Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:45, доклад

Описание

Отношения социального партнерства:
а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);
б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО.docx

— 46.55 Кб (Скачать документ)

СОЦИАЛЬНОЕ  ПАРТНЕРСТВО (ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ)

Социальное  партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Формы социального  партнерства:

1) коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

 

Профессиональные Союзы

добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Как общественная организацияпрофсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Право на объединение в профсоюзы предусмотрено ст.30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Конвенция МОТ № 87 ""О свободе ассоциаций и защите права на организацию"" 1948 г., ратифицированная СССР и действующая в РФ, предусматривает, что трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью, выходить из профсоюза. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Основные права, обязанности, ответственность, а также гарантии и защита прав профсоюзов закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. ""О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"". Отдельные права и гарантии профсоюзов, связанные с защитой интересов работников, предусматриваются КЗоТ, а также Законами РФ от 19 мая 1995 г. ""Об общественных объединениях""; от 23 ноября 1995 г. ""О порядке разрешения коллективных трудовых споров""; от 11 марта 1992 г. ""О коллективных договорах и соглашениях""; Основами законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. и рядом других нормативных актов. ???????????? Особая роль при осуществлении профсоюзами своих целей и задач отводится их уставам. В соответствии со ст.7 Закона о профессиональных союзах от 12 января 1996 г. профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции и другие мероприятия. Имеется в виду, что профсоюзы самостоятельно определяют объем прав, которые они могут реализовать в соответствии с законодательством. Профессиональные союзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5). Закон профессиональных союзов предусматривает возможность регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в реестр общественных объединений. При этом органы, осуществляющие такую регистрацию, не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае они продолжают осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, но не имеют прав юридического лица (ст.8). Таким образом, предусмотренная регистрация является уведомительной и не ущемляет прав профессиональных союзов.Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом. В том случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта РФ по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается (ст.10). Данное требование закона означает повышенную защиту государством прав профсоюзов, поскольку только высшие судебные органы по представлению соответствующих прокуроров вправе приостановить или запретить их деятельность и только за очень серьезные нарушения законности. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров (соглашений). Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, в занятости, медицинском страховании, пенсионном и других фондах, формируемых за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами (ст.15). Федеральным законом о профессиональных союзах от 12 января 1996 г. за профсоюзами закреплены права практически во всех сферах и вопросах, связанных с трудовыми отношениями работников, в том числе: право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст.11); право на содействие занятости (ст.12); право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст.13); право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст.14); право на информацию (ст.17); право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст.18); право на участие в коллегиальных органах управления организацией (ст.16); право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст.19); права в области охраны труда и окружающей природной среды (ст.20); права профсоюзов на социальную защиту работников (ст.22); право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст.23). В новых экономических условиях профсоюзы утратили право законодательной инициативы. Однако закон предусматривает (ст.11), что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Профсоюзы имеют право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников является основополагающим правом, определяющим как политику профсоюзов, так и их положение в политической системе общества. Профсоюзы и их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В части реализации предоставленных профсоюзами прав на содействие занятости профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или частное приостановление производства (работы), которые влекут за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за 3 месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации или их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. Очень важно то, что в данном случае профсоюз представляет не только своих членов, но и других работников, уполномочивших его на представительство. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения и ассоциации вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом. Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Очень важным в новых экономических условиях представляется право профсоюзов на информацию, проведение консультаций с работодателями, а также на беспрепятственное посещение организаций и рабочих мест, где работают члены соответствующих профсоюзов. Право на информацию состоит в том, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе беспрепятственно и бесплатно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Своевременное получение информации влияет на стратегию профсоюзов, избрание ими приоритетов в своей деятельности, включение наиболее актуальных положений в коллективные договора (соглашения) при их заключении и др. Работодатель проводит консультации с профсоюзами при рассмотрении вопросов, касающихся систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), нормирования труда, и принимает решение по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, которое закрепляется в коллективных договорах (соглашениях). В этих же нормативных правовых актах могут устанавливаться порядок и сроки проведения таких консультаций, может быть расширен круг вопросов, требующих согласования с профсоюзами. В соответствии с Законом о профессиональных союзах от 12 января 1996 г. (ст.16) профсоюзам предоставлено право иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Реализуя предоставленное право, профсоюзы участвуют в управлении организацией, имеют возможность высказать свою позицию при выработке и принятии решений, имеющих существенное значение для работников. В современных условиях весьма актуальным представляется право профсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст.21). Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организациях комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля. Данное правомочие позволяет профсоюзам наиболее полно защитить интересы работников приватизируемых организаций, предупредить возможные нарушения. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. Государство гарантирует имущественные права профсоюзов (ст.24) - признание, неприкосновенность и защиту прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст.29). Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст.30). Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором (соглашением). По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору (соглашению).За невыполнение своих обязательств по коллективному договору (соглашению), за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Так, согласно ст.22 Федерального закона ""О порядке разрешения коллективных трудовых споров"" возможно привлечение к имущественной ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

.

Объединение Работодателей

организация, создаваемая работодателями в целях представительства и защиты интересов своих членов в системе социального партнерства. В соответствии с действующим законодательством объединения работодателей участвуют в деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений, в разрешении коллективных трудовых споров. Их права и обязанности в сфере трудовых отношений закреплены ст.6,7,19,20,201,22-24 Закона РФ от 11 марта 1992 г. ""О коллективных договорах и соглашениях"" (с изм., внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.); ст.5-8,12,14-16,19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. ""О порядке разрешения коллективных трудовых споров"" и другими нормативными правовыми актами. Специального законодательства об объединениях работодателей не принято. Они образуются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. ""О некоммерческих организациях"". В зависимости от того, какая категория работодателей учреждает организацию, последняя может признаваться: общественным объединением (добровольное объединение граждан-работодателей); объединением юридических лиц (ассоциация или союз); некоммерческим партнерством (организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами). Все объединения работодателей независимо от их вида являются некоммерческими организациями, основанными на членстве. В уставе объединения в качестве его целей указываются: участие в системе социального партнерства, деятельности трехсторонних органов, проведении коллективных переговоров для заключения соглашений; осуществление контроля за выполнением соглашений; участие в разрешении коллективных трудовых споров и т.п. Объединение в соответствии с учредительными документами формирует исполнительный орган. Он может быть коллегиальным и/или единоличным (ст.30 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительный орган выступает от имени объединения и осуществляет текущее руководство его деятельностью. Именно он реализует предоставленные объединению права. Создание объединений работодателей для коллективных действий в сфере трудовых отношений предусмотрено одним из основополагающих документов МОТ - Конвенцией № 87 ""О свободе ассоциации и защите права на организацию"" 1948 г. В частности, ст.2 закрепляет право свободно создавать организации без предварительного разрешения со стороны государства, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам. Организации работодателей могут вырабатывать свои уставы и регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать программу действий. Декларируется также принцип независимости от государства: государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить указанные права или воспрепятствовать их законному осуществлению. Как следует из Конвенции, организации работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Объединениям работодателей принадлежит право создавать федерации и конфедерации (объединения объединений), а также право присоединяться к ним.

 

Стороны, органы, система и формы  социального партнерства, представители  работников и работодателей

ТК  четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил  его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.

В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство РФ заключали в 1989 г. при забастовках шахтеров соглашения (двупартизм).

Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т.е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые  трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.

На  уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного  договора и его заключения (ст. 35 ТК).

Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Интересы  работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права  на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная  организация, ее орган (профком) или  иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних  комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения  профсоюзов на различных уровнях  социального партнерства и их представители (ст. 29 ТК).

При отсутствии в организации первичной  профсоюзной организации или  если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники  могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному  органу. Наличие иного представителя  не является препятствием для осуществления  профкомом его полномочий.

Кодекс  и здесь, говоря об общем собрании (конференции) работников, к сожалению, не употребляет уже укоренившийся  в нашем обществе термин “трудовой  коллектив”, а указывает расплывчато  – “работники”. Трудовой коллектив  – это объединение работников данной организации, ее структурного подразделения  на основе заключенных ими трудовых договоров с работодателем. И  говоря в ряде статей о полномочиях  общих собраний работников, Кодекс по существу закрепляет в них и  полномочия трудового коллектива, его  высшего органа – собрания (конференции).

Информация о работе Социальное партнерство