Основные направления развития трудовых ресурсов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание

Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков, а несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления развития трудовых ресурсов 5
Понятие трудовых ресурсов и их развития 5
Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе 7
Подготовка кадров 8
Оценка результатов деятельности 9
Подготовка руководящих кадров 14
Управление продвижением по службе 16
Глава 2. Анализ процессов развития трудовых ресурсов на предприятии в современных условиях 19
Характеристика предприятия ООО Фелма 19
Анализ основных процессов развития трудовых ресурсов на примере ООО Фелма 20
Использование основных направлений развития трудовых ресурсов для решения кадровых проблем на предприятии в современных условиях 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Министерство Образования и Науки РФ

Восточно-Сибирский Государственный

 Университет Технологий и Управления

 

Межотраслевой Региональный Институт Подготовки Кадров

Кафедра

«Трудовое право и управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я   Р А Б О Т А

 

по дисциплине        «Управление трудовыми ресурсами»

 

на тему  «Основные направления развития трудовых ресурсов в современных условиях»       на примере ООО Фелма

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 

МРИПК З/О

Спец-ть: Управление персоналом

Проверил:

_____________________________

 

Дата сдачи: ____________

Дата защиты:___________

Оценка:________________

 

 

Улан-Удэ

2012 г.

Содержание 

 

Введение   3

Глава 1.    Основные направления развития трудовых ресурсов   5

    1. Понятие трудовых ресурсов и их развития      5
    2. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе           7
    3. Подготовка кадров                  8
    4. Оценка результатов деятельности              9
    5. Подготовка руководящих кадров              14
    6. Управление продвижением по службе                      16

Глава 2. Анализ процессов развития трудовых ресурсов на предприятии  в современных условиях                       19

      1. Характеристика предприятия ООО Фелма             19

      1. Анализ основных процессов развития трудовых ресурсов на примере ООО Фелма                                     20

      1. Использование основных направлений развития трудовых ресурсов для решения кадровых проблем на предприятии в современных условиях   23

Заключение                          27

Список использованных источников                     29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие персонала  является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.

Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков, а несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Факторы, влияющие на необходимость  развития персонала в современных  условиях:

  • серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;
  • бурное развитие новых информационных технологий;
  • системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации;
  • необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации;
  • участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации;
  • наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.

Цели развития персонала:

  • повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации
  • повышение эффективности труда;
  • снижение текучести кадров;
  • подготовка необходимых руководящих кадров;
  • воспитание молодых способных сотрудников;
  • достижение большей независимости рынка труда;
  • адаптация к новым технологиям;
  • рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные направления  развития трудовых ресурсов

1.1 Понятие трудовых ресурсов и их развития 

 

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы —  та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники. Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Струмилин С.Г. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы» (human resources), персонал.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ – верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост  определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более  длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется  как отношение абсолютной численности  трудовых ресурсов в конце данного  периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования  трудовых ресурсов позволяет учитывать  и определять направления повышения  их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют  определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно:

- среднесписочная и  среднегодовая численность работников;

- коэффициент текучести  кадров;

- доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности;

- средний стаж работы  по отдельным категориям работников;

- доля работников отдельных  категорий в общей их численности.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного  прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.

Когда-то работа с кадрами  заключалась исключительно в  мероприятиях по набору и отбору рабочей  силы. Идея заключалась в том, что  если удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.

Успешная программа  по развитию кадров способствует созданию рабочей силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед  организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10% без увеличения заводской стоимости изделий, то доход на капитал, вложенный организацией в развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя.

 

1.2 Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе  

 

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника  как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это общественная система, а каждый работник это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний руководитель нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя новый руководитель в действительности предпочитает устное общение.

Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенном на предыдущей работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком.

 

1.3 Подготовка кадров 

 

Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей.

Обучение полезно и  требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает  в организацию. Во-вторых, когда служащего  назначают на новую должность  или когда ему поручают новую  работу. В третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

Обучение – это  большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать  к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:

1. Для обучения нужна  мотивация. Люди должны понимать  цели программы, каким образом  обучение повысит их производительность  и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.

2. Руководство должно  создать климат, благоприятствующий  обучению. Это подразумевает поощрение  учащихся, их активное участие  в процессе обучения, поддержку  со стороны преподавателей, желание  отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в специальных центрах, а не в помещениях своей организации.

3. Если навыки, приобретаемые  посредством обучения, являются  сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения, и уже только затем двигаться дальше.

4. Учащиеся должны  почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.

Информация о работе Основные направления развития трудовых ресурсов в современных условиях