Ответственность за нарушение турдовых прав работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
1.Понятие и формы защиты трудовых прав работников………………………6
1.1 Виды ответственности за нарушение трудового законодательства……..11
1.2.Самозащита трудовых прав…………………………………………………27
2.Анализ основных нарушений трудовых прав………………………………..28
2.1.Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников………………………………………………………… ……....33
2.2.Защита трудовых прав с помощью государственного надзора.... ……….43
3.Проблемы трудового кодекса, и рекомендации по их устранению…………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Тоточенко С. ТЭ 482 курсовая.docx

— 101.49 Кб (Скачать документ)

Государственный надзор и  контроль и общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда распространяются на организации всех видов и форм собственности.

Ныне на уровне Трудового  кодекса (ст. 370) закреплены права профсоюзных  инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;

- проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечения безопасности работников  организации;

- принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

- получать от администрации  организаций информацию о состоянии  условий и охраны труда, а  также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- защищать права и интересы  членов профсоюза по вопросам  возмещения вреда, причиненного  их здоровью на работе;

-предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях непосредственной угрозы  жизни и здоровью работников. Как видим, здесь права профсоюзных  инспекторов труда такие же, как  и у государственных инспекторов  труда, т. е. властного характера;

- направлять работодателям  представления об устранении  выявленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмотрения;

- осуществлять проверку  состояния условий и охраны  труда, выполнения обязательств  работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в  качестве независимых экспертов  в работе комиссий по испытаниям  и приему в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства;

- принимать участие в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств  по коллективным договорам и  соглашениям, а также с изменениями  условий труда;

- принимать участие в  разработке проектов подзаконных  нормативных актов об охране  труда и согласовывать их в  порядке, установленном Правительством  РФ;

- обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев  на производстве.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Анализируя указанные  права профсоюзных инспекторов  труда и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвержденное высшим профсоюзным органом) предоставил им существенные права  по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использовали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.

 

 

2.2 Защита трудовых прав  путем государственного надзора

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов  государственной власти в сфере  трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных  законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Государственный надзор и  контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней5, Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях.

В развитие указанного международного документа в Российской Федерации  был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции  труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»1, постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной  организации труда № 81 об инспекции  труда, Положение о федеральной  инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции  труда. К их числу относятся:

- обеспечение соблюдения  и защиты, трудовых прав и свобод  граждан, включая право на безопасные  условия труда;

- обеспечение соблюдения  работодателями трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

- обеспечение работодателей  и работников информацией о  наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения  соответствующих органов государственной  власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений,  которые не подпадающих под  действие законов и иных нормативных  и актов.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции  труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ:

1) осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и  восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляют в соответствии с законодательством Российской 
Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный  надзор за строительством новых  и реконструкцией действующих  объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в  целях предотвращения отступления  от проектов, ухудшающих условия  труда, снижающих их безопасность;

7) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права,  готовят соответствующие предложения 
по их совершенствованию;

8) анализируют состояние  и причины производственного  травматизма и 
разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в 
расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

9) дают заключения по  проектам строительных норм и  правил, других нормативных документов  о соответствии их требованиям  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права,  рассматривают и согласовывают  проекты отраслевых и межотраслевых  правил по охране труда;

10) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

11) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

12) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

13) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

14) осуществляют информирование  и консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

информируют общественность о выявленных нарушениях трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

готовят и публикуют ежегодные  доклады о соблюдении трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, в установленном порядке  предоставляют их Президенту РФ и  в Правительство РФ.

В системе федеральной  инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы трудового  кодекса и рекомендации по  их устранению

Трудовой кодекс Российской Федерации пришёл на замену Кодексу  законов о труде Российской Федерации, который действовал в нашей стране с 1971 года.

Представляется, что действующий  Кодекс должен был учесть в своих  положениях реалии современного российского  общества, установить справедливый баланс между интересами работников и работодателей.

К сожалению, российским парламентариям так и не удалось отойти от советской  доктрины регулирования трудовых отношений, что привело в конечном итоге  к невозможности для большинства  работодателей выполнять значительную часть предусмотренных законодательством  обязательств перед работниками. Это  в свою очередь вело к тому, что  многие нормы данного правового  акта оставались «мёртвыми», не применяемыми на практике, либо применяемыми в меньшинстве  случаев.

Действующий Трудовой кодекс очень трудно проходил процедуру  своего принятия в Федеральном Собрании. Достаточно сказать, что вариантов  документа было 7, слушания и обсуждения шли около 5 лет.

Информация о работе Ответственность за нарушение турдовых прав работников