Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:50, реферат

Описание

Культура Древней Руси - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

Содержание

Введение
1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
2. Культура Древней Руси
2.1 Письменность и просвещение
2.2 Книгописание на Руси
2.3 Уровень грамотности населения
2.4 Темы и жанры литературы
2.5 Летописание
2.6 Архитектура и строительство
2.7 Живопись
2.8 Музыка
2.9 Декоративно-прикладное искусство
атериальная культура

Заключение

Работа состоит из  1 файл

экзаменационный реферат по МХК.docx

— 34.39 Кб (Скачать документ)

                                                       АОУ   СПО   НСО

        «Новосибирский  педагогический колледж №1 им. А. С. Макаренко»

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Реферат по теме 

                                                  «Культура Древней Руси»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Гаврилкиной Ольги Михайловны

                                                                                                        Специальность 050144

                                                                                                        «Дошкольное образование»

                                                                                                        Курс III, группа 31

                                                                                                       Форма обучения: заочная

 

 

 

 

                                                                  2013

Содержание:

  1. Введение

1. Принятие христианства  и его влияние на развитие  русской культуры

2. Культура Древней Руси

     2.1 Письменность и просвещение

     2.2 Книгописание на Руси

     2.3 Уровень грамотности населения

     2.4 Темы и жанры литературы

     2.5 Летописание

     2.6 Архитектура и строительство

     2.7 Живопись

     2.8 Музыка

     2.9 Декоративно-прикладное искусство

    1. атериальная культура

 

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.   Введение

Культура Древней Руси - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие  в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с  культурой Киевской Руси убеждает нас  в ошибочности существовавшего  некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.

1. Принятие христианства и его  влияние на развитие русской  культуры.

Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую  культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось  двоеверие: официальная религия, которая  преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло  свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:

- была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;

- открылись новые возможности для торговли с внешним миром: Византия и Европа с большей охотой шли на контакт не с прежними "варварами" или "скифами", а с единоверцами;

- церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;

- после крещения на Руси активно начали развиваться письменность и "учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

 

Началось активное строительство  храмов на средства частных лиц, народных общин и православного духовенства. В Киеве к началу XII в. насчитывалось до 600 церквей, во Владимире - более 30. Культурными центрами христианской Руси становились монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром православной культуры стал Киево-Печерский монастырь. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье.

До монгольского нашествия  православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения  своего влияния на территорию всей страны. Ее структура находилась в  состоянии оформления. Но за время, прошедшее с официального акта крещения, православная вера все более становилась  неотъемлемой частью культуры и духовной основой Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого  государства.

2. Культура Древней Руси

     2.1 Письменность и просвещение

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они "читаху и гадаху" (читали и гадали). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись "гороухща" ("горушна").

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные  нам школы на Руси были созданы  князем Владимиром для обучения детей  как из семей знатных и средних  состояний, так и детей "убогих и неимущих родителей". Из жизнеописания  игумена Киево-Печерской обители  Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя  Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу. В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались письму, ремеслу, пению и портному делу. Для "учения книжного" использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского "Александрия", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения, сборники поучительного содержания - "Златоструй", "Маргарит", "Измарагд.

     2.2 Книгописание на Руси

Первое упоминание о книгописании на Руси относится лишь ко второй четверти XI в. В 1037 г. "Повесть временных лет" сообщает об организации Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе работ по переводу богослужебных книг с греческого на старославянский язык и их переписке. Из рукописных книг XI-XII вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках (кодексах), историками датируется началом 990-х - концом 1010-х г., хотя сама она не содержит прямых данных о времени ее изготовления. Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг. Самая ранняя из датированных пергаменных книг на 294 листах - Остромирово евангелие - была переписана дьяконом Григорием в 1056-1057 гг.

Переписка книг, по крайней  мере, до середины XVI в., оставалась исключительной прерогативой церкви. В XI-XIII вв. "книжным делом" занимались в основном представители среднего и низшего звена духовенства и их дети. Частое употребление в источниках конца XIII в. слова "писец" может свидетельствовать о том, что в это время происходило оформление книгописания как ремесленной специальности. Материалом для письма, книг и грамот на Руси в тот период служил пергамент - специально выделанная коровья, телячья или свиная кожа. Поскольку на изготовление одного пергаменного листа уходила одна шкура, производство книг, объем которых нередко превышал 200 листов, было делом весьма дорогостоящим.

Рукописные книги нарядно  оформлялись. Перед текстом обязательно  делали заставку - небольшую орнаментальную композицию в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - "инициал" - украшали орнаментом, а иногда в  виде фигуры человека, животного, птицы  или фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех  пор говорят - "писать с красной  строки". Завершался раздел "концовкой" - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов. Самым  сложным видом иллюстрирования  книги были миниатюры. Миниатюры  писали художники на свободных от текста листах книги кистью. Чаще всего  это были портреты заказчиков или  авторов книги, иллюстрации к  тексту. В XI-XIII вв. на Руси в обращении  находилось около 130-140 рукописных книг, до нашего времени дошло около 80.

     2.3 Уровень грамотности населения

После принятия христианства письменность начинает быстро распространяться в древней Руси. Уже через несколько  десятков лет появляются не только собственные "книжники", но и грамотные  иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских  семей. Позднее, во второй половине XI и  особенно в XII-XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие  слои городского населения. Обнаруженные археологами в 1951 г. в Новгороде  берестяные грамоты свидетельствовали  об уровне грамотности населения. На бересте велась деловая переписка, записи долгов и повинностей, писались челобитные и учебные задания. О  грамотности населения свидетельствуют  также надписи, сделанные на различных  предметах. Их исполняли люди разных социальных слоев - от князя до отрока (младшего дружинника), от епископа до дьячка.

     2.4 Темы и жанры литературы

В древней Руси наряду с  переводной литературой широкое  распространение получили произведения местных авторов. По мнению академика Д.С. Лихачева, скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви. Древнерусскую литературу можно сравнивать с одним колоссальным произведением, сюжет которой - мировая история, а тема - смысл человеческой жизни, поэтому древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета.

Книги в древней Руси читались обычно вслух, и принцип нормативности  распространялся на все жанры  литературы. Выбор жанра диктовался не столько индивидуальным замыслом автора, сколько целью его высказывания. Для богослужебного использования  создавались торжественная или обличительная проповеди, поучение, евангелие.

Первое и едва ли не самое  яркое свидетельство художественного  уровня древнерусской литературы - торжественное "Слово о законе и благодати" митрополита киевского  Илариона (1049 г). "Слово" подводит к мысли, что не по закону, данному греками, крещена Русь, но по благодати, явленной ей через святого князя Владимира и правящего князя Ярослава Мудрого, похвалой которому завершает Иларион свое произведение. Идеи Илариона получили дальнейшее развитие во второй половине XI в. в других литературно-публицистических произведениях: "Память и похвала Владимира" монаха Иакова, "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси".

Иными по лексике и литературным приемам являлись "Жития" святых. Предполагается, что монах Киево-Печерского монастыря Нестор был "отцом-основателем" древнерусской агиографии (от греч. "агиос" - святой). В агиографической литературе XI-XII вв. особое внимание авторы уделили поискам религиозного обоснования княжеской (затем - царской) власти как власти не просто "от Бога поставленной" и богоосвященной.

     2.5 Летописание

Особое место в духовной культуре занимали летописи. Появление их относится к XI в., а составлялись они вплоть до XVII в. и являлись одним из самых ярких проявлений древнерусской культуры. Традиционно летописью в широком смысле слова называют историческое сочинение, в котором изложение велось строго по годам, начиналось словами "В лъто" и сопровождалось годовыми, календарными, а иногда и часовыми датами. В узком смысле летописями принято называть реально дошедшие до нас тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках.

Подлинники первых летописей  не сохранились, но они восстанавливаются  с определенной степенью достоверности  на материале более поздних летописных сводов. В настоящее время в  научный оборот введено более 200 летописных списков, которые включают в себя "погодные" записи, документы, фрагменты литературных произведений. Отдельные записи о памятных событиях велись на Руси с X в., перерастая в княжеские хроники и летописи монастырей. На основе этих сведений в конце XI в. в Киево-Печерском монастыре был составлен летописный свод "Временник", включавший в себя информацию об истории древнерусского государства, некоторые факты всемирной истории и данные о Киево-Печерском монастыре. Можно предположить, что автором "Временника" был инок монастыря Никита Печерский, ставший впоследствии митрополитом Киевским.

Ярчайшим примером древнерусского летописания по праву считается "Повесть временных лет", составленная не ранее 1113 г. монахом Нестором. Лейтмотивом  летописи стали первые строки произведения: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто  в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть". Нестор-летописец был широко образованным человеком, он хорошо знал литературу разного происхождения, обладал обширными географическими познаниями. В своей летописи он использовал труды своих предшественников, в том  числе и "Временник", а события конца XI - начала XII вв. описывал как очевидец. Летопись, наряду со сведениями о важнейших политических событиях, содержит много поэтических легенд и преданий: о призвании варягов, о походах князя Олега на Царьград и против хазар, о мести княгини Ольги древлянам за смерть князя Игоря и др.

Информация о работе Культура Древней Руси