Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа
Цель работы – охарактеризовать человека и гражданина как субъекта правоотношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть социально-культурную и туристскую деятельность как предмет гражданско-правового регулирования;
- выделить особенности правового положения человека и гражданина в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма
Введение……………………………………………………………...………...........3
1. Социально-культурная и туристская деятельность как предмет гражданско-правового регулирования..........................................................................................5
2. Человек и гражданин в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма.................................................................................11
Заключение……........................................................................................................18
Список использованной литературы……..............................................................19
В силу ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник (туристическая фирма) обязан произвести исполнение не кредитору (фирма, оплатившая поездку туриста), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким образом, туроператор или турагент может договориться с принимающей стороной или перевозчиком, чтобы исполнение условий тура производилось не туроператору (турагенту), а непосредственно его клиенту. При этом турист вправе требовать от принимающей стороны (перевозчика) надлежащего исполнения в свою пользу.
Таким образом, правоотношение, возникающее в результате заключения договора об оказании туристских услуг - это отношения между туристом и туристической фирмой, объектом которого является перевод на туриста прав по обязательствам оказать услуги, входящие в путешествие, различными поставщиками услуг. Необходимо отметить, что в силу социальной направленности туристической политики нашего государства в рамках защиты прав потребителей (турист - это потребитель) туристическая фирма отвечает за надлежащее исполнение своих обязательств поставщиками услуг перед туристом.
2. Человек и гражданин в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма
Одним из элементов гражданских правоотношений являются его участники, которые называются субъектами права. Субъекты права - это лица (физические или юридические), обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Все субъекты права обладают двумя юридическими качествами: правоспособностью, дееспособностью. Люди, как субъекты гражданских правоотношений, именуются физическими лицами или гражданами. Граждане принимают активное участие в гражданском обороте и являются важнейшими субъектами гражданских прав и обязанностей. К физическим лицам как субъектам правоотношений гражданское законодательство России относит следующие категории: граждане РФ, иностранные лица, лица без гражданства, бипатриды - лица с двойным гражданством7.
Правоотношение, возникающее в результате заключения договора об оказании туристских услуг, это отношения между туристом (кредитором) и туристической фирмой (должником), объектом которого является перевод на туриста прав кредитора по обязательствам оказать услуги, входящие в путешествие, различными должниками (поставщиками услуг). В силу социальной направленности туристической политики государства в рамках защиты прав потребителей туристическая фирма отвечает за надлежащее исполнение своих обязательств поставщиками услуг перед туристом.
Особенностью туристской услуги как объекта гражданского правоотношения является то, что она складывается из двух составляющих, каждая из которых может существовать самостоятельно. Во-первых, это результат деятельности туроператора (под результатом следует понимать потребленную услугу); во-вторых, волевая целенаправленная деятельность по продвижению, формированию и реализации туристического продукта.
______________________________
7 Писаревский Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы // Юрист – 2007. -№4. - С. 41.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Право на отдых и право на свободу передвижения являются основополагающими правовыми категориями для всего законодательства о туризме. Развитие туризма было бы невозможно без создания для граждан определенных гарантий: сокращения рабочего времени и установления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 37 Конституции РФ).
Можно сказать, что установление гарантий является предпосылкой для возникновения «права на туризм», в состав которого можно включить право на отдых и право на свободу передвижения. Право на отдых посредством занятия туризмом, не может быть реализовано без конституционных положений о свободе передвижения (ст. 27 Конституции): каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27 Конституции РФ).
Вместе с тем, «право на туризм» вытекает также из иных конституционных норм. В процессе совершения туристической поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также право на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ). Неотъемлемым условием туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация об ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ). «Право на туризм» не может быть обеспечено без гарантий. Статья 61 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами8.
С правом потребителя на безопасность услуги неразрывно связано его право на информацию, так как во многих случаях безопасность туриста зависит
______________________________
8 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) // Российская газета - № 237 - 25. 12. 1993.
от той информации,
которую ему предоставляет
За последние несколько лет, вступили в силу важные поправки, внесенные в Закон «О защите прав потребителей»9. Поэтому целесообразно рассмотреть как эти изменения повлияли на права и обязанности туриста в связи с оказанием туристических услуг.
Изменен пункт 4 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей», где установлено, что клиент не обязан компенсировать фирме фактически понесенные расходы, если он отказывается от договора (ранее звучало «при расторжении договора»). То есть фирма не может удерживать фактически понесенные расходы по договору в случае отказа потребителя от его исполнения. Однако это положение применяется лишь тогда, когда туристическая фирма нарушила сроки исполнения своих обязательств по договору. Например, организовала туристу путешествие, скажем, с 15 сентября вместо установленного в договоре срока 10 сентября.
Если же туристическая фирма выполняет свои обязательства в срок, а турист по своим причинам отказывается от договора, то в этом случае он обязан возместить туристическая фирме фактически понесенные ею затраты. Эта норма прописана в статье 782 Гражданского кодекса РФ. В прежнем законодательстве штраф больше в два раза, чем установленный в новой редакции закона, однако суд мог решать, взыскивать такой штраф или нет. Теперь же штраф будет взыскиваться в обязательном порядке.
Изменения, внесенные в Закон «О защите прав потребителей», в основном расширили права граждан и возможность защиты их интересов при возникновении конфликта с турфирмами. Защита прав потребителей при оказании туристических услуг имеет ряд особенностей: во-первых, источником правового регулирования данных отношений выступают одновременно
______________________________
9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.06.2012)
2 закона: Закон «О защите прав потребителей» и Закон «О туристской деятельности»; во-вторых, действует претензионный порядок предъявления требований к качеству туристического продукта.
В статье 10 Федерального закона «О туристской деятельности», выделены следующие существенные условия договора на оказание туристических услуг: информация о туроператоре или турагенте (продавце): сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристического продукта; информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристического продукта; дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристического продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом10.
Вероятно, закрепление в качестве существенных условий договора столь подробной информации имело целью защиту прав туриста. Поскольку акцептом признается только полное и безоговорочное согласие туриста заключить договор на предложенных в оферте условиях, несогласование какого бы то ни было из существенных условий свидетельствует о том, что это существенное условие отсутствовало в оферте или организатор путешествия уклоняется от заключения договора. И в том, и в другом случае для организатора путешествия это может повлечь соответственно признание
______________________________
10 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ (в редакции от 03.05.2012).
договора незаключенным, применение последствий недействительности сделки, понуждение к заключению договора, возмещение убытков (при необоснованном уклонении).
По смыслу законодательных актов, какими бы ни оказались впоследствии фактически предоставляемые услуги, в случае заключения договора на основе неполной или недостоверной информации сразу же возникает проблема несоответствия воли туриста его волеизъявлению. При возникновении спора решающее значение будет иметь субъективный критерий - предположение об отсутствии у туриста-потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках туруслуги, обеспечение или не обеспечение возможности компетентного ее выбора.
Российским законодательством установлен принцип буквального толкования содержащихся в договоре слов и выражений (ч. 1 ст. 431 Гражданского кодекса РФ) то есть, потребитель будет вправе требовать предоставления только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре. Одновременно с этим следует учитывать, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»)11.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Законодательство к существенным изменениям обстоятельств относит:
- ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
- недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
______________________________
11 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.06.2012)
- резкое изменение курса национальных валют.
Заслуживает отдельного упоминания ответственность организатора путешествий за ненадлежащую информацию. Закон о туристской деятельности содержит специальное положение о невозможности освобождения организатора путешествия от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору во всех случаях, кроме одного: если он докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Таким образом, «в изъятие из общего правила, действующее законодательство не предусматривает вину (умысел, неосторожность) в качестве необходимого условия ответственности организатора путешествия (за исключением ответственности за причинение морального вреда)»12.
Особенностью отношений по туристскому обслуживанию является участие в исполнении оговоренных услуг третьих лиц (отелей, туристических клубов и т.д.). При этом в туристических договорах, как правило, не содержится указания, что должник (организатор путешествия) перелагает исполнение обязанностей по договору на третьих лиц. В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за действия избранного им для исполнения обязанностей по договору третьего лица. Вместе с тем в силу определенного указания в законе третье лицо само несет ответственность перед стороной в договоре, занимая позицию должника в соответствующем обязательстве.
Закон о туристской деятельности не содержит специального положения о том, что ответственность несет третье лицо - непосредственный исполнитель и не допускает регулирования этого положения диспозитивной нормой. Таким образом, целесообразно было бы установить ответственность лица, с которым турист заключает договор на оказание туристических услуг.
Основаниями ответственности организатора путешествия, являются:
- необоснованный отказ от заключения основного договора при наличии заключенного предварительного договора;
______________________________
12 Писаревский Е.Л. Услуга, связанная с туристской деятельностью, и туристская услуга // Адвокат. – 2008. - №10. – С. 29.
- необоснованный отказ от заключения публичного договора туристического;
- предоставление туристу ненадлежащей информации о турпродукте;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение туристического договора;