И в первую очередь подготовить законы: о государственном регулировании агропромышленного производства, о страховании сельскохозяйственного производства, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о сельскохозяйственном научном учреждении и его научно-производственной базе, Земельный кодекс, а также нормативные акты. об экономических условиях функционирования АПК. При этом, как отмечалось в постановлений, при разработке системы государственного регулирования сельского хозяйства необходимо использовать не только зарубежный опыт, но и традиции, региональные и национальные особенности сельскохозяйственного производства.

      Земельные отношения регулируются органами управления сельским хозяйством совместно с другими  органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции, В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные органы государственной власти, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.

      Федеральная целевая программа  стабилизации и развития агропромышленного  производства в Российской Федерации на 2000-2005  годы закрепляет в числе основных принципов формирования новых организационных структур государственного управления АПК:

     -соблюдение  законодательства о разграничении  предметов ведения и полномочий  в области АПК между Российской  Федерацией и ее субъектами;

     -укрепление связи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

     -повышение  роли и ответственности  Министерства сельского  хозяйства Российской  Федерации как  центрального отраслевого  органа государственного управления.

      Наряду  с этим в число  основных принципов  включены положения  об упорядочении механизма  управления государственным  сектором АПК, усиление органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и  др.

      Современная система органов  опирается на центральные органы Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ниже на министерства сельского хозяйства республик, входящих в Федерацию, на управления и департаменты сельского хозяйства в краях и областях, автономных образованиях, на комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на районные управления (отделы) сельского хозяйства.

      Основные  задачи органов управления сельским хозяйством по действующему ныне постановлению Правительства  Российской Федерации  от 28 декабря 1995 г. №81— разработка и реализация государственной политики в области сельского хозяйства и продовольствия, перерабатывающей промышленности, осуществление аграрных преобразований, перестройка отношений и приспособление их к рыночным условиям.

      Важнейшими  направлениями регулирующей деятельности сельскохозяйственных органов являются:

      -прогнозирование  развития сельского  хозяйства; осуществление  структурной перестройки  в отрасли; 

      -разработка  и координация  в ходе выполнения  государственных  программ развития АПК;

      -содействие  развитию всех  форм собственности  и самостоятельности  хозяйствования сельскохозяйственных  коммерческих организаций,  формированию и  деятельности рыночных  структур в аграрном  секторе; 

Информация о работе Земельное право как отрасль российского права