Особенности регулирования труда работников транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:24, доклад

Описание

В соответствии с ч. 1 ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. При поступлении на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие наличие у лица, претендующего на данную работу, соответствующих профессиональных навыков. Отсутствие этих документов является основанием для отказа в приеме на работу.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.37 Кб (Скачать документ)

Особенности регулирования  труда работников транспорта.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно  связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, определенном федеральным  органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. При поступлении  на работу, непосредственно связанную  с движением транспортных средств, должны быть представлены соответствующие  документы, подтверждающие наличие  у лица, претендующего на данную работу, соответствующих профессиональных навыков. Отсутствие этих документов является основанием для отказа в приеме на работу.

 

Постановлением Правительства  РФ от 14 января 2003 года N 13 "О порядке  утверждения Перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных  с движением транспортных средств" установлено, что Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения  РФ утверждают указанный Перечень профессий (должностей) и работ. При поступлении  на работу, которая входит в утвержденный указанными органами власти Перечень, должны быть представлены документы, подтверждающие прохождение соответствующей профессиональной подготовки.

 

Из ч. 2 ст. 328 ТК РФ следует, что прием работника на работу, непосредственно связанную с  движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, определенном органом федеральной  исполнительной власти в области  здравоохранения и федеральным  органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Медицинские осмотры  проводятся и в процессе трудовой деятельности, непосредственно связанной  с движением транспортных средств. В настоящее время их прохождение регламентируется Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденным Минздравом РФ от 14 марта 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями). Отсутствие медицинских документов о прохождении данного осмотра является основанием для отказа в приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Нарушение сроков прохождения медицинских осмотров в течение трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, является основанием для отстранения работника от работы на основании ст. 76 ТК РФ.

 

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно  связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами  установленной для них продолжительности  рабочего времени при выполнении работ, непосредственно связанных  с движением транспорта, а также  с вредными и (или) опасными условиями  труда. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий  труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Однако установление этих особенностей не может ухудшать положение работников транспорта по сравнению с ТК РФ.

 

Постановлением Минтруда РФ N 16 от 25 июня 1999 года утверждено Положение  о рабочем времени и времени  отдыха водителей автомобилей, которое  действует с изменениями и  дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 2001 года N 77. В  нем имеются условия, которые  создают более благоприятные  условия труда, чем предусмотрены  ТК РФ. В соответствии с п. 7 данного  Положения работодатель не может произвольно вводить суммированный учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени для водителя автомобиля может быть введен работодателем по согласованию с профсоюзным органом организации, а при его отсутствии - по согласованию с работником. Решение работодателя о введении суммированного рабочего времени должно быть мотивировано, оно может быть обжаловано работниками, их представителями в лице профсоюзов в судебном порядке.

 

По общему правилу суммированный  учет рабочего времени водителей  автомобилей вводится за один календарный  месяц. Исключение из этого правила  составляют случаи перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний  период и на других перевозках, связанных  с обслуживанием сезонных работ. На сезонных работах учетный период может быть установлен до шести месяцев. Тогда как в соответствии со ст. 104 ТК РФ учетный период может устанавливаться  сроком до одного года. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению специальная норма, создающая  для водителей автомобилей более  благоприятные по сравнению с  общим правилом условия.

 

В п. 8 названного Положения  установлено правило о том, что  при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда  при осуществлении междугородней  перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность  ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время  в пути превышает 12 часов, то в рейс должны направляться два водителя.

 

В соответствии с п. 11 рассматриваемого Положения ненормированный рабочий  день может быть установлен водителям  легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение о введении ненормированного рабочего дня должно быть принято работодателем по согласованию с действующим в организации профсоюзом, а при его отсутствии - по согласованию с работником.

 

Таким образом, решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня может быть принято только по отношению к водителям, занятым  на перечисленных в п. 11 Положения  работах, и только по согласованию с  представителями работников, а при  их отсутствии - по согласованию непосредственно  с работниками. Работники, их представители  в лице профсоюзов могут обжаловать решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня в  судебном порядке.

 

В свою очередь, ст. 101 ТК РФ условие  о ненормированном рабочем дне  позволяет установить по отношению  ко всем работникам организации соглашением, коллективными договором или  правилами внутреннего трудового  распорядка. Очевидно, что по отношению  к водителям автомобилей общее  правило также не применимо, поскольку  специальная норма предусматривает  более благоприятные для работников условия, чем общая.

 

В состав рабочего времени  водителей включаются следующие  периоды: 1) время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов  в день; 2) периоды остановок для  кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут; 3) время, необходимое для  подготовительно-заключительных работ  перед выездом на линию и после  возвращения с нее; 4) периоды медицинских  осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии; 5) периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; 6) периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов; 7) периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; 8) периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем.

 

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых  непосредственно связан с движением  транспортных средств, помимо ТК РФ регламентируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Для достижения перечисленных в  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, в  частности для обеспечения жизни  и здоровья других людей, по отношению  к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с  движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением  транспорта.

 

Критерием для дифференциации в правовом регулировании труда  работников транспорта выступает особый характер выполняемой ими трудовой функции. Трудовые обязанности указанных  работников связаны с осуществлением деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. С целью  защиты их прав в нормах трудового  законодательства предусмотрены особые условия для выполнения работ, непосредственно  связанных с движением транспортных средств.

 

Особенности режима рабочего времени работников плавающего состава судов внутреннего водного  транспорта.

 

Положение №133 устанавливает  особенности режима рабочего времени  и времени отдыха членов экипажа  судна, заключивших трудовой договор  с работодателем:

-   работников командного  состава судна (за исключением  врача);

-   судовой команды.

 

Положение №133 регулирует время  работы и отдыха работников плавсостава  в период нахождения судов в эксплуатации, в том числе время подготовки к ней и вывода из нее.

 

Следует обратить внимание, что согласно пункту 4 Положения  №133 оно должно применяться не только судовладельцами, но и арендаторами – работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также следующие виды работ:

·   ледокольные работы;

·   рейдовые работы;

·   аварийно-спасательные работы;

·   вспомогательные  работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием  потребностей судовладельцев;

·   дноуглубительные работы;

·   обстановочные работы;

·   другие работы нетранспортного  характера, в том числе учебный  процесс.

Для работников плавсостава  устанавливается суммированный  учет рабочего времени, причем учетный  период на должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Нормальная продолжительность  рабочего времени работников плавсостава  не должна превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов, входные  дни – суббота и воскресенье.

 

Сокращенная рабочая неделя (36 часов) и сокращенный рабочий  день (смена) (7,2 часа) установлены для  следующих категорий работников:

 

-   для женщин –  работников плавсостава, работающих  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях;

 

-   для работников  в возрасте от 17 до 18 лет.

 

Работодатель или по его  поручению капитан судна составляют графики несения вахт или расписания выполнения работ, определяющие время  начала и окончания ежедневной работы. Следует обратить внимание, что продолжительность  вахт в ночное время не сокращается.

 

На судах, эксплуатируемых  круглосуточно, при экипажном методе работы, то есть при постоянном нахождении на борту всего экипажа судна, устанавливается трехсменная вахта. Если же применяется бригадный метод  работы, то есть экипаж разделен на бригады  для обеспечения несения вахт, могут быть установлены трехсменная  или двухсменная вахта.

 

На судах, которые эксплуатируются  не круглосуточно, устанавливается  двухсменная или односменная  вахта.

 

Возможность устанавливать, работу со сменой экипажа предусмотрена  на судах смешанного «река-море»  плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени  за учетный период при эксплуатации свыше 6 месяцев.

 

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность  работы между двумя периодами  отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней.

 

На скоростных судах устанавливается  односменный или двухсменный  режим работы плавсостава. Если по условиям работы требуется присутствие двух вахт, время нахождения на борту  между вахтами включается в рабочее  время в размере, установленном  коллективным договором или локальным  нормативным актом организации  с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного  органа работников, но не более 50 процентов.

 

Максимальная продолжительность  ежедневной работы (смены), включая  время несения вахт, выполнения работ  за недостающего по штату работника  и дополнительных работ, не входящих в круг обязанностей, что допускается  с письменного согласия работника, не должна превышать 12 часов.

 

Пунктом 14 Положения №133 установлено, что продолжительно периода  ежедневной 12-часовой работы при  двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (кроме  скоростных) не должна превышать 30 суток  подряд. Более длительный период ежедневной 12-часовой работы при двухсменном  режиме работ может быть установлен при работе флота на реках с  ограниченными сроками навигации  при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Длительность такого периода не должна превышать 3 месяцев.

 

Мы отмечали, что работники  плавсостава могут привлекаться к выполнению обязанностей недостающих  по штату работников, перегрузочным  и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей, но только с письменного согласия работника. Обязанностью работников является выполнение аварийных и авральных  работ, объявленных капитаном судна, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в  помощь вахтенным. Перечень аварийных  и авральных работ приведен в  разделе IY Положения №133, при этом при эксплуатации судов на морских  путях действует перечень авральных  работ, предусмотренный для работников плавсостава судов морского флота.

 

Авральные работы, выполняемые  сверх установленной продолжительности  рабочего времени, учитываются особо.

 

В межнавигационный период рабочее время и время отдыха работников плавсостава при их использовании  на зимнем отстое, саморемонте и  других работах учитывается в  соответствии с трудовым законодательством  Российской Федерации и правилами  внутреннего трудового распорядка организации.

Информация о работе Особенности регулирования труда работников транспорта