Охрана труда молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:01, курсовая работа

Описание

Целями данной работы являются:
раскрыть понятие «охрана труда»;
охарактеризовать права работника на охрану труда и гарантии его реализации, а также обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда;
проанализировать процедуру обучения и инструктирования по охране труда;
исследовать условия заключения трудового договора с несовершеннолетними;
изучить процедуру медицинского осмотра лиц моложе 18 лет;
дать характеристику правовому регулированию охраны труда несовершеннолетних в сельском хозяйстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общие положения охраны труда…………………………………...5
Понятие охраны труда……………………………………………………5
Право работника на охрану труда и гарантии его реализации………...8
Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда……………..12
Обучение и инструктирование работников по охране труда…………15
ГЛАВА 2. Особенности охраны труда несовершеннолетних………………..19
2.1. Заключение трудового договора с лицами моложе 18 лет……………19
2.2 Работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе
18 лет……………………………………………………………………………..21
2.3. Медицинские осмотры несовершеннолетних………………………….24
2.4. Правовое регулирование охраны труда несовершеннолетних в
сельском хозяйстве………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ тп.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Общие положения охраны труда…………………………………...5

    1. Понятие охраны труда……………………………………………………5
    2. Право работника на охрану труда и гарантии его реализации………...8
    3. Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда……………..12
    4. Обучение и инструктирование работников по охране труда…………15

ГЛАВА 2. Особенности  охраны труда несовершеннолетних………………..19

2.1.     Заключение трудового договора  с лицами моложе 18 лет……………19

2.2      Работы, на которых запрещается  применение труда лиц моложе

18 лет……………………………………………………………………………..21

2.3.     Медицинские осмотры несовершеннолетних………………………….24

2.4.     Правовое регулирование охраны  труда несовершеннолетних в 

сельском хозяйстве………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Превращение труда в жизненную потребность  человека является важной составляющей развития любого цивилизованного общества. Это возможно лишь в том случае, если человек трудится в благоприятных и безопасных условиях, которые содействуют развитию всех его способностей, обеспечивают высокую производительность труда, не являются утомительными и монотонными.

    Актуальность  данной работы состоит в том, что  особой защитой государства пользуются лица до 18 лет. Это обусловлено психофизиологическими особенностями несовершеннолетних. Создать полностью безвредные и безопасные условия работы на каждом объекте, где трудятся несовершеннолетние, пока нереально. Поэтому задача охраны труда сводится к тому, чтобы путем осуществления разноплановых мероприятий свести к минимуму воздействие на них опасных и вредных производственных факторов, возникающих на рабочих местах, максимально уменьшить вероятности несчастных случаев и заболеваний работающих, обеспечить комфортные условия труда, способствующие высокой производительности.

    Основная  задача данного исследования – раскрыть правовые аспекты охраны труда несовершеннолетних.

      Целями  данной работы являются:

  1. раскрыть понятие «охрана труда»;
  2. охарактеризовать права работника на охрану труда и гарантии его реализации, а также обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда;
  3. проанализировать процедуру обучения и инструктирования по охране труда;
  4. исследовать условия заключения трудового договора с несовершеннолетними;
  5. изучить процедуру медицинского осмотра лиц моложе 18 лет;
  6. дать характеристику правовому регулированию охраны труда несовершеннолетних в сельском хозяйстве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие положения  охраны труда

    1. Понятие охраны труда

    Действующее законодательство об охране труда составляет неразрывную часть трудового законодательства. Определение понятия «охрана труда» содержится в ст. 221 ТК Республики Беларусь. [9]

    Охрана  труда — система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

    В нормотворческой практике понятие «охрана труда» употребляется в широком и узком смысле. Охрана труда в широком смысле охватывает, по сути, содержание всех норм трудового права. Это комплекс правовых мер, направленных против необоснованных увольнений и переводов работающих, отклонений от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха, а также определяющих обязанности и права нанимателя в этой области и предусматривающих социальную защиту работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, подземных и открытых горных работах и других нарушений трудовых прав граждан.

    В более узком понимании с правовой точки зрения этот термин употребляется как система нормативного обеспечения организационных, социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мер и средств, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости в процессе трудовой деятельности.

    В институте охраны труда конкретизируется основной принцип трудового права  об обеспечении охраны труда и  соответствующее субъективное право работника и его гарантии.

    Нормы и требования, предусмотренные институтом «охрана труда», являются важным элементом системы управления в сфере труда и сгруппированы в Государственный реестр действующих в Республике Беларусь нормативных правовых актов (документов) по охране труда, включающий:

  • правила и нормы по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);
  • Государственные стандарты системы безопасности труда (ГОСТ ССБТ) и отраслевые стандарты (ОСТ), руководящие документы;
  • строительные нормы и правила (СНиП и СНБ);
  • санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СанПиН);
  • специальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и контроля в области охраны труда работающих;
  • другие документы (положения, инструкции и т.п.). [10]

    Таким образом, система нормативных правовых актов (документов), обязательных для  исполнения (применения) нанимателями, руководителями и специалистами субъектов экономической деятельности, нацелена на сохранение здоровья и создание безопасных условий труда на рабочих местах и определяет их ответственность за нарушение требований нормативных актов.

    Выполнение  требований и норм нормативных актов способствует полной или частичной нейтрализации воздействия на человека в процессе трудовой деятельности вредных производственных факторов, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний. К вредным производственным факторам относятся факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

    Правовое  регулирование вопросов охраны труда тесным образом связано с теми общественными отношениями, участники которых призваны своими действиями создавать для субъектов трудовых правоотношений здоровые и безопасные условия труда. А это значит, что меры охраны труда связаны непосредственно с определенными факторами, условиями, способствующими бесперебойности, которая на данном этапе развития науки и техники может быть обеспечена экономическими, социальными, организационными, правовыми и другими средствами. Кроме того, средства охраны труда предполагают организацию эффективной службы контроля и надзора со стороны государства за выполнением участниками трудовых правоотношений требований нормативных актов по охране труда, устанавливают правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения этих требований.

    Правовой  охраной труда следует считать  систему правовых и организационных  мер хозяйствования, руководителями и специалистами (работниками), которые  способствуют полной или частичной  нейтрализации воздействия на работника  вредных производственных факторов, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, созданию под контролем органов государственного надзора и профсоюзных объединений трудовых и ученических правоотношений здоровых и безопасных условий труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Право работника на охрану труда и гарантии его реализации

    Конституционное право работника на здоровые и безопасные условия труда может быть рассмотрено в различных аспектах. Это прежде всего право работника на охрану труда (ст. 222 ТК) [9], установленное и гарантированное государством для всех граждан, т.е. элемент правового статуса граждан. Кроме того, это право работника может выступать в качестве правомочия требовать от соответствующих органов и должностных лиц надлежащей организации и охраны труда, т.е. предстает в качестве элемента конкретного трудового правоотношения. Обе эти формы тесно связаны между собой, взаимообусловлены и взаимозависимы.

    Право на охрану труда отражает не только интересы работника, но и нанимателя, отрасли, соответствующего органа территориального управления и общества в целом. Последовательное и наиболее полное его осуществление в итоге ведет к сокращению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, росту производительности груда, улучшению качества продукции и т.д.

    Условием  возникновения права на охрану труда  на производстве является вступление гражданина в трудовые или ученические  правоотношения, причем независимо от будущей специальности работника. Свое право на охрану труда работник не может не использовать. Охрана труда в коллективе не может зависеть от желания отдельных лиц, поскольку несоблюдение требований нормативных правовых актов (документов) по охране труда конкретными работниками может существенно влиять на безопасность окружающих.

    Каждый  работник имеет право на:

    1) рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда. Обязанность нанимателя обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте гарантирует данное право. Эти требования закреплены:

  • межотраслевыми и отраслевыми нормативными правовыми актами, техническими нормативными актами(правила охраны и безопасности труда);
  • ГОСТ ССТБ;
  • строительными нормами и правилами;
  • санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами;
  • иными актами (типовые инструкции, сертификаты соответствия, регламенты, технические условия и т. д.)

    2)   обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда. Данное право обязывает нанимателя обеспечить подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда.

    Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам труда являются важным элементом системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве, обеспечению конституционного права граждан на здоровье и безопасные условия труда и носят бесперебойный многоуровневый характер.

    3) обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами. Работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами условий труда, должен быть защищен от воздействия их на человека. В этих целях, при невозможности устранения этих факторов, наниматель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты или коллективной защиты.

    4) получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Об этом наниматель обязан информировать работника при заключении трудового договора (контракта), а также в процессе трудовой деятельности. Кроме того, работник вправе получать информацию по этим вопросам не только от нанимателя, но и от общественных органов, владеющих данными по охране и безопасности труда. Как правило, конкретные мероприятия по получению информации такого рода должны отражаться в трудовом договоре (контракте, соглашении), коллективном договоре или Правилах внутреннего трудового распорядка, особенно в организациях, где коллективный договор не составляется.

    5) проведение проверок по охране  труда на его рабочем месте  соответствующими органами, имеющими  на то право, в том числе  по запросу работника с его участием. Данную процедуру осуществляют специально уполномоченные государственные органы и профсоюзы – в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Непосредственно на рабочих местах должен быть обеспечен контроль со стороны руководителей работ и руководителей производств, цехов, других структурных подразделений.

Информация о работе Охрана труда молодежи