Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание

Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства. Цель определила следующие задачи:
используя дополнительную юридическую литературу, определить место государства и церкви в политической системе общества;
изложить классификацию государств в зависимости от положения в них церкви и охарактеризовать эти виды;
осуществить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между данными институтами в России, и провести их краткий анализ;
выяснить историю отношений РФ и церкви на протяжении многовекового развития и оценить их современнее состояние.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
1. Место государства и церкви в политической системе общества _________5
1.1 Место государства в политической системе общества ___________6
1.2 Место церкви в политической системе общества________________9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с церковью
________________________________________________________________14
2.1 Теократическое государство________________________________14
2.2 Клерикальное государство _________________________________16
2.3. Светское государство _____________________________________17
2.4. Атеистическое государство ________________________________19
3. Отношения государства и церкви в России__________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________31
Приложение 1____________________________________________________33
Приложение 2____________________________________________________34

Работа состоит из  1 файл

Государство и церковь.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства  и мирян. Первая, иерархиезированная часть состоит из служителей культа, совершающих религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих религиозные, а иногда и нерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное, духовное образование и т.д.) просьбы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев во всех религиях.

Отношения государства и церкви на их историческом пути были весьма разнообразны: от полного взаимоотчуждения до фактического слияния.

Как было отмечено ранее, вопрос о  принадлежности церкви к политической системе является спорным. В литературе иногда можно встретить утверждения, что церковь исключена из этой системы, так как сама отделена от государства. Мое мнение сходно с позицией других авторов – хотя церковь не является политической партией, чаще всего не ставит перед собой политических целей, она является важным элементом политической системы общества. Ранее существовали и в настоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее влияние на содержание деятельности не только отдельных органов государства, но и на государство в целом, его внутреннюю и внешнюю политику (средневековая Европа, современные мусульманские государства).

В светских же государствах они посредством  благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов  участвуют в управлении делами общества. Верующие и церковные служители  как граждане участвуют в избирательных компаниях, а в некоторых странах существуют политические партии религиозного толка (Германия, Бельгия, Италия). В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях»6 не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности.

Описать динамику влияния религии  и церкви на общественную жизнь можно с помощью понятий «сакрализация» и «секуляризация».

Сакрализация (от лат. sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.

Этот процесс в каждом обществе имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он стремился к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась после правления императора Константина и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека.

Противоположный сакрализации процесс  называется секуляризацией.

Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, мероприятия по отделению государства, других институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе - процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Этот процесс выражается  в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности. В Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный характер, то становление буржуазных отношений поставило этот процесс на закономерную основу. В оценке же последствий секуляризации для общества и государства многие ученые прошлого и современности расходятся.

Таким образом, на сегодняшний день церковь утратила свои основные позиции  в политической системе, очевидно превосходство процессов обмирщения над сакрализацией. Но хотелось бы отметить, что отделение церкви от государства, завершающее процесс секуляризации в правовом государстве, не снимает задачи взаимодействия светских церковно-религиозных и общественных сил в утверждении общечеловеческих норм и принципов во внутренней жизни общества и во внешнеполитической сфере.

С социологической точки зрения можно выделить следующие тенденции в развитии религии7:

  1. Модернизация – проявляет себя в религиозном искусстве, изменении богослужений, более активном участии в светской жизни общества.
  2. Стремление к экуменизму – тяга ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству.
  3. Плюрализация религии – появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор.
  4. Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе.
  5. Обретение религией новой социальной формы, содержащей определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему.   

Сегодня общественному резонансу деятельности церквей способствует осуждение ими распущенности нравов, преступности, алкоголизма и наркомании, активное участие в миротворческой деятельности. Их проповедь предостерегает об опасности дефицита человеческой доброты, предлагает разнообразные средства, если не преодоления, то хотя бы смягчения негативных тенденций общественного развития.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЦЕРКОВЬЮ

 

Типология государств –  это деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств8. Такая классификация содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения и даже прогнозировать дальнейшее существование. Одним из оснований такого разделения является отношение официальной власти к религии.

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления — городская община, дворец и храм. Как ранее было указано во введении в работу, существует два основных вида взаимоотношений государства и церкви:  наличие государственной церкви с закреплением ее привилегированного положение, и режим отделения церкви от государства и школы от церкви. 

История взаимоотношений церкви и  государства, степень их взаимовлияния  друг на друга позволяет выделить малые группы государств: теократические, светские, клерикальные и атеистические (конфессионально-плюралистические и воинственно-атеистические)9. См. приложение 1.

2.1 Теократическое государство

В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества» или «первосвященника» (фараона, царя, императора, халифа).

Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Источником права, законом признаются религиозные тексты (Священное писание, Коран, Сунна и т. п.) и воля главы государства и церкви. Впервые этот термин встречается в сочинениях Иосифа Флавия.

Примерами теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, деспотии Древнего Востока (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей.

Существует обоснованная точка  зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления. Поэтому после анализа рассмотренной литературы можно сделать вывод, что теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

  1. обожествление фигуры правителя;
  2. общемировое государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств;
  3. преобладание государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида;
  4. превосходство религии перед правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства.
  5. жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации;
  6. чаще всего отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов, наличие деспотической или абсолютистской формы правления;
  7. неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания;
  8. различные ограничения политической жизни общества, связанные с религиозными установками.

В настоящее время примером теократического  государства является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохраняются также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

2.2 Клерикальное государство

Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Такой статус характеризуют некоторые черты:

  1. церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь;
  2. за церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.;
  3. церковь имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах;
  4. церковь наделяется рядом юридических полномочий;
  5. в области воспитания и образования подрастающего поколения религиозные организации обладают широкими полномочиями.

 

  Например, в  Великобритании государственной  церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства - монарх. Евангелическо-лютеранская церковь является государственной во многих странах:

  1. в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;
  2. в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;
  3. в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;
  4. в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;
  5. в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.

 

 Пресвитерианская  церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью, она же формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Но в сравнении с теократией статус государственной религии в клерикальном государстве, даже в смягченной современной форме,  все же ставит церковь в большую зависимость от государства.

Информация о работе Государство и церковь