Организация охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Работа состоит из  1 файл

VVEDENIE (1).doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Охрана  труда - это система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации  предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

    В настоящее время в связи с  внедрением новых технологических  процессов возникают проблемы в  области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников.

     Выбор темы настоящего исследования обусловлен необходимостью проведения комплексного анализа правового обеспечения охраны труда, выявления проблем, возникающих при регулировании контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а так же ответственность за нарушение законодательства, и  выработки предложений по их решению.

     Цели  и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение правового обеспечения охраны труда.

      Предметом исследования являются права и обязанности работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства, регулируемые трудовым правом и отдельными нормативно-правовыми актами.

      Основной  целью исследования является определение правового обеспечения охраны труда.

      Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

      - изучить правовые средства, обеспечивающие  сохранение жизни и здоровья  работников в процессе трудовой  деятельности;

      - исследовать  государственно – правовые требования по охране труда на предприятии, дать им оценку;

        - рассмотреть обязанности работодателя  при несчастном случае на производстве и порядок расследования несчастных случаев, их учет и хранения материалов о расследовании, разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве;

      - раскрыть приостановление деятельности  и ликвидации организации или  структурных подразделений в  следствии нарушения требований  охраны труда,.

      Теоретическая основа исследования. При разработке курсовой работы были изучены труды Г.К. Аворник, В.А. Ершова, Н.В. Емельянова, Н.А. Завойкиной, Г.П. Ивлиева, Ю.М. Кузнецова В.И Миронова М.В. Мошкович,  Ю.Г. Сорокина, Б.И. Сосна, Ю.А. Терешко.

      Так же исследовались научные исследования в области административного и уголовного права А..П. Алехина., Д.Н. Бахраха, А.А. Кармолицкого, З.А. Незнамовой, Р.А. Сабитова, работы представителей науки трудового права: Л.Ю. Бугрова, С.Ф. Васличева, В.А. Глозмана, СЮ. Головиной, Н.И. Гонцова, К.Н. Гусова, И.Я. Киселева, В.И. Миронова, М.В. Охрана труда - одна из важнейших сторон любой деятельности, однако она представляется многим столь старым и привычным делом, что возможность новых подходов в этой сфере не всегда приходит. Тем не менее новые технологии пробили себе дорогу и в этой области, заставив мир по-новому взглянуть на старые проблемы. Буквально за последние 5 - 7 лет представления о правовом обеспечении охраны труда претерпели изменения, которых данный институт не знал со времен своего возникновения. Изучение подобных новаций позволяет адекватно оценить актуальные направления в области охраны труда и сформулировать задачи в этой сфере, не повторяя допущенных ошибок и не упуская ключевых элементов. Без такого подхода немыслимы ни организация современного рабочего места, ни эффективное управление современным предприятием, ни современная государственная политика в области охраны труда.

    Несмотря на постоянные исследования и разработки ученых, новая концепция охраны труда еще не имеет окончательной формулировки и продолжает развиваться как в направлении изучения рисков, так и в направлении определения наиболее эффективных методов борьбы с ними. На практике основные обязанности по повышению превентивной культуры в сфере обеспечения безопасности и здоровья на производстве, а также первичное выявление рисков и нормативное закрепление методов борьбы с ними лежат на сторонах трудовых отношений.

      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА  ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Государственное  регулирование охраны труда

    Государственное управление охраной труда - это особый вид управленческой деятельности органов государственной власти и управления, наделенных законодательством властными полномочиями по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в установленных для них сферах деятельности. В силу таких полномочий воля указанных органов, выраженная в нормативных правовых актах, предписаниях, разрешениях , является обязательной для объектов управления - подчиненных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц, граждан.

    Особым  видом управленческой деятельности в сфере охраны труда является также деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований охраны труда, включая действия по пресечению фактов нарушения требований охраны труда и применению предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами требований охраны труда в установленной сфере деятельности.

    Государственные органы, на которые возложены функции  управления охраной труда, определены ст. 216 ТК РФ. государственное управление охраной труда осуществляется прежде всего Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.1

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда, является Минздравсоцразвития России.

    В соответствии с Положением об этом Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности и принимает следующие нормативные правовые акты по охране труда:

    - перечень документации и материалов, представляемых на государственную  экспертизу условий труда;

    - предельные нормы переноса и  перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

    - порядок обучения и проверки  знаний работников организаций  в области охраны труда, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет ФСС РФ;

    - положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

    - правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического  питания;

    - межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

    - нормы и условия бесплатной  выдачи работникам, занятым на  работах с вредными условиями  труда, молока или других равноценных  пищевых продуктов;

    - перечень вредных производственных  факторов, при воздействии которых  в профилактических целях рекомендуется употребление молока;

    - перечень производств, профессий  и должностей, работа на которых  дает право бесплатно получать  лечебно-профилактическое питание  в связи с особо вредными  условиями труда;

    - перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, реализация которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    - порядок и нормы бесплатной  выдачи работникам сертифицированных  средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих  средств;

    - методические рекомендации по  разработке государственных нормативных  требований охраны труда;

    - типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, а также другие нормативные правовые акты по вопросам охраны труда.

    Указанные нормативные правовые акты содержат правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, в целях сохранения жизни и здоровья работающего населения. Разработка и принятие обязательных для исполнения нормативных правовых актов является одним из видов управленческой деятельности Минздравсоцразвития России в области охраны труда.

    В процессе реализации своих полномочий названное Министерство вправе запрашивать  и получать в установленном порядке  сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции  вопросам; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

    К числу иных федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих наряду с Минздравсоцразвития России управление охраной труда, относятся федеральные органы исполнительной власти.

    Особая  роль в системе федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, принадлежит федеральным органам исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в области условий труда.

    Под функциями указанных органов  по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.2

    Федеральными  органами исполнительной власти, осуществляющими  функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, являются федеральные службы. Федеральные агентства вправе осуществлять функции по контролю и надзору лишь в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

    Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.3

    Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти и  обеспечивает соблюдение этими органами прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за деятельностью по управлению охраной труда.4

    Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.5

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    Ознакомление  работников с требованиями охраны труда  является обязанностью работодателя.6

Информация о работе Организация охраны труда