Земельное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:57, контрольная работа

Описание

Целью работы являлось изучение земельного права как отрасли российского права, а также нормативно-правовой базы и действующего российского законодательства в сфере земельного права.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

      -разработка  мер по коммерциализации  и демонополизации; организация освоения передовых технологий, методов хозяйствования, проведение научно-технической политики в отраслях сельскохозяйственного производства, АПК, капитального строительства на селе;

      -разработка  и внедрение государственных  программ развития сельскохозяйственного производства, социального развития и инженерного обустройства сельских территорий.

      В области экспортно-импортных отношений  органы управления сельским хозяйством получили возможность осуществлять в установленном порядке квотирование поставок сельскохозяйственной продукции на экспорт, контролировать экспорт минеральных удобрений, привлекать иностранные инвестиции и валютные кредиты для развития АПК, способствовать привлечению частного капитала для развития агропромышленного комплекса. В области продовольственного импорта им предоставлено право вы ступать в роли государственного заказчика по закупке продовольствия, оборудования для АПК, продукции для федеральных продовольственных фондов.

      В постановлении от 28 декабря 1995 г. №81 Правительство Российской Федерации определило сферы административного регулирования и функции сельскохозяйственных органов:

     -воспроизводство  плодородия почв  и реализация мероприятий  по охране окружающей  среды; 

     -организация  племенного дела;

     -организация  семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства и реализации посадочного материала;

     -развитие  научно-технического  прогресса, организация  пропаганды и информация  о научно-технических  достижениях; 

     -обеспечение  технической политики, организация агросервиса и консультационного обслуживания в АПК;

     -организация  подготовки кадров  для АПК; обеспечение  государственного  контроля и надзора  за соблюдением  нормативных актов  и проведением  мероприятий по  защите растений, качества семенного  и посадочного  материала, техническим состоянием машинно-тракторного парка и оборудования.

      Структура, управления сельским хозяйством во многом складывается стихийно, и законодательство не всегда учитывает изменения, произошедшие в АПК за последние годы. Сказывается  отсутствие концептуальных подходов к реформированию органов управления сельским хозяйством и АПК в целом.  Особенно раздулись системы органов управления сельским хозяйством на уровне области и края. При этом многие функции внутри органов управления дублируются, соответствие их современным требованиям остается только на бумаге. Вместе с тем усложнение структуры сельскохозяйственной отрасли не привело к необходимой дифференциации в управлении между оставшимися государственными предприятиями и коммерческими организациями частного сектора. Не специализируется управление на развитие фермерского хозяйства.

      Регулирование аграрных отношений  органами управления сельским хозяйством осуществляется преимущественно  в виде реализации целевых программ. Однако большинство  из программ в силу недостатка средств и по другим основаниям остаются невостребованными. Это относится как к федеральным, так и региональным программам, которые разрабатываются в большинстве своем Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, нередко в сотрудничестве с соответствующими органами субъектов Федерации или местными органами власти, утверждаются Правительством и финансируются из федерального или иных бюджетов. Целевые программы, как правило, направлены на развитие сельскохозяйственного производства, нередко финансируются из смешанных источников федерального, субъектов Федерации и местного уровня. Региональные программы, важные для Федерации, ориентируются на поддержку Федерации и осуществляются частично за ее счет. Например, программы расширения сельскохозяйственных земель, повышения качества почв, роста агропромышленного производства, улучшения качества производимой продукции, развития фермерского производства, финансово-кредитного обеспечения.

      Развитие  и совершенствование  управления сельским хозяйством должны более эффективно использовать новые формы управления, учитывать специфику управления, основывающимися на частной собственности, смешанной форме собственности.

      Субъекты  Федерации получили полную свободу в  организации структуры  и системы органов управления сельским хозяйством, как на уровне субъектов, так и на местном уровне. В соответствии со ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается самими субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом.

      Ряд функций, относящихся  к сфере государственного регулирования, не изменили своего административного характера при переходе к рыночным отношениям. Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 28 декабря 1991 т. № 81 в ведении органов управления сельским хозяйством оставлены функции административного контроля, осуществляемые за счет бюджетного финансирования, в области инспектирования качества сельскохозяйственной продукции, карантинных мероприятий, технического надзора за средствами транспорта, сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственного оборудования, семенной инспекции. При этом часть названных функций может быть передана в коммерческие структуры" которым поручается и ряд надзорно-контрольных функций, например в области агрохимии, землеустройства. Часть государственных служб передана самим сельскохозяйственным коммерческим организациям, содержащим их за счет отчислений в фонды агропромышленных объединений.

      Развитие  частно-собственнических отношений затронуло  органы управления сельским хозяйством. Органы, осуществляющие земельную  реформу, выделились, из системы сельскохозяйственных органов, органы управления сельским хозяйством сливались н разъединялись с органами переработки сельскохозяйственной продукции, практически органы управления из императивно-властных структур преобразовались в акционерные общества, ассоциации, концерны для осуществления хозяйственных функций в тех или иных отраслях сельскохозяйственной или обслуживающей сельское хозяйство областей АПК. Сейчас еще трудно говорить об образовании системы управления сельским хозяйством или о регулировании отношений в сельскохозяйственном производстве, но определенные направления развития очевидны и находят закрепление в соответствующих правовых актах.

      В условиях развития частно-собственнических отношений в сельском хозяйстве изменилась сфера воздействия органов управления на сельскохозяйственные коммерческие организации; она значительно сузилась. Принятыми в ходе реформы правовыми актами запрещено вмешательство в производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных коммерческих организаций, более того, такое вмешательство признается незаконным и влечет применение мер взыскания. Различного рода акты управления в этой области признаются незаконными. Значительно сузилась сфера административного рассмотрения споров различного рода за счет расширения судебной юрисдикции и особенно в области защиты экономических интересов предприятий. Значительно сузилась административная юрисдикция сельскохозяйственных органов. Она охватывает теперь вопросы рационального использования и охраны земель, осуществления карантинных мероприятий, санитарно-ветеринарного контроля. В области государственного регулирования аграрных отношений органы управления сельским хозяйством обладают довольно широкой компетенцией для осуществления административного руководства в отрасли. Это прежде всего относится к сфере ветеринарии, использования земель, борьбы с болезнями и вредителями растений, соблюдения правил пользования химическими средствами в сельском хозяйстве, правил техники безопасности при работе сельскохозяйственной техники и оборудования. Административные, контрольно-надзорные функции в сферах сельскохозяйственного производства, закупки сельскохозяйственной продукции и ее реализации, сервисных услуг сельскохозяйственному производству, использования земель осуществляются государственными инспекциями в центре и на местах. Они являются составной частью органов государственной исполнительной власти, которые оказывают им содействие в исполнении возложенных на них функций.                                      

      В настоящее время действуют следующие сельскохозяйственные и земельные инспекции: Государственная агрохимическая инспекция; Государственная инспекция по защите растений; Государственная комиссия по испытанию и регистрации химических и биологических средств защиты растений; Государственная инспекция по закупкам и качеству сельскохоэяиственной продукции; Главная государственная инспекция по Надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Государственная семенная инспекция; Государственная инспекция по племенному делу в животноводстве; Государственный ветеринарный надзор; Государственная инспекция по карантину растений; Государственная инспекция по охране труда в сельском хозяйстве; Государственный земельный контроль с его системой государственных инспекторов по использованию и охране земель в центре и на местах.

      Правовое  положение и порядок  функционирования инспекций, взаимоотношения  между ними и сельскохозяйственными  производителями  регулируются следующими актами: Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии"; постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 268 "О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации"; Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 13622; другими нормативными актами.

      Государственные сельскохозяйственные инспекции осуществляют в пределах предоставленной им компетенции организационные, технологические, экономические и, главным образом, контрольные функции, обеспечивающие нормальное и безопасное ведение сельскохозяйственного производства в соответствии с выработанными программами развития сельского хозяйства. В их компетенцию входит государственный надзор и контроль за соблюдением сельскохозяйственными производителями требований законодательства, стандартов" норм и правил, установленных в области сельскохозяйственного производства.

      Инспекторы  государственных  инспекций вправе проводить проверки и инспекции, давать обязательные для  исполнения предписания, запрещать те или  иные виды деятельности, нарушающие установленные  нормы, в различных  сферах сельскохозяйственного  производства предприятиям, организациям и учреждениям любых видов и форм собственности независимо от ведомственной подчиненности. Инспекторы вправе посещать любые производства и предприятия, требовать необходимую информацию в сфере их деятельности. В свою очередь они несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций. Сельскохозяйственным инспекциям предоставлено право привлекать к административной, дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц и граждан либо представлять материалы в судебные органы для привлечения виновных в уголовной или гражданско-правовой ответственности. Как правило, наложение штрафов и других административных и дисциплинарных взысканий не освобождает виновных от обязанности возместить в установленном порядке причиненный ущерб. Постановление инспекции, о наложении взыскания может быть обжаловано в судебном порядке.

      Приведенные законы и постановления, а также Кодекс об административных правонарушениях  Российской Федерации 2002 г. детально регламентируют виды административных правонарушений в сфере земельного права и меры административной ответственности за их нарушение. 
 
 

     ГЛАВА 6. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 

      Правовые  нормы, регулирующие земельные отношения  можно разделить на несколько групп.

     Во-первых, нормы общегражданского законодательств; о  юридических лицах, сделках, о договорах  и об ответственности. На их основе формируются  специальные нормы, относящиеся к  отдельным видам  договоров. Кроме  того, они являются основным правовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства. В этих случаях Гражданский кодекс Российской Федерации признает значение источников права также за обычаями делового оборота и опубликованными в печати, хотя бы и не имеющими официального одобрения примерными договорами (ст. 427).

     Во-вторых, специальные нормы, содержащиеся и в  гражданском законодательстве, и в специальных  законодательных  и подзаконных  нормативных актах, и посвященные  отдельным институтам: купле-продаже земли, контракции, аренде земельных участков и т.д. Это относится в первую очередь к договорам купли-продажи земли, сельскохозяйственной продукции, к купле-продаже различных материально-технических ресурсов, например оборудования и техники, кормов для сельскохозяйственных предприятий. При заключении договоров купли-продажи в этих случаях используются общие нормы Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации о купле-продаже. В число норм первой и второй групп входят и императивные, и диспозитивные, хотя, как правило, специальные подзаконные акты содержат в основном императивные нормы, а общегражданское законодательство и специальные законодательные акты включают относительно больше диспозитивных норм.

     В-третьих, нормы рекомендательные. Они прежде всего характерны для сохраняющего пока важное место в аграрной экономике кооперативного сектора. Традиционно используются рекомендательные акты для регулирования внутрихозяйственных и трудовых отношений в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях), а также в сфере регулирования приватизационных процессов.

      В правоприменительной  практике центральное  место занимают специальные  нормы, ориентированные  на регулирование  важнейших видов  земельных отношений, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями) в своей деятельности.

Информация о работе Земельное право как отрасль российского права