Пути совершенствования налоговой системы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- раскрыть сущность системы налогообложения, ее элементы;
- раскрыть и охарактеризовать пути совершенствования налоговой системы в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1 Сущность и принципы налогов………………………………………...

1.2 Функции налогов, налоговая система…………………………………

1.3 Принципы и элементы налогообложения……………………………..

2 ВИДЫ НАЛОГОВ

2.1 Общегосударственные налоги…………………………………………

2.2 Местные налоги и сборы……………………………………………….

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

3.1 Эффективность реализации налоговой политики в Украине………..

3.2 Основные направления реформирования налоговой системы………

3.3 Совершенствование механизмов налоговой политики………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР МАКРО.docx

— 84.53 Кб (Скачать документ)

 

    1. Принципы  и элементы налогообложения

 

Взыскание налогов основывается на выделении таких элементов системы  налогообложения: субъект и носитель налога, объект и единица налогообложения, источник уплаты, налоговая ставка и квота. Между этими понятиями  существует определенное подчинение, которое проще всего можно  проиллюстрировать, поставив вопросы: субъект – кто платит, объект – что налогооблагается, единица  – как это «что» вычисляется, источник – из каких средств оплачивается, ставка – сколько оплачивается, квота – как часть дохода удерживается.

Субъект, или плательщик налога – это то физическое или юридическое лицо, которое непосредственно его платит. Налоговая работа начинается именно с установления плательщиков, так как налоговая служба государства должна четко знать, кто именно вносит тот или иной налог в бюджет, кто отвечает за обязательства перед государством.

Термин «налогоплательщик» определяет именно субъект налогообложения. Однако этот субъект в большей  мере является только транзитным звеном прохождения доходов. Он не столько  платит налог, сколько перечисляет  в бюджет часть полученных доходов. Реальным плательщиком, или носителем каждого налога является конечный потребитель. Именно он платит стоимость товаров и услуг, а если так, то и все, что в их ценах отображается, – и затраты производства и реализации, и прибыль всех звеньев, в которых происходит движение товаров, и отчисление части полученных доходов в бюджет. Поскольку основным потребителем в любой стране является ее народ, то именно граждане везде были, есть и будут основными носителями, то есть реальными налогоплательщиками.[19]

Объект налогообложения указывает на то, что именно облагается налогами тем или иным налогом. Это второй по очередности элемент налогообложения, так как, определив плательщика, необходимо установить, что именно у него облагается налогами. Объект налогообложения должен быть стабильным, поддаваться четкому учету, иметь непосредственное отношение к плательщику, отображать именно его (а не посторонних юридических или физических лиц) влияние на данный объект. В соответствии с в Украины объектами налогообложения Законом Украины «О системе налогообложения» сссссссссссссссссссс                                                            являются доходы (прибыль),             добавленная стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законами о налогообложении.

Единица налогообложения  – это единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. Физическое измерение довольно точно отображает объект налогообложения. Например, оценка земельного участка при налогообложении проводится в гектарах, акрах, квадратных метрах и т.д. Чем больше размеры объекта налогообложения, тем больше единица измерения. Денежное измерение может быть непосредственным – при оценке доходов и опосредованным – при оценке того же земельного участка (по рыночной или нормативной цене), имущества и т.д.

Источник уплаты налога – это доход плательщика, из которого он платит налог. Источник оплаты может быть непосредственно связан с объектом налогообложения (если облагается налогами сам доход или имущество, которое приносит доход), а может и не иметь отношения к объекту налогообложения (например, налоги на имущество и землю, которые находятся в личном пользовании и не приносят дохода их собственникам).

Налоговая ставка – это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном – несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первое – в разрезе плательщиков, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второе – в разрезе различных характеристик и оценок объекта налогообложения.

Установление налоговых ставок является важнейшей и наиболее сложной  проблемой налогообложения. Именно несовершенство ставок может нарушить как фискальную значимость, так и  регулирующее действие того или иного  налога. Установление ставок налогов  может базироваться на эмпирическом методе и экономико-математическом моделировании.[1]

По построению налоговые  ставки делятся на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном вычислении. Они могут быть двух видов: фиксированные – установленные в конкретных суммах, относительные – определенные относительно к определенной величине (например, в процентах к минимальной заработной плате).

Процентные ставки устанавливаются только относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение (т.к. сумма налога имеет только денежное выражение, за исключениям натуральных налогов). Они делятся на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные – это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу, наиболее отвечают принципам равенства плательщиков.

Прогрессивные – это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения. Прогрессия шкалы налогообложения может быть простой и ступенчатой. При простой повышенные ставки применяются ко всему объекту налогообложения, результатом чего являются крайне невыгодные для плательщика интервалы налогообложения его размеров. При ступенчатой шкале прогрессии повышенные ставки применяются не ко всему объекту налогообложения, а только к той его величине, что превышает интервальные ограничения. В данном случае многое зависит от стремительности и крутизны прогрессии. Стремительность характеризует размеры интервалов – чем они меньшие, тем круче прогрессия. Крутизна характеризует соотношение максимальной и минимальной ставок. Оба этих показателя при умеренной налоговой политике должны быть воздержанными, создавая относительно льготные условия для слоев населения с низким уровнем доходов и не весьма контрибуционные для лиц с высокими доходами.

Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере возрастания объекта налогообложения. Они необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост. В практике налогообложения прогрессивные и регрессивные ставки могут применяться как в отдельности, так и вместе – в виде прогрессивно-регрессивной и регрессивно-прогрессивной шкалы ставок.

Налоговая квота – это часть налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты состоит в том, что она характеризует уровень налогообложения. С позиций социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту. Однако дело в том, что тогда значительно уменьшается налоговое влияние и возможности использования налогов как финансовых регуляторов. Поэтому в практике налогообложения налоговые квоты законодательно не устанавливаются. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

 

3.1 Эффективность реализации  налоговой политики в Украине

 

В решении тактических  и стратегических социально-экономических  задач налоговой системе принадлежит  особая роль.

Налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом [6].

Действие налоговой системы  реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. В ходе осуществляемой в Украине налоговой реформы еще не создан налоговый механизм, отражающий интересы всех субъектов переходной экономики.

В целом реформа проводится на базе обоснованных принципов (см. рис. 1). Но гипертрофированная реализация не которых функций налогов, в частности, фискальной и контрольной, привела  к неэффективному функционированию налоговой системы. Об этом свидетельствует  хотя бы тот факт, что около половины ВВП производится в сфере теневой  экономики. Дело в том, что высокое  налоговое давление побуждает предприятия  к уходу в теневой сектор. Этому  способствует также сложившаяся  необходимость участия предприятий  в наличном коррупционном обороте  при взаимодействии с контролирующими  органами. Устранение государством такого негативного фактора является важной предпосылкой дальнейшей нормализации экономических отношений.

Налоговая реформа, изменила всю систему налогообложения, ее цели и проявление функций налогов. В настоящее время главной  проблемой, определяющей действенность  системы налогообложения, является оптимизация соотношения выполняемых  ею функций. Все они реализуются  комплексно, что придает налоговой  системе новое качественное содержание, обеспечивая потенциальную возможность  реализации основных направлений повышения  ее эффективности.

Большое значение имеет  переход к возмездной (компенсационной) концепции налогов. В ее основе лежит  рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством. Поскольку система общественных услуг расширяется, концепция налоговой  возмездности находит все более  широкое применение за рубежом. Благодаря  этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте  оказываемых государством услуг, их адекватности величине налогов. Такой  подход к налогообложению значительно  повысит ответственность государства  за реализацию его регулирующих функций. [5]

Требуется также более  полный учет в налоговом механизме  всей системы интересов развивающейся  рыночной экономики: государства и  общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится  снижение налогового бремени, возлагаемого, прежде всего на юридических лиц, т. е. на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцированному  налогообложению прибыли в зависимости  от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий  в обеспечении экономического роста. Налоговая система должна ориентироваться  не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающим как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.[3]

Наконец, нужно последовательно  руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма  налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой  системы призвана иметь воспроизводственный  характер, способствовать эффективному развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.

Все это требует изменения  концепции налогообложения в  Украине. Оно должно превратиться в  решающий комплексный фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к интересам  производства, стимулируя его рост на основе использования инновационно-инвестиционного  типа воспроизводства. Необходим выбор  таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы  изъятие налогов из прибыли предприятий  не приостанавливало развития производства, как это происходит сейчас, а, напротив, создавало дополнительный импульс  для его роста [13].

Мировая практика налогообложения  уже давно базируется на положении  об эластичной зависимости между  уровнем налоговых ставок и объемом  дохода, а следовательно, и налоговых  поступлений. По мере снижения налоговых  ставок усиливается тенденция доходов  предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых  платежей в бюджет за счет возрастания  налогооблагаемой базы (объема производства, доходов).

Как установлено мировой  практикой, максимально возможный  уровень изъятия добавленной (вновь  созданной) стоимости через налоговую  систему, должен находиться в среднем  в пределах 33-35%. Дальнейшее повышение  ставок тормозит развитие производства, лишая его источников инвестиций и стимулов, сокращает налоговую  базу и ведет к уменьшению налоговых  платежей. Снижение же налоговых ставок (до определенного уровня) стимулирует  развитие производства и ведет к  росту налоговых поступлений.

При дальнейшем росте налоговых  ставок налоговые поступления резко  сокращаются. Налоговая система, таким  образом, должна строиться так, чтобы  не препятствовать проявлению предпринимательской  инициативы и интереса приложения труда  в сфере производства товаров  и услуг. К сожалению, российская налоговая система не отвечает этому  требованию. Средний уровень изъятия  доходов предприятий (добавленной  стоимости) составляет в Украине  значительно большую долю, чем  в странах с развитой рыночной экономикой, в таких как Англия, США, Германия и др.

Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Украины