Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание

Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства. Цель определила следующие задачи:
используя дополнительную юридическую литературу, определить место государства и церкви в политической системе общества;
изложить классификацию государств в зависимости от положения в них церкви и охарактеризовать эти виды;
осуществить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между данными институтами в России, и провести их краткий анализ;
выяснить историю отношений РФ и церкви на протяжении многовекового развития и оценить их современнее состояние.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
1. Место государства и церкви в политической системе общества _________5
1.1 Место государства в политической системе общества ___________6
1.2 Место церкви в политической системе общества________________9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с церковью
________________________________________________________________14
2.1 Теократическое государство________________________________14
2.2 Клерикальное государство _________________________________16
2.3. Светское государство _____________________________________17
2.4. Атеистическое государство ________________________________19
3. Отношения государства и церкви в России__________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________31
Приложение 1____________________________________________________33
Приложение 2____________________________________________________34

Работа состоит из  1 файл

Государство и церковь.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

С 2006 года этот предмет стал обязательным в четырёх областях России, Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской. Защитники предмета и представители Церкви подчёркивают, что Основы православной культуры — курс культурологический. Ими подчёркивается, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий.

Противники курса указывают  на то, что согласно Конституции  все религии равны перед законом  и ни одна из них не может устанавливаться  в качестве государственной, а также, что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим конфессиям, и атеистов. 10 академиков РАН обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с «возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни».

Межрелигиозные отношения  в России осложняются вооружёнными конфликтами на Кавказе. Существует мнение, в особенности среди противников  российских властей, что большую  роль в этих конфликтах играют религиозные противоречия между православным христианством и исламом. Существующие в России межнациональные противоречия между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам (чеченцы, азербайджанцы), осложняются межрелигиозными противоречиями.

В настоящее время Минэкономразвития уже подготовлен законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Светская власть перестанет содержать и ремонтировать такое имущество и недвижимость. В настоящее время практически все земли и строения находятся у религиозных организаций в бессрочной аренде. Если документ все-таки будет принят, то религиозные организации, доказав свое право на имущество, смогут стать полноправными собственниками храмов, семинарий и земли под ними.

Таким образом, например, Русская православная церковь станет одним из самых крупных землевладельцев в стране. Но по условиям закона продавать свои богатства она не сможет в течение десяти лет. Кроме того, перевод земель в церковную собственность согласно закону возможен только после того, как нынешние обитатели помещений найдут себе другое место. Под программу возвращения имущества церкви не попадут объекты, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Государственные служащие, общественные и религиозные деятели отнеслись к этой инициативе по-разному. Некоторые сочли это рациональным, выгодным решением, другие – восстановлением справедливости, третьи отнеслись негативно.

У многих людей также вызывает определенное беспокойство активное участие церкви (особенно РПЦ) в деятельности СМИ, освещаемых ими выходы государственных деятелей в храмы, участие их в церковных богослужениях. Широкую огласку получили и выборы нового патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, появление которого, по моему мнению, в этом сане в ближайшем будущем приведет к изменениям в церковно-государственных отношениях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев множество самой  различной литературы, других источников информации и синтезировав, по моему  мнению, самое интересное и важное, можно сделать определенные выводы.

В светских государствах в настоящее  время каких-либо существенных разногласий  между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в  государстве стабилизировано и  не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой взгляд, государство  имеет преимущественный потенциал  воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые  обязательны к исполнению. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Хотелось бы отметить укрепление положения  церкви в России. Об этом можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

Несмотря на это, перед современным  российским обществом стоят серьезные  мировоззренческие проблемы:

    1. значительная часть населения страны пытается так или иначе связать себя с Церковью, однако имеет о ней (в том числе и о ее истории) подчас весьма причудливые представления;
    2. светское демократическое государство пытается не столько учесть особенности существования религии и Церкви в общественной жизни, сколько реализовать в нормативной правовой сфере собственные воззрения на них, сформированные либо в годы господства государственного атеизма, либо под влиянием импортированных мировоззренческих позиций, чуждых и обществу, и церкви;
    3. все это порождает существенные внутриобщественные коллизии (например, конфликт по поводу преподавания «Основ православной культуры», который свелся к диалогу «слепого с глухим»).

Проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Способом отстаивания своих взглядов религиозные фанатики и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди.

На мой взгляд, эволюция отношений  между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

Развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его  «священного образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни  и становится во все большей степени  частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. N 39. ст. 4465.
  3. Федеральный закон от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях». //  «Российская газета», N 133, 14.07.2001.

Научная  литература

  1. Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000.
  2. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права: учебное пособие. / М.: М3 Пресс.
  3. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 №11.
  4. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. / СПб.: Питер, 2008.
  5. Каневский К. Вопросы правового регулирования атеизма и защиты прав атеистов в Российской Федерации. www.atheism.ru.
  6. Клочков В. В. Религия. Государство. Право. / М.: Мысль, 1978.
  7. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. 1999 № 3.
  8. Морозова Л. А. Государство и церковь – особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.
  9. Основы социальной концепции РПЦ // Журнал Московской Патриархии. -2000.- Июнь.
  10. Официальный сайт Минэкономразвития www.economy.gov.ru
  11. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. I. М., 2002.
  12. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций.  М.: Центр, 2000.
  13. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. / М., 1973.
  14. Теория государства и права: учебник./ А. Б. Венгеров, М.: Омега-Л, 2007.
  15. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2004.
  16. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. М.: Эксмо, 2008.
  17. Теория государства и права: учебник для вузов. / Радько Т. Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  18. Теория государства и права: тезисы лекций./ В. И. Цыганов, Нижний Новгород, 2005.
  19. Черемных Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации / М.: Манускрипт, 1996.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Схема 1. Типы государств в зависимости от взаимоотношения с церковью

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 


 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Материалы опросов, проводимых ВЦИОМ (Всероссийским центром исследования общественного мнения) в декабре 2006 года.

1 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 №11. соч. С. 36. 

2 Первоначальный текст документа опубликован в «Собрании законодательства РФ», 29.09.1997, N 39, ст. 4465.

3 Теория государства и права: учебник /Н И. Матузов, А. В. Малько. М.:Юристъ, 2004. с. 96.

4 Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. М.:Эксмо, 2008. с. 53.

5 Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000, с.1462.

6 Первоначальный текст документа опубликован в «Российской газете», N 133, 14.07.2001.

7 Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. /СПб.: Питер, 2008. С. 78.

8 Теория государства и права: тезисы лекций./ В. И. Цыганов, Нижний Новгород, 2005, с. 47.

9 Теория государства и права: учебник./ А. Б. Венгеров, М.: Омега-Л, 2007, С. 203.

10Первоначальный текст документа опубликован в «Российской газете», N 237, 25.12.1993.

11 Опубликованный за подписью В. И. Ленина 23 января (5 февраля) 1918 г.

12 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. I. М., 2002. С. 109.

13 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.

14 Каневский К. Вопросы правового регулирования атеизма и защиты прав атеистов в Российской Федерации. www.atheism.ru.


Информация о работе Государство и церковь