Пути совершенствования налоговой системы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- раскрыть сущность системы налогообложения, ее элементы;
- раскрыть и охарактеризовать пути совершенствования налоговой системы в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1 Сущность и принципы налогов………………………………………...

1.2 Функции налогов, налоговая система…………………………………

1.3 Принципы и элементы налогообложения……………………………..

2 ВИДЫ НАЛОГОВ

2.1 Общегосударственные налоги…………………………………………

2.2 Местные налоги и сборы……………………………………………….

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

3.1 Эффективность реализации налоговой политики в Украине………..

3.2 Основные направления реформирования налоговой системы………

3.3 Совершенствование механизмов налоговой политики………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР МАКРО.docx

— 84.53 Кб (Скачать документ)

Анализ доходов федерального бюджета Украины свидетельствует  о том, что всего четыре налоговых  платежа — налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль  предприятий и плата за пользование  природными ресурсами — составляют в налоговых поступлениях около 80%. [15].

В украинской экономике  преобладают косвенные налоги (НДС, акцизы и другие). Они составляют в общей сумме поступающих  налогов более 70%. В США соотношение  обратное — около 70% составляют поступления  от прямых налогов. Значительное преобладание косвенного налогообложения в Украины  свидетельствует о недостаточной  прозрачности налоговой системы, ее завуалированности и фискальной направленности. Целесообразно в  большей мере использовать в российской налоговой системе прямое налогообложение, отвечающее требованиям современных  прогрессивных тенденций развития налоговых систем.

Одним из основных, общепринятых в цивилизованном мире, принципов  построения налоговой системы является однократность обложения. В украинской практике используется 2-3-кратное и  больше обложение налогом одних  и тех же сумм дохода.

Доля налоговых сумм в цене товаров составляет по подакцизным  товарам от 60% до 95%, а по товарам, в цене которых нет акциза — 30-60% в зависимости от их видов и  величины налоговых ставок [9]. Необходимо принять меры по ограничению многократного  обложения, о резком снижении ставок налогов при повторном налогообложении (если без него не обойтись), о более широком использовании нулевых налоговых ставок, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, начавшееся в 1992г. активное реформирование налоговой  системы было направлено, прежде всего, на решение не стратегических, а  текущих задач государства (снижение дефицита бюджета, выплат заработной платы  бюджетникам, погашение внешнего долга  и т.д.). Однако до сих пор налоговая  система не использует методы, обеспечивающие прилив капитала в наиболее прогрессивные  сферы деятельности.

 

3.2 Основные направления реформирования  налоговой системы

 

На современном этапе  реформирования налоговой системы  Украины и организации бюджетных  отношений особую актуальность получают вопросы совершенствования налогового законодательства Украины. Доходы бюджетов как регионального уровня, так  и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем  совершенства налогового законодательства Украины.

Цель реформирования налогового законодательства заключается в:

  • увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;
  • повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;
  • снижении административных издержек исполнения налогового законодательства государственных органов и налогоплательщиков;
  • обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Украины;
  • расширении налоговых полномочий законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления;
  • закрепление уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • уточнение видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Украины;
  • удовлетворение потребностей бюджетного законодательства.

Таким образом, со времени  появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально  пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил  интереса к предпринимательству. Для  украинской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Ведь ни для кого ни секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей  стране приобрело характер национальной катастрофы. [18]

Государство всеми доступными для него способами, в том числе  и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика  все, что положено по закону, а также  закрыть лазейки, с помощью которых  налогоплательщик минимизирует свои налоговые  платежи. Отсюда многочисленные ежегодные  поправки в налоговые и бюджетные  законы.

Практически у каждого  третьего налогоплательщика (35-40% прошедших  государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства – сокрытие части своих доходов  или имущества. И только 10-15% налогоплательщиков честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Противоборство государства  и налогоплательщиков особо остро  наблюдалось в период подготовки и принятия первой части Налогового кодекса Украины. В результате этого  противоборства принят документ, полный недостатков и противоречий, исправлять которые приходится уже в ходе его функционирования. Не случайно через несколько месяцев после  введения кодекса в действие в него было внесено большое количество поправок.

Налоговые нарушители используют предоставленные им законодательством  возможности для нарушения других налоговых законов. В частности, ни для кого не секрет, что для  ухода от налогообложения нечистоплотные налогоплательщики используют право  иметь неорганичное количество счетов разных видов. [16]

Реальная  налоговая реформа должна удовлетворять  следующим требованиям:

1) предельное  упрощение налоговой системы  и максимальное использование  экономически нейтральных налогов,  которые не возлагают дополнительное  бремя на прирост прибыли;

2) существенное  увеличение доходов государства  за счет расширения налогооблагаемой  базы в сторону теневой экономики;

3) выведение  вопросов социальной политики  за пределы налоговой системы.  Их решение возлагается на  иные формы государственного  регулирования, для которых создается  надежная финансовая база;

4) предоставление  субъектам Украины самостоятельных  налоговых источников, соответствующих  объему их конституционных функций;

5) сведение  к минимуму необходимости в  текущем налоговом контроле за  деятельностью предприятий, чтобы  сосредоточить ресурсы контролирующих  органов на ключевых сферах.

Весь смысл  налоговой реформы сводится к  следующим позициям. Это снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых  льгот. Реформа подразумевает изменение  принципов построения налоговой  системы: оптимизация соотношения  между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов  Украины, ее субъектов и муниципальных  образований, пока отсутствующий. Налоговая  реформа должна, далее, нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение теневого оборота, по некоторым оценкам составляющего в экономике Украины 40%. К сожалению, соответствующие реформационные цели пока не формулируются.[19]

Приходиться с сожалением констатировать, что и в проведении вышеупомянутых довольно ограниченных преобразований не просматривается  какая-либо четкая идеология. А она  нужна, ибо любая истинная реформа, тем более налоговая, не может  и не должна проводиться ради самой  себя. Налоговые преобразования призваны обеспечить не только приток в казну  дополнительных финансовых средств, но и возможность для налогоплательщиков хорошо зарабатывать.

Подлинная налоговая реформа немыслима  вне проведения эффективной налоговой  политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе  законодательной.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее  время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать  оздоровлению финансовой системы и  проведению эффективной государственной  экономической политики.

Нестабильность налоговой  системы на сегодняшний день - главная  проблема реформы налогообложения.

Совершенствование налогообложения  неразрывно связано с созданием  прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет  создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения  системы налогообложения в фактор экономического роста. [15]

 

 

 

 

3.3 Совершенствование механизмов налоговой  политики

 

Налоговая реформа, изменила всю систему налогообложения, ее цели и проявление функций налогов. В настоящее время главной  проблемой, определяющей действенность  системы налогообложения, является оптимизация соотношения выполняемых  ею функций. Все они реализуются  комплексно, что придает налоговой  системе новое качественное содержание, обеспечивая потенциальную возможность  реализации основных направлений повышения  ее эффективности.

Большое значение имеет  переход к возмездной (компенсационной) концепции налогов. В ее основе лежит  рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством. Поскольку система общественных услуг расширяется, концепция налоговой  возмездности находит все более  широкое применение за рубежом. Благодаря  этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте  оказываемых государством услуг, их адекватности величине налогов. Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государства за реализацию его регулирующих функций.

Требуется также более  полный учет в налоговом механизме  всей системы интересов развивающейся  рыночной экономики: государства и  общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится  снижение налогового бремени, возлагаемого, прежде всего на юридических лиц, т.е. на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцированному  налогообложению прибыли в зависимости  от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий  в обеспечении экономического роста.[16]

Немаловажен и переход  от пассивно-конфискационной организации  налогообложения к активно-стимулирующей  через изменение порядка формирования налогооблагаемой базы и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от источников прибыли. Налоговая система должна ориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающим как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.

Наконец, нужно последовательно  руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма  налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой  системы призвана иметь воспроизводственный  характер, способствовать эффективному развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.

Все это требует изменения  концепции налогообложения в  Украине. Оно должно превратиться в  решающий комплексный фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к интересам  производства, стимулируя его рост на основе использования инновационно-инвестиционного  типа воспроизводства. Необходим выбор  таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы  изъятие налогов из прибыли предприятий  не приостанавливало развития производства, как это происходит сейчас, а, напротив, создавало дополнительный импульс  для его роста. [4]

Мировая практика налогообложения  уже давно базируется на положении  об эластичной зависимости между  уровнем налоговых ставок и объемом  дохода, а следовательно, и налоговых  поступлений. По мере снижения налоговых  ставок усиливается тенденция доходов  предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых  платежей в бюджет за счет возрастания  налогооблагаемой базы (объема производства, доходов).

Как установлено мировой  практикой, максимально возможный  уровень изъятия добавленной (вновь  созданной) стоимости через налоговую  систему, должен находиться в среднем  в пределах 33-35%. Дальнейшее повышение  ставок тормозит развитие производства, лишая его источников инвестиций и стимулов, сокращает налоговую базу и ведет к уменьшению налоговых платежей. Снижение же налоговых ставок стимулирует развитие производства и ведет к росту налоговых поступлений. [9].

Необходимость такого методологического  подхода подтверждает также общепризнанный вывод американского экономиста Артура Лаффера, построившего кривую зависимости  общей суммы налоговых поступлений  от величины используемых налоговых  поступлений возрастает до определенного  уровня роста налоговой ставки [12].

Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Украины