Основы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.

Содержание

Введение 4
1 Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников – основные элементы правового статуса профессиональных союзов 8
2 Отношения социального партнерства - одна из основных правовых форм представительства и защиты интересов работников профессиональными союзами. система и формы социального партнерства 18
3 Основы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами 21
3.1 Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя 21
3.2 Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 22
3.3 Гарантии трудовых прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников 28
Заключение 33
Библиографический список 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая - труд право - защита трудовых прав работников профессиональными союзами.docx

— 71.32 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 38 с., 21 источников.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ; ПРАВА РАБОТНИКОВ; СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО; ГАРАНТИИ ТРУДОВЫХ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ И  ВЫБОРНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ РАБОТНИКОВ

 

 

Профсоюзы рассматриваются  в качестве специфических субъектов  правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую  право- и дееспособность профсоюзов, основные права и обязанности, а  также гарантии их осуществления. Вместе с тем в рамках общего правового  положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования  принципа плюрализма в организации  и деятельности профсоюзов, а с другой – регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4

1 Право на  представительство и защиту социально-трудовых  прав и интересов работников  – основные элементы правового  статуса профессиональных союзов 8

2 Отношения  социального партнерства - одна  из основных правовых форм  представительства и защиты интересов  работников профессиональными союзами.  система и формы социального  партнерства 18

3 Основы защиты  трудовых прав работников профессиональными  союзами 21

3.1 Порядок  учета мнения выборного профсоюзного  органа при принятии локальных  нормативных актов и при расторжении  трудового договора по инициативе  работодателя 21

3.2 Право профессиональных  союзов на осуществление контроля  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права 22

3.3 Гарантии  трудовых прав профсоюзов и  выборных профсоюзных работников 28

Заключение 33

Библиографический список 37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, Конституция  РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Глава 58 Трудового кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Участие профсоюзов в отношениях социального  партнерства, установлении условий  труда в организации через  институт коллективного договора и  другие соглашения о труде должно стать основной, главной формой реализации защитной функции профсоюзов.

Полномочия  профессиональных союзов в урегулировании коллективных трудовых споров закреплены ТК РФ и Законом РФ от 23 ноября 1995  г. № 175 - ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.

В литературе высказывается мнение о том, что  после образования государственной  инспекции труда легализация  инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправдана, они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов. Действующее законодательство указывает на необходимость их совместных действий.

Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

  проводить независимую экспертизу  условий труда;

  принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

  защищать права и интересы  членов профсоюза по вопросам  возмещения вреда, причиненного  их здоровью на работе;

  предъявлять работодателям требования  о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни  и здоровью работников;

  направлять работодателям обязательные  для рассмотрения предписания  об устранении выявленных нарушений;

  принимать участие в рассмотрении  трудовых споров;

  принимать участие в разработке  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

  обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законов и иных  актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных  случаев на производстве.

Профессиональные  союзы, их инспекции при осуществлении  указанных полномочий взаимодействуют  с государственными органами надзора  и контроля.

Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учета мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников организации:

введение  и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев  в целях сохранения рабочих мест в случае, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовые увольнения работников (ст. 73 ТК);

увольнение  работников, являющихся членами профсоюза, по инициативе работодателя (ст. 82 ТК);

привлечение работников к сверхурочным работам  в определенных случаях (ст. 99 ТК);

составление графиков сменности при сменной  работе (ст. 103 ТК);

привлечение к работе в выходные и нерабочие  праздничные дни в определенных случаях (ст. 113 ТК);

утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

установление  системы стимулирующих выплат (ст. 144 ТК);

установление  размера повышенной заработной платы  при работе в ночное время (ст. 154 ТК);

введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301 ТК) 1.

Работодатель  перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный  орган не позднее пяти рабочих  дней с момента получения проекта  локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться  с ним либо обязан в течение  трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях  достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный  нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный  орган имеет право начать процедуру  коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован  в соответствующую государственную  инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда  обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения  выдать работодателю обязательное для  исполнения предписание об отмене этого  локального нормативного акта.

 

1 ПРАВО НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО  И ЗАЩИТУ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ  И ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ – ОСНОВНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  СОЮЗОВ

 

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных  общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и  в социальной сфере. Своей главной  задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются  в качестве специфических субъектов  правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую  право- и дееспособность профсоюзов, основные права и обязанности, а  также гарантии их осуществления. Вместе с тем в рамках общего правового  положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования  принципа плюрализма в организации  и деятельности профсоюзов, а с  другой – регламентирует статусы  отдельных уровней органов профсоюзной  системы, в частности, профкомов  предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

Главной функцией профсоюзов России является защита интересов людей  труда. При этом оптимальным методом  реализации защитной функции становится организация правового социального  партнерства – цивилизованной формы  взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и  правительственными (государственными) структурами.

Диапазон партнерской  деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации – от прямого социального  противостояния своим партнерам  до конструктивного взаимодействия с ними.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых  профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса  как субъекта трудового права, ибо  именно эта отрасль права ближе  всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов  трудового права определяется применительно  к их органам, а не к организациям. Эти органы, и, прежде всего профкомы организаций, признаются законными  представителями прав и интересов  наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает  в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих  и служащих. При этом он либо реализует  свои собственные права (например, при  осуществлении надзора за охраной  труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при  разработке и подписании коллективного  договора) 2.

С момента возникновения  на профсоюзах лежит историческая миссия объединять трудящихся на основе производственных интересов, воспитывать их в духе солидарности, защищать права и интересы трудящихся. Историческая обусловленность  и традиционность защитной функции  – характерная черта профсоюзов как общественной организации.

Основным содержанием  защитной функции профсоюзов в обществе является забота о повышении благосостояния народа, росте материального и  культурного уровня жизни трудящихся и членов их семей; защите прав и  интересов трудящихся от отдельных  проявлений бюрократизма, узковедомственного подхода к их нуждам и запросам; защите здоровья работников от неблагоприятного влияния условий труда и другие. Общность цели приводит к объединению, слиянию в единое русло действий профсоюзов и государства, направленных на охрану прав и интересов трудящихся.

Для деятельности профсоюзов при осуществлении защитной функции  характерно разнообразие методов и  форм, используемых ими в каждом конкретном случае. Профсоюзы широко применяют разнообразные воспитательные меры как к отдельным рабочим  и служащим, нарушающим общепринятые нормы, так и к руководителям, не считающимся с нуждами и  запросами трудящихся, ведут большую  разъяснительную работу. Важное место  в работе профсоюзов занимает пропаганда права, разъяснение его норм, с  тем, чтобы вооружить трудящихся необходимыми в этой области знаниями. Когда воспитательные меры не приводят к должному результату, профсоюзы  в соответствии с Уставом используют меры общественного воздействия. В  необходимых случаях в порядке реализации предоставленных им юридических прав профсоюзные органы могут применить к должностным лицам и меры государственно-правового принуждения.

Выполнение профсоюзами  защитной функции затрагивает интересы всех трудящихся. От того, как каждый профсоюзный орган выполняет  эту задачу, в значительной мере зависит его авторитет и авторитет  профсоюзов в целом. Важно определить насколько эффективны меры, применяемые ими с этой целью. Правильное понимание роли и значения защитной функции профсоюзов помогает уяснить природу профессиональных союзов в обществе, наиболее точно и полно определить конкретные задачи профсоюзов на том или ином этапе общественного развития. Специфика защитной функции профсоюзов заключается в том, что: во-первых, профсоюзы призваны защищать права и интересы трудящихся, связанные, главным образом с их общественно-трудовыми отношениями; во-вторых, основная задача профсоюзов при этом заключается в предупреждении возможных нарушений этих прав и интересов; в-третьих, профсоюзы используют при защите прав и интересов трудящихся такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата.

Информация о работе Основы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами